В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли мы делаем для того, чтобы речь ребенка была развита? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь, и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильное слово, надо дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста. Дети справляются с этим заданием, но могут допускать ошибки. В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец правильного произношения трудных слов.
В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлял рассказы по картинкам и из личного опыта.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики, изменяет слова /правда, вначале он ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием ОВ /ЕВ/: КОВРОВ, ОКНОВ, ЗЕРКАЛОВ; строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики.
Указывая на существование у ребёнка определенного чувства языка, К.И.Чуковский отмечал: "Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивают двухлетние "лингвисты?...
Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гуления, переходящего в лепет. К 9-10 месяцам ребенок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов /мама, папа/. К году набирается до 10-12 слов. Для двухлетнего ребенка является закономерным несовершенство произносительной стороны речи: бедный словарный запас, часто употребляет облегченные слова, называет только те игрушки и предметы, с которыми играет; отсутствует правильная грамматическая связь между словами, нет некоторых звуков. К трем годам происходит интенсивное накопление словаря ребенком. В речи он пользуется почти всеми частями речи, использует односложные предложения. На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети в этом возрасте легко отмечают недостатки произношения у других детей, а у себя не слышит. Ребенок может с помощью взрослого передать содержание небольшой сказки. К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Дети начинают овладевать монологической речью. Рост активного словаря. Употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.
Вот и сегодня мы хотели бы предложить Вам некоторые игры и упражнения, которые Вы можете использовать дома вместе с детьми в свободную минуту.
ИГРЫ:
1. “Составь предложения” /средняя группа/.
ЦЕЛЬ: Развивать у детей навыки объединения пространственно разделенных объектов в единую ситуацию /предложение/. Формировать умение составлять разнообразные распространенные предложения с заданными словами, непохожие на уже придуманные; грамматически правильно сочетать слова в предложении.
ХОД: Детям предлагаются 2-3 картинки или слова, с которыми они должны составить предложения. Можно менять падеж и окончания слов, вставлять другие.
2. “Составь предложения” /старшая группа/.
ЦЕЛЬ: та же, что и в I.
Детям предлагается таблица с картинками или словами/при обучении чтению/. Надо составить переложения /по 4 картинки – игра №1: Мама, сын, санки. Папа, молоток. Бабушка, кровать. Девочка, иголка, пуговица.
Картинки к игре 2: Папа, ночь, малыш, кровать. Дедушка, осень, лопата, овощи.
Бабушка, солнце, ведро, корова. Мама, утро, бутылка, кошка/.
3. “Составь предложения” /подготовительная группа/.
ЦЕЛЬ: Та же.
ХОД: Детям предлагается картинно-графическое изображение предложения, с помощью которого они должны его составить. Используются предметные картинки, схемы движения /стрелки/, схемы предлогов, написанные предлоги, слова, картинки-заменители.
4. “Составь рассказ по сюжетной картине” /средняя группа/.
ЦЕЛЬ: Научить детей составлять простой рассказ по сюжетной картинке, следить, чтобы предложения были взаимосвязаны между собой.
5. “Составь рассказ по серии сюжетных картинок” /старшая группа/.
ЦЕЛЬ: Та же, что и в 4. Правильно и последовательно расположить картинки, чтобы события следовали лаконично.
6. “Состарь рассказ по схеме” / подготовительная группа /.
ЦЕЛЬ: Учить детей составлять небольшой рассказ из личного опыта или фантастический с опорой на схему. Уметь связывать предложения разных частей рассказа между собой. Правильно и грамотно выражать свои мысли.
7. “Хорошо - плохо” /ТРИЗ/
ЦЕЛЬ: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями с союзом ПОТОМУ ЧТО
8. “Что было бы, если бы...” /ТРИЗ/
ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать необычную концовку предложения.
Развивать фантазию, воображение.
ХОД: Что было бы, если бы города могли летать? / подготовительная группа /
Что было бы, если бы все сказки на Земле исчезли? /старшая группа /
Что было бы, если бы животные умели разговаривать? /средняя группа /
Что было бы, если бы Вашим домом стала огромная кедровая шишка? /родители/.
9. “Салат из сказок” /ТРИЗ/
ЦЕЛЬ: Помочь детям вспомнить знакомые сказки, пересказать их с опорой на картинки.
Подтолкнуть к созданию новой сказки с разными героями.
10. “Полиномы фантазии” /ТРИЗ/
11. “Сделай короче”.
ЦЕЛЬ: На слух сокращать предложения постепенно на одно слово.
ХОД:
3имой деревья часто покрыты серебристым инеем /старшая, подготовительная группы/
Зимой деревья покрыты часто инеем.
Зимой деревья покрыты инеем.
Деревья покрыты инеем.
Деревья покрыты.
- В этом глухом и темном лесу живут белки и ежи. /Родителям/.
ФКМ чередуются с играми /через 1-2/.
“Кузнечики”.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.
“Музыканты”.
И на скрипочке играю, тили-тили-тили.
Скачут зайки на лужайке, тли-тили-тили.
А теперь на барабане, бум-бум-бум.
Трам-трам-трам!
В страхе зайки разбежались по кустам!
“Цапля”.
Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться, за соседа не держаться.
“Котята”.
Вот пятеро котят, один ушел и нет его,
Ну, нет его и нет.
Вот четверо котят,
Один ночной порою на дерево залез -
Котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тихо-тихо.
Котенок услыхал -
Осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
А самый умный тот, оставшийся, последний, -
Он к миске подошел и, как и должно киске.
Лакать за пятерых стал молоко из миски. /Пальчиковая гимнастика/.
“Бычок”.
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон. /Пальчиковая гимнастика/.
“Мы писали”
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем -
Сядем, и писать начнем. /Пальчиковая гимнастика/.
В конце встречи детям дается домашнее задание в виде карточек: подготовительной группе - из данного слова найти новые слова, старшей группе - из данного слова найти ответы на вопросы, средней группе - из четырех слов зачеркнуть лишнее.