Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы.
Начальная школа обязана научить осознанному чтению, письму, счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
В 2005 - 2006 учебном году школа работала по теме: "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".
Были поставлены следующие задачи:
- дальнейшее внедрение и освоение эффективных элементов современных педагогических технологий преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к деятельности учащихся;
- обновление содержания образования, введение профильного образования;
- создание здоровьесберегающих условий, обеспечивающих оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования;
- процент качественной успеваемости сделать стабильным по отношению к прошлому учебному году;
В начальных классах на 5 сентября 2005 года обучалось 310 учеников, на конец учебного года - 309. За 2005 - 2006 учебный год выбыло - 9 человек, прибыло - 8.
Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме двух смен пятидневной недели. Было открыто 12 классов - комплектов:
Расширенного обучения | 1 "Б", 2 "В", 3 "А", 4 "А" | 33 % |
Развивающего обучения по системе Л.В. Занкова | 1 "А", 2 "А", 3 "Б" | 25 % |
Общеобразовательные классы | 1 "В", 2 "Б", 3 "В", 4 "Б", 4 "В" | 42 % |
Задачи, поставленные в 2005 - 2006 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 10 учителей начальных классов, логопеда, психолога. Из них имеют:
Высшее педагогическое образование | 10 чел. | 83 % |
Средне - специальное педагогическое образование | 2 чел. | 17 % |
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях модернизации современного образования. Коллектив начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2005 - 2006 учебного года имеют:
Высшую квалификационную категорию | 4 чел. | 40 % |
Первую квалификационную категорию | 2 чел. | 20 % |
Вторую квалификационную категорию | 4 чел. | 40 % |
В 2005 - 2006 учебном году прошли курсы повышения квалификации при ТОИПКРО: Петрова О.С. по теме: "Обновление содержания начального образования"; Безуглова Л.И. по теме "Новые модели развития образования в начальной школе". Успешно прошли аттестацию и подтвердили квалификационную категорию: Петрова О.С. - высшая квалификационная категория, Глотова Г.В. - вторая квалификационная категория. Мушинская Н.П. по состоянию здоровья не смогла претендовать на подтверждение высшей квалификационной категории и была аттестована на вторую квалификационную категорию.
Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами. По традиции в начальных классах проводился праздник "День рождения школы". Все учителя готовили 3 открытых урока для родителей и коллег. Была отмечена большая работа администрации и педагогов по внедрению в практику работы элементов здоровьесберегающих технологий: доброжелательность, создание атмосферы успешности, забота школы не только о знаниях по предмету, но и о психологическом состоянии ученика, творческий подход к проведению уроков.
Решая задачу повышения качества образования через внедрение современных образовательных технологий, в 2005 - 2006 учебном году коллективом учителей начальных классов применялись следующие педагогические технологии:
- развивающее обучение по системе Л.В. Занкова (Безуглова Л.И., Павлова Л.И., Прищепова Н.И., Мешкова О.Н.);
- дифференцированное обучение (Петрова О.С., Портнягина Т.Э, Мушинская Н.П., Высоцкая И.В., Глотова Г.В., Сергеева Г.Г.)
- здоровьесберегающие технологии (элементы, все учителя начальных классов);
- игровые технологии (всеми учителями)
- технология безотметочного обучения (Мешкова О.Н., Петрова О.С., Мушинская Н.П.)
Работа в этом направлении имела практический выход в виде выступлений на педагогических советах: ноябрь 2005 года "Итоги 1 четверти. Результаты входных контрольных работ в решении задач преемственности "
1) Безуглова Л.И. по теме "Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе".
2) Мушинская Н.П. по теме "Виды контроля результатов обучения. Вводный контроль".
декабрь 2005 года "Итоги 1-го полугодия. Психологические аспекты опроса обучающегося на уроках. Современные технологии опроса и оценивания учащихся"
1) Безуглова Л.И. по теме "Современные формы и методы устного опроса"
2) Мешкова О.Н. по теме "Опрос и оценивание учебных достижений учащихся при безотметочном обучении"
3) Павлова Л.И.. по теме "Разноуровневые контрольные работы и особенности устного опроса учащихся в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"
4)Высоцкая И.В. по теме "Система опроса учащихся выпускных классов по устным предметам (история, окружающий мир)".
