(проводится в системе спецкурса “Математика для поступающих в вузы”).
Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
Б. Шоу
Вид занятия: проблемный.
Технология обучения: проблемное обучение, контекстное обучение.
Цели занятия:
- знакомство учащихся с методом оценки решения уравнений, неравенств, систем уравнений;
- активизация мыслительной деятельности учащихся на основе осознания процесса и процедур познания как решения учебных проблем;
- усвоение учащимися обобщённых способов решения учебных проблем;
- усвоение способов информационного исследования;
- более прочное усвоение знаний, довузовская подготовка учащихся.
Задачи урока:
Обучающие:
- способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний;
- способствовать самостоятельному конструированию новых знаний;
- организация продуктивной познавательной деятельности учащихся.
Развивающие:
- способствовать созданию ситуации эффективной групповой учебной деятельности, овладению культурой ведения дискуссий в группах;
- формирование навыков анализа получаемой информации;
- способствовать умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;
- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- формирование навыков создавать целостное видение проблемы.
Воспитательные:
- изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля;
- моделирование собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения.
Виды деятельности учащихся:
- ответы на теоретические вопросы;
- творческая работа в группах;
- самостоятельное исследование и решение задач;
- построение рефлексивной модели деятельности группы и ее представление;
- самооценка результативности работы.
Ход урока.
Организационный момент.
Логическая разминка.
Установление связи с предыдущими занятиями для достижения поставленной цели: что было важным, нужным, что надо продолжить. Индивидуальное и коллективное целеполагание предстоящей работы.
Работа с таблицей: “Оценить выражение” (заполняется учащимися).
Постановка проблемы:
Творчески применяя полученные знания, вам предлагаются задания, которые имеют как идейную, так и техническую сложность, успешное их решение – в умении пользоваться “техникой оценки выражения”, когда оцениваются границы, в которых могут лежать значения каждой из частей заданного уравнения или неравенства.
Не опираясь на дополнительные теоретические сведения, выход на эту идею строится по схеме:
Анализируя решенные задания, вы должны прийти к выводу, когда есть предположение, что данная задача может быть решена методом оценки. Рассматривается каждая индивидуальная версия учеников в группе, происходит их сопоставление и обсуждение.
Работа в группах по карточкам.
Карточки для работы в группах:
Предполагаемые решения задач (версия учителя, к которой могут прийти учащиеся):
1) ;
Решение.
;
, .
Данное уравнение равносильно системе
Ответ: 3
2)
Решение.
, , , следовательно,
Данное уравнение решений не имеет.
Ответ: решений нет.
3)
Решение.
, , , , следовательно,
, следовательно,
Ответ: (0;1)
4)
Решение.
, следовательно,
, , , следовательно,
Ответ: (0;1)
5)
Решение.
, , следовательно, ,
Подставляем последнее равенство во второе уравнение системы, получаем: Решая полученные тригонометрические уравнения, получаем ответ.
Ответ:
Обсуждение итогов работы в группах, сопоставление полученных алгоритмов, новая идея решения математических задач.
Все разнообразные задачи достаточно не похожи друг на друга, однако их решения содержат общую идею - оценить одно аналитическое выражение другим выражением (чаще всего конкретным числом). “cнизу”, а другое – этим же числом “сверху”. Анализируя приведенные примеры, попытаемся сделать вывод, когда есть предположения, что данная задача может решаться методом оценки:
- если в данной части соотношения стоят ограниченные функции, а в другой конкретные числа;
- если в задаче переменных больше, чем заданных соотношений;
- если в соотношениях содержатся разного вида функции;
- если в задаче просматриваются неравенства, основанные на свойствах среднего арифметического, среднего степенного, неравенства или им подобные;
Конечно, все эти признаки не гарантируют того, что задача решается методом оценки.
Кроме того, порой применение метода сложно в техническом исполнении, поэтому, для того, чтобы овладеть им и уметь видеть, когда его применение принесёт успех, нужно прорешать большое количество задач такого типа.
Задачи для самостоятельного решения:
Задача: | Ответ: |
0 | |
1 | |
Самооценка результативности работы, используя справочный материал к занятиям, размещенный на школьном сайте.
Рефлексия.
Контент-анализ содержания работ учащихся, рецензирование и оценка.