Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока
Обучающая: Знакомство с работой графического пера DRAW. Команды движения пера по клетке и ее диагоналям. Перемещение без рисования. Абсолютное перемещение с помощью команды движения Mx,y.
Развивающая: Развитие навыков работы с координатной плоскостью. Развитие умения обобщать материал. Развитие познавательного интереса.
Воспитательная: Воспитание аккуратности и точности при построении изображений.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
III. Первичное закрепление изученного материала.
IV. Домашнее задание
V. Итоги урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Графическое перо DRAW используется для построения фигур, состоящих из отрезков, и вывода их на экран. Движение пера осуществляется на заданное число клеток в нужном направлении: вверх, вниз, вправо, влево.
Для рисования графическим пером DRAW нужно сначала перейти в графический режим. В своих программах мы будем пользоваться режимом SCREEN 12 (640 точек x 350 точек).
Пример 1. Составим программу, которая нарисует ключик (рис 1. Приложения), используя графическое перо DRAW. Масштаб одной клетки примем равным 10 точкам.
10 SCREEN 12
20 DRAW "R50 D40 L20 D40 R10 D10 R10 D10 L30 U60 L20 U40"
В приведенном примере в двойных кавычках после оператора DRAW задана последовательность однобуквенных команд, причём после каждой команды указано, на какое количество точек нужно переместить графическое перо.
Для удобства чтения команды отделены друг от друга пробелами.
Задание 1. Указать в примере 1 команду для перемещения графического пера:
а) вправо на 5 клеток {Ответ: R50}
б) вверх на 60 точек {Ответ: U60}
Запишем систему команд для движения по клетке.
- Un – двигаться на n клеток вверх
- Dn – двигаться на n клеток вниз
- Rn – двигаться на n клеток вправо
- Ln – двигаться на n клеток влево
Наш рисунок можно разместить в любой точке экрана. Для этого нужно переместить перо в эту точку. Рассмотрим следующий пример.
Пример 2. Выберем начальную точку (100,70) в качестве начальной точки рисования. Добавим в текст программы из примера 1 строку
15 DRAW "BM100,70"
Задание 2. Как изменится рисунок в примере 2, если в 15-й строке программы убрать команду B? {Ответ: Появится белый след от перемещения графического пера}.
Таким образом, за перемещение графического пера отвечает команда Mx, y, где
- x – горизонтальная координата (увеличивается вправо)
- y – вертикальная координата (увеличивается вниз)
Команда B в сочетании с командой движения перемещает перо в заданном направлении без рисования.
Задание 3. Сколько команд B нужно добавить в программу примера 2, чтобы графическое перо только перемещалось и ничего не рисовало? {Ответ: 12}
Задание 4. Нарисуйте "окошко" в ключе (рис 2 Приложения). В качестве начальной выберите точку (110,80). Для перемещения в эту точку используйте команду BM110,80.
Вариант решения.
25 DRAW "BM100,80"
30 DRAW "R30 D20 L30 U20"
Графическое перо DRAW может двигаться не только по клетке, но и по диагоналям клетки. Рассмотрим следующий пример.
Пример 3. Составим программу, которая нарисует ключик (рис. 8.) под углом 45 градусов. В качестве начальной точки рисования выберем точку (100,70).
10 SCREEN 12
20 DRAW "BM100,70"
30 DRAW "E50 F40 G20 F40 E10 F10 E10 F10 G30 H60 G20 H40"
40 DRAW "BM120,70 E30 F20 G30 H20"
Запишем систему команд для движения по диагоналям клетки
- En – движение на n клеток вверх-вправо
- Fn – движение на n клеток вниз-вправо
- Gn – движение на n клеток вниз-влево
- Hn – движение на n клеток вверх-влево
Пример 4. Нарисовать дом (рис. 9.), пользуясь только командой движения Mx,y. Начальную точку рисования выберите самостоятельно. Масштаб клетки рисования равен 10 точкам.
10 SCREEN 12
20 DRAW "BM100,70"
30 DRAW "M0,+60 M+70,0 M0,-60 M-70,0"
40 DRAW "M+35,-40 M+35,+40"
50 DRAW "BM-20,+10 M-30,0 M0,30 M+30,0 M0,-30"
III. Первичное закрепление изученного материала.
Задания для самостоятельного выполнения
Уровень A (на оценку "3"). Составить программу для рисования изображения (рис. 3, 11 Приложения). Команду перемещения Mx,y не использовать. Масштаб клетки равен 10 точкам.
Уровень B (на оценку "4"). Составить программу для рисования изображения (рис. 4, 5, 12 Приложения). В качестве начальной выбрать точку (100,120). Масштаб клетки равен 10 точкам.
Уровень C (на оценку "5"). Составить программу для рисования изображения (рис. 6, 7, 13 Приложения). Начальную точку выбрать самостоятельно. Масштаб клетки равен 15 точкам.
IV. Домашнее задание
Составить программу для построения рисунков 14 и 15 из Приложения.