Активное изучение теоретических основ современных педагогических технологий проходило в рамках заседаний МО начальных классов. Широкое обсуждение получили доклады педагогов по следующим темам:
Петрова О.С. "Технологии личностно-ориентированного образования"
Мушинская Н.П. " Обучение на интегративной основе"
Сергеева Г.Г. "Групповые и коллективные технологии"
Прищепова Н.И. "Компьютерные (информационные) технологии"
Глотова Г.В. "Игровые технологии"
Портнягина Т. Э. "Витагенные технологии"
Высоцкая И.В. "Этнокультурные педагогические технологии"
Павлова Л.И. "Здоровьесберегающие технологии"
Обжерина Т.А. "Коррекция устной и письменной речи младших школьников с использованием методов развивающей кинезиологической программы"
Всеми учителями даны открытые уроки с применением данных технологий по плану МО. Подробный анализ представлен в анализе работы МО
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Осознание педагогами взаимосвязи между состоянием здоровья и качеством образования школьников проявляется в активных действиях:
- продолжает работу валеологический класс - 3 "Б" (учитель - Павлова Л.И.), который курирует доцент кафедры госпитальной терапии, кандидат медицинских наук Худякова Н. В.. Ею составлена и работает программа оздоровительных мероприятий: массаж, витаминотерапия, осмотр и консультация узких специалистов.
- проводятся уроки здоровья и беседы в 1 - 4-х классах по формированию у школьников ориентации на здоровый образ жизни как ведущую ценность;
- в учебный план школы включены курсы и факультативы здоровьесберегающего направления: "Валеология" (Павлова Л.И.), "Полезные привычки" (Безуглова Л.И., Высоцкая И.В.), "Музыка и движение" (Смирнова М.В.);
- проводятся внеклассные мероприятия: традиционный праздник "День здоровья", "Путешествие на звезду Здоровья" (один из этапов городской программы для младших школьников "Калейдоскоп чудес" - 3 "Б" класс);
- формируется служба практической психологии, работали психологи: Павловская Е.В., Попова Ю.П., логопед - Обжерина Т.А.;
- проведена массовая иммунизация учащихся: прививки против гриппа, гепатита;
Вместе с тем не все учителя в полной мере следуют принципам здоровьесберегающей педагогики. Это выражается в несоблюдении норм дозирования домашних заданий, несвоевременном проведении физминуток и динамических пауз на уроках. Хотя эти недостатки носят частичный характер, необходимо в следующем учебном году продолжить работу по их устранению. В целях оснащения школы наглядным материалом по здоровому образу жизни необходимо создать постоянно действующий "Уголок здоровья".
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно - воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методическим наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Тематический внутришкольный контроль, по плану работы на 2005 -2006 учебный год, в 1-х классах определяется необходимостью изучения процесса адаптации детей к школе, в 4-х классах - итогами обучения на начальной ступени образования и готовности к обучению в среднем звене.
Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1-х классов к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения.
Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам
(русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы. В 2005 - 2006 учебном году проводились полугодовые и годовые административные контрольные работы по текстам Министерства образования РФ. Сравнительный анализ представлен в следующих таблицах:
1-е классы | Математика | Русский язык | ||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Выполняли работу | 98 % | 99 % | 95 % | 95 % |
Справились | 98 % | 100 % | 100 % | 99 % |
Качество | 94 % | 96 % | 82 % | 91 % |
100 % учащихся справились с контрольными работами в 1 "А" (Мешкова О.Н.) и в
1 "Б" (Петрова О.С.) В этих классах также отмечено стабильно высокое качество выполнения работ. Так же отмечено высокое качество контрольных работ в 1 "В" классе (Мушинская Н.П.), хотя в классе много детей с низким уровнем готовности к школе, соматически ослабленных, из социально неблагополучных семей.
