Цели:
- обобщить лексический материал по теме “зима”;
- закрепить знания детей об окружающем мире;
- развивать логическое и образное мышление;
- способствовать развитию зрительной и слуховой чувственности;
- совершенствовать устную речь в ходе рассказов по теме;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Оборудование: фланеллеграф, мнемотаблица на слово “зима”, карандаши, пустые мнемотаблицы для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вы боитесь съезжать с горы - покажите, как вам страшно. Скатились с горы и не упали - вам весело. Снова стало холодно - вы недовольны.
2. Сообщение темы занятия.
Кто угадай-ка, седая хозяйка? Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима).
О чём будем сегодня говорить? (О зиме)
3. Рассматривание мнемотаблицы на слово “зима”.
1 - снежинка; 2 - голое дерево; 3 - солнце светит, но не греет; 4 - термометр показывает мороз; 5 - цифра 3 - три месяца зимы, буква 3 - первый звук в слове “зима”; 6 — заяц поменял “шубку”; 7 