Закон “Об образовании” гарантирует ребенку право на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. Родители все чаще стали выбирать школу, программу, учителя.
Для нашей школы проблема сохранения контингента учащихся возникла не вчера. В северо-западной части Центрального округа города расположены несколько школ, в т.ч. физико-математический лицей.
Как сохранить наполняемость школы, не допустить выбытие учеников, особенно трудолюбивых, способных, талантливых? Шли методом проб и ошибок. Несколько лет работали над дифференциацией обучения и воспитания, для чего классы комплектовали по способностям. Были не только “плюсы”, но и “минусы”, но тем не менее привлекательность школы возросла, количество учеников увеличилось, значительно улучшились результаты олимпиад и конкурсов.
На смену уровневой дифференциации пришли классы с меньшей наполняемостью, с более комфортными условиями пребывания. Родители оплачивали эти услуги. К нам пришли новые ученики, мы сохранили своих. Кроме того, улучшили материально-техническую базу, а это в свою очередь сработало на укрепление имиджа школы.
Несколько лет в режиме эксперимента работал комплекс “Детский сад – школа” - дети в течение полного дня обучались на базе ДОУ № 105. Спрос у родителей на такие услуги был достаточно высокий.
Параллельно структурным преобразованиям коллектив работал над повышением качества результатов обучения и воспитания, внедрением современных образовательных технологий, обеспечением доступности качественного образования, созданием условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования – ведь все это в совокупности способствует повышению имиджа школы и сохранению ее наполняемости.
Одним из главных направлений национального проекта “Образование” является информатизация учебного процесса. Над этой проблемой работаем несколько лет. За счет привлечения внебюджетных средств в период с 1996 по 2002 годы в школе были открыты два компьютерных класса, оснащенные современным оборудованием. В числе первых в городе мы подключились к Интернет. Имеющаяся база (а на сегодня в школе 3 кабинета информатики) позволяет, кроме уроков, вести дополнительное образование через дистанционные профиль-классы, заочные курсы в МИФИ, обучение по программе “Коллективный ученик” при высшем колледже информатики НГУ, участие в Интернет-олимпиадах, создание сайтов и проектов. Такая работа приносит свои результаты. В прошедшем учебном году в городском конкурсе “Новые информационные технологии” команда старшеклассников школы заняла I место, среди 7-9 кл. – 2 командное и 1 личное места, в конкурсе “Юный программист” у нас 1 место.
Многое сделано педколлективом за последние годы по обновлению содержания образования в начальной школе. На протяжении 15 лет активно сотрудничаем с Центром развития № 97, работаем по сквозным программам РО. В течение 13 лет используем методику Л.В. Занкова. В прошедшем году 11 начальных классов обучались по данной программе. Все начальные классы математику изучают по замечательному учебнику автора Петерсон, обучаются английскому языку и информатике. Трижды мы принимали выпускников ДОУ № 97, обучавшихся по программе “Одаренный ребенок” Выстраиваем траекторию дальнейшего развития детей, приобщаем к основам поисковой и исследовательской деятельности, начиная с начальных классов. В 2004г впервые в городе участником научно-практической конференции стал ученик 2 класса Хабаров Ю., а в 2006 году уже работала секция юниоров. Двое учащихся 3, 4 классов нашей школы удостоены дипломом I степени.
Индивидуальная работа с детьми дает свои результаты, они радуют и вдохновляют: растет число медалистов, победителей и призеров городских и областных олимпиад и конкурсов, уменьшается число второгодников наряду с ростом качества обучения. Успеваемость за последний учебный год составила 99,4%, качество 34%, в городских олимпиадах 2006 г. с 6 по 11 классы – 14 победителей и призеров, в начальной школе – 5. Четверо старшеклассников школы участвовали в областных олимпиадах: Иванов А., 10 кл. – 1 место по химии, Савчук И., 11 кл – 3 место по математике. 446 учащихся школы приняли участие в заочных олимпиадах “Кенгуру” и “Русский медвежонок”.
С целью индивидуализации обучения стараемся качественно организовать предпрофильную подготовку и в конце 9 класса формируем гуманитарный, физико-математический и общеобразовательные классы. Профилизацию осуществляем пока лишь за счет школьного компонента, но с 2007 г. планируем официально перейти на профильное обучение.
На протяжении нескольких лет ведем профессиональную подготовку, предлагаем на выбор курсы по подготовке секретаря офиса, секретаря-референта, пользователя ЭВМ, водителя категории ВС. О результативности этой работы говорит тот факт, что ежегодно в конкурсе по машинописи “Профессионал” наши ученики победители и призеры. Выпускница 2006г Воронова Эля печатает за минуту до 310 знаков. Хорошее дополнение к аттестату зрелости! Полученные навыки помогут выпускникам в дальнейшей учебе, в их профессиональной деятельности.
Запросы у детей и их родителей разные: одним необходим высокий уровень обучения в школе, другим важна возможность найти занятие по душе вне уроков, третьи обращают внимание на уют, комфорт.
Мы стремимся развивать все направления деятельности, в т.ч. и дополнительное образование, внеурочную деятельность. В школе работают факультативы, кружки, секции, расположен филиал ДСТШ и ежегодно около сотни ребятишек занимаются в секции велокросса. Большему охвату спортом помогает ставка тренера от Иркутского спортклуба “Байкал”, участие в программе “Любовь к спорту с детства”, которую возглавляет депутат Законодательного собрания А.А. Кайдаш. В итоге занятость уч-ся внеурочной деятельностью составляет 87,5% среди “трудных” 61%. В спартакиаде школьников за 2005- 06 учебный год школа заняла II место и по старшей и по младшей возрастным группам.
Спортивная база школы за последние 2 – 3 года значительно улучшилась за счет бюджетных и внебюджетных средств, в результате получения гранта в размере 250 т.р. в конкурсе “Сто спортивных проектов”, проводимого компанией РУСАЛ.
Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют не только занятия спортом. 11 лет работал оздоровительный центр с бесплатным физио- и фитолечением, массажем и прочими медицинскими услугами. Жаль, что переходом на областное финансирование “в бочке меда оказалась ложка дегтя” - наш центр закрыли, медиков сократили. На сегодня работает лишь стоматологический кабинет. Тем не менее, за год мы оздоровили через санаторий “Юбилейный” 66 учащихся, осенний лагерь при школе – 80, летний – 80, группу социальной поддержки – 40 детей, через экологические отряды – 42 ребенка. К слову сказать, с 2003 по 2006 г. в санаторий “Юбилейный” бесплатное лечение получили 82 учителя школы.
Какие бы мы программы не водили, какие бы условия для учеников не создавали, без хорошего, грамотного педагогического коллектива привлекательной для населения школа не будет.
В школе 2 Заслуженных учителя, 17 “Отличников образования” и Почетных работников, 30 учителей имеют высшую и I квалификационные категории; Иванова В.П. и Перепелюкова Г.Л. стали победителями конкурса лучших учителей в рамках национального проекта “Образование”, творческая группа педагогов подготовили проект и вошли в число победителей конкурса “100 спортивных проекта”.
Обеспечение доступности качественного образования невозможно без создания условий для людей, работающих в системе образования” - так сказал в одном из своих выступлений наш президент.
Как директор с большим стажем работы, скажу, что надо беспокоиться, думать о каждом работнике, создавать хорошие условия труда, побуждать людей к повышению профессионального уровня.
Современной техникой оборудованы рабочие места секретаря, заместителей директора, психологов, библиотекарей, учителей физики, химии, соц.педагогов, технологии, физвоспитания. Много сделано по ремонту и оснащению учебных кабинетов.
Неоднократно проводились курсы и семинары для работников школы по освоении компьютерной техники, в т.ч. через центр дистанционного образования “Эйдос”.
Наши успехи, а порой и неудачи, во многом определены “духом” школы, ее душой микроклиматом. Взаимопомощь, поддержка, уважение, гласность в вопросах поощрения, а особенно материального, взаимодействие администрации с профсоюзом способствуют деловой, рабочей обстановке в коллективе.
Все, о чем было сказано выше, позволило на протяжении последних лет сохранить контингент обучающихся, оставаться одной из крупнейших школ в городе.
Мы полны творческих планов, имеем достаточные педагогические резервы, чтобы сохранить положительную динамику в работе школы.