2-е классы | Математика | Русский язык | ||
2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | 2004 –2005 уч.г. | 2005 –2006 уч.г. | |
Выполняли работу | 92 % | 97 % | 94 % | 88 % |
Справились | 93 % | 93 % | 95 % | 100 % |
Качество | 87 % | 85 % | 84 % | 84 % |
Высокое качество показали учащиеся 2 "В" класса (Петрова О.С.) - класс расширенного обучения. Снижение качества отмечено во 2 "Б" классе (Глотова Г.В.) по математике на 23 % и рост качества по русскому языку на 34 %. Росту качества по русскому языку способствовали дополнительные логопедические занятия в течение всего учебного года.
3-е классы | Математика | Русский язык | ||
2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | 2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | |
Выполняли работу | 96 % | 100 % | 98 % | 99 % |
Справились | 95 % | 93 % | 95 % | 88 % |
Качество | 81 % | 75 % | 76 % | 63 % |
Высокое качество показали учащиеся 3 "А" класса (Безуглова Л.И.) Снижение качества по русскому языку наблюдается в 3 "Б" классе (Павлова Л.И.) - на 17 % и в 3 "В" классе (Портнягина Т.Э.)- на 5 %. Одной из причин можно назвать большое количество учащихся этого класса с нарушениями развития речи, которые посещают занятия логопеда. Учителям данных классов следует обратить внимание в следующем учебном году на организацию систематического повторения, на ликвидацию тех пробелов, которые были обнаружены при выполнении проверочных работ, на основе индивидуального, дифференцированного подхода к усвоению учащимися программного материала, шире внедрять формы и методы развивающего обучения.
4-е классы |
Математика | Русский язык | ||
2004 – 2005 уч. г. | 2005-2006 уч. г | 2004-2005 уч. г. | 2005 –2006 уч. г | |
Выполняли работу | 99 % | 97 % | 93 % | 96 % |
Справились | 93 % | 98 % | 94 % | 97 % |
Качество | 69 % | 82 % | 78 % | 86 % |
Высокое качество работ показали учащиеся 4 "А" класса (Безуглова Л.И.): русский язык и математика 96 %.Во всех выпускных классах отмечен значительный рост качества выполненных работ.
Административная проверка норм техники чтения показала достаточно хороший уровень:
2004 – 2005 уч. год | 2005 – 2006 уч.г. | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
Всего учащихся | 299 | 308 | ||
Читали | 276 | 92 % | 299 | 97 % |
Ниже нормы | 31 | 11 % | 48 | 16 % |
Норма | 35 | 13 % | 19 | 6 % |
Выше нормы | 210 | 76 % | 232 | 78 % |
Отмечен рост темпа чтения по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом, несмотря на смену контингента учащихся (выпуск 4-х, набор 1-х) Огромная работа проведена учителями 1 - х классов (Петрова О. С. и Мешкова О.Н.) по формированию и развитию плавного слогового чтения в необходимом на данном этапе обучения темпе. Значительных успехов добилась Мушинская Н.П.: на начало учебного года 45 % учащихся не знали букв или слабо сливали слоги, а на конец учебного года 100 % учащихся читают выше установленной нормы чтения (25 - 30 слов)
В следующем учебном году необходимо продолжить работу по развитию речи учащихся, темпа чтения, вести работу, направленную на развитие правильности чтения.
По итогам годовых административных контрольных работ выделена группа классов с низким качеством знаний, умений и навыков:
- 2 "Б" - Глотова Г.В.
- 3 "В" - Портнягина Т. Э.
- 4 "В" - Высоцкая И.В.
Одной из причин является наличие в классах большой группы учащихся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленных, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь логопеда и психолога по коррекции. Коррекционная работа психолога с данными классами в 2005-2006 учебном году осуществлялась на низком уровне. В связи с перегрузкой логопедического пункта, логопедические занятия в 3-4 классах посещают 2-3 человека, хотя необходимость в несколько раз больше. Также в этих классах обучаются по 3-4 иноязычных учащихся (армяне, азербайджанцы, аварцы), для которых существенно затруднено усвоение знаний на русском языке. Учителя использовали в своей работе не только индивидуальный подход на уроках, но и другие формы работы: организовали индивидуальные занятия во внеурочное время, осуществляли совместную работу с родителями, объясняли, как нужно строить работу с детьми дома, как заниматься с ребенком выполнением домашней работы, домашним чтением.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, - повлекли за собой и необходимость изменения системы оценивания. На основании Письма МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 "Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы" учащиеся 1-х классов аттестуются без выставления текущих, четвертных и годовых отметок. Согласно Уставу МОУ СОШ № 53 утверждена безотметочная текущая и промежуточная аттестация учащихся 2-х классов.
