Физкультурный досуг "Подвижные игры Красноярского края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Давайте детям больше и больше содержания общего,
человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные явления.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, утвержденной правительством РФ в феврале 2001года.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры – наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли. Развивают нравственно и физически, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Что касается мотива для выбора именно русских игр и игр народов Красноярского края, то считаю не лишним в этом случае привести сначала слова одного прусского министерского циркуляра, касающегося именно рассматриваемого вопроса: “Указывая на Англию и, признавая некоторые из её учреждений достойными подражания, - говорит министр, - я далёк от мысли, что следует без дальнейших рассуждений только привить английский черенок к немецкому стволу и этим будет всё сделано. Это было бы неразумно, неполезно и даже невозможно, потому что и на почве этого проявления жизни обнаруживается особенность характера народа, который будучи перенесен без дальнейших рассуждений на другой народ, в результате должен повести к уродливости”.

И в самом деле, если даже слегка вникать в особенности детских игр у разных народов, то с первого взгляда заметно, что характер народа накладывает свой заметный оттенок на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вместе с тем, конечно, с большей возможностью для проявления своего национального характера. Игры это суть, так сказать, отражения разных сторон жизни данного народа, связующее звено веселья с деловой жизнью, а от того рода, веками установившиеся игры в данном народе и симпатичнее, и понятливее, и увлекательнее для детей этого народа.

Вот почему в своей работе я ограничиваюсь исключительно лишь русскими играми и играми Красноярского края, что способствует дальнейшему патриотическому воспитанию дошкольников, начиная знакомить их с “малой Родиной”.

Цель: Закрепление умения играть в народные подвижные игры Красноярского края: “Золотые ворота”, “Не попадись!”, “Льдинки, ветер и мороз”, “Ручейки и озёра”, “Рыбаки и рыбки”, “Важенка и оленята”.

Оборудование: маски к играм, кегли-стрелки, 2 бутафорские репки.

Ход досуга

Дети с шарами вбегают в зал под музыку Ю.Чичкова “Родная песенка” выполняют упражнения с шарами.

Ведущий: Сегодня мы дети с вами поиграем в разные подвижные игры.

- Вы хотите поиграть, свою удаль показать?

Наша первая игра – “Золотые ворота” Чья это игра?

Дети: русская народная.

Ведущий выбирает “Ворота с помощью кегли: на кого она покажет, тот и строит ворота. Игра повторяется дважды, используется скороговорка по желанию детей.

Ведущий: Послушайте слова и вспомните, о какой игре идёт речь:

Надо прыгать в круг из круга,
Не подталкивать друг друга,
А ловишке – не зевать.
И кого-нибудь поймать!

Проводится игра “Не попадись”, ловишка назначается по желанию детей.

Ведущий: “Посадил дед репку, и выросла она….”

Дети: “Большая, пребольшая!”.

Ведущий: Из какой сказки эти слова?

Дети: из русской народной сказки “Репка”

Ведущий: Но я вам не буду сказку рассказывать, а лучше мы поиграем в народную игру “Репка”.

(Дети делятся на 2 команды, надевают на голову шапочки героев сказки. Перед командами ставятся 2 репки. Объявляются правила игры. По сигналу обе команды начинают выполнять одинаковые движения. Первый оббегает репку - дедка. Затем берёт за руку бабку и бегут вдвоём вокруг репки и так далее. Побеждает та команда, которая быстрее вытянет “репку”)

Ведущий: А сейчас я прочитаю слова, а вы должны мне ответить

Вот предметы перед вами.
Для какой игры нужны?
Лучше думай и скажи….

Отгадывают “секреты”. Заранее готовы атрибуты к играм в сундучке. Дети по очереди с закрытыми глазами достают, называют игру, к какой народности относятся?

“Льдинки, ветер и мороз”. (Игра эвенкийского народа)

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая: холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь. Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал “ветер”. Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал “мороз” все выстраиваются в круг и берутся за руки. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.

“Ручейки и озёра” - вспоминают названия озёр Красноярского края (игра ненецкого народа).

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал “ручейки побежали”, все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал “озера” игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озера, называют свое озеро.

“Рыбаки и рыбки” - вспоминаем названия рыб обитающих в водоёмах Красноярского края.

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей-рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг, дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу.

“Важенка и оленята” - расширяем знания о животных живущих на севере Красноярского края (олень). (Игра долганского народа).

На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Ведущий: Хорошо мы с вами играли, свою удаль показали. А сейчас, ребята, вам угощение раздам.

Выходят два скомороха и приглашают всех на чаепитие с блинами.