Цель урока. Рассмотрение альтернатив развития российского общества в смутное время.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выяснение причин смуты и хронологии ее развития
- Анализ возможных альтернатив развития русского общества в смутное время
- Рассмотрение философской категории “свобода”
- Интерпретация событий смутного времени с позиции свободы, как фактора общественного развития
Развивающие:
- Формирование навыков соотнесения исторических, обществоведческих понятий и социальных фактов
- Формирование навыков аналитической деятельности, решение проблемных ситуаций
- Формирование навыков устной речи и работы в группе
Воспитательные:
1. Формирование личностной позиции учащихся к общественным явлениям.
План урока,
- Смутное время: истоки и сущность
- Свобода – как фактор общественного развития
- Альтернативы развития русского общества в условиях смуты
Ход урока
Учитель истории:
Здравствуйте. Сегодня мы с вами переходим к изучению очередного этапа в русской истории – смутное время, с которым, кстати, связан новый государственный праздник – 4 ноября. Вообще историками давно подмечено, что русская история развивается своеобразными скачками, дискретно. Период спокойствия и стабильности сменяется периодом хаоса и смуты, из которого как бы вытекает новый этап развития. Так в свое время в условиях феодальной раздробленности рождалось новое единое государство, и вот наступил новый период хаоса – смутное время. И сегодня мы рассмотрим это время с позиции исторических событий и с позиций особенности развития русского общества в подобные этапы.
Причины Смуты вытекают из:
- Последствий правления Ивана IV, особенно опричнины, в ходе которой произошло первое знакомство русского общества с абсолютизмом
- Стремления различных социальных групп общества улучшить свое положение (крепостные крестьяне, боярство, дворяне)
- Тяготения народа к природному, законному царю, а не выборному.
Усугублялось положение стремлением боярства к власти, падением нравственности, неурожаями и голодом, иностранной интервенцией.
В ходе смутного времени можно выделить 3 вида кризиса, политический, связанный с пресечением правящей династии и борьбой за власть, социальный, связанный с попыткой различных социальных групп воздействовать на власть, с народными волнениями, и национальный, сводившийся к угрозам государственному суверенитету, борьбой с иностранными интервентами.
У вас на столах есть конверты с основными событиями смутного времени. Внимательно ознакомьтесь с ними. Первая группа отберет события, относящиеся к политическому кризису, вторая – к социальному, а третья к национальному.
Группы работают с материалами в течение 5-7 минут. Представитель от каждой группы вывешивает события на доску и дает коментарий.
Естественно, что из любого кризиса есть выход. Можно выделить две альтернативы:
- Через усиление режима (Абсолютная монархия)
- Через возможность общества влиять на власть (Сословно – представительная монархия)
Реализация первого пути была не возможна после опричнины, а для реализации второго пути требовалось осознание обществом понятия свободы.
Учитель обществознания:
Свобода – возможность мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Мы сегодня будем говорить о свободе как факторе общественного развития. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы личности и ее атрибутов:
- Чаще всего борьба за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом.
- Бегство от мира.
- Адаптация к миру.
- Совпадение интересов личности и общества в обретении свободы.
В истории понятие “свобода” прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” свободы “от” до “положительной” свободы “для”.
Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Ограничение человеческой свободы обусловлено зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественными силами.
Итак, вы рассмотрели два понятия “свобода от …” и “свобода для …”, а теперь, работая с материалом хронографа событий смутного времени назовите события, которые можно отнести к категории “свобода от…”, а какие к “свобода для …”
Работа в группах 5-7 минут, представители от групп озвучивают мнение группы.
Учитель истории:
Смута хоть и была своеобразным вариантам русской свободы, народ быстро уставал и в нем все сильней и сильней крепла тяга к спокойствию и стабильности, что ассоциировалось прежде всего с сильной властью. Однако установление власти Михаила Федоровича не означало окончание смуты. Попытки народа влиять на власть проявлялись еще в Бунташный век, но очень скоро были пресечены властью. И вот снова в нашем обществе говорят о свободе, вот только о какой, для ... или от..?
И пока мы не поймем различия между ними, для нас свобода будет по-прежнему пониматься как смута.
Домашнее задание – сочинение “Смутное время в моем понимании …”