В начальной школе на конец года обучалось 309 учеников. Аттестовывались 3 - 4 классы,
160 учеников.
Рейтинг классов по качеству обучения:
Место | Класс | Классный руководитель | % |
1 2 3 4 5 6 |
4 "А" 3 "А" 4 "Б" 3 "Б" 3 "В" 4 "В" |
Высоцкая И.В., Безуглова Л.И. Безуглова Л.И. Сергеева Г.Г. Павлова Л.И. Портнягина Т.Э. Высоцкая И.В. |
89 % 82 % 75 % 61 % 60 % 46 % |
Результаты контроля итогов обучения на начальной ступени образования подтверждают высокое качество образовательной подготовки учащихся 4-х классов:
Динамика качества обучения выпускных классов:
2004 – 2005 уч. год | 2005 - 2006 уч.год | |||||
3 "А" | 3 "Б" | 3 "В" | 4 "А" | 4 "Б" | 4 "В" | |
Всего уч ся | 28 | 28 | 29 | 28 | 28 | 28 |
на "5" | 7 / 25 % | 2 / 7 % | 3/ 10 % | 6 / 21 % | 3 / 11 % | 3 / 11% |
на "4 и 5" | 19 / 68 % | 18 / 64 % | 10 / 34 % | 19 / 68 % | 18 /61 % | 10 / 36 % |
Абс.усп- ть | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Кач.усп-ть | 93 % | 71 % | 45 % | 89 % | 75 % | 46 % |
Повысили качество обучения на 4 % учащиеся 4 "Б" класса (Сергеева Г.Г.) Незначительное снижение качества на 4 % отмечено в 4 "А" классе (Высоцкая И.В. , Безуглова Л.И.)
Динамика качества обучения в 3-4 -х классах:
2003 – 2004 уч. год | 2004 – 2005 уч. год | 2005 – 2006 уч. год | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Всего учащихся | 155 | 154 | 160 | |||
На "5" | 34 | 22 % | 29 | 19 % | 23 | 14 % |
На "4 и 5" | 82 | 53 % | 80 | 52 % | 88 | 69 % |
Абс.усп- сть | 155 | 100 % | 154 | 100 % | 160 | 100 % |
Кач.усп-сть | 116 | 75 % | 109 | 71 % | 111 | 69 % |
Вывод: в целом, учащиеся 3 - 4-х классов показывают стабильно высокое качество знаний. Качество обучения в 2005 - 2006 учебном году количественно увеличилось по сравнению с 2004 - 2005 учебным годом. Снижение процентного результата в 2 % не представляется системно значимым, так как это произошло за счет увеличения количественного состава аттестуемых учащихся.
Учебный план в 1 - 4 -х классах пройден по всем предметам, сданные классные журналы и личные дела учащихся находятся в полном порядке. Качество ведения классных журналов за последний год значительно повысилось. Вся документация ведется учителями на высоком эстетическом уровне, что говорит о серьезном отношении к работе.
Таким образом, анализ работы начальной школы за 2005 -2006 учебный год показал, что основная задача повышения качества образования через внедрение современных педагогических технологий выполнена.
В 2006 - 2007 учебном году будет продолжена работа по теме "Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий".
Коллектив начальных классов ставит перед собой следующие задачи:
- освоение и внедрение новых современных технологий, апробирование новой учебной программы "Перспективная начальная школа".
- повышение и стабилизация уровня качества обученности учащихся.
- формирование здоровьесберегающей среды, обеспечивающей оптимальное сочетание доступности, качества и эффективности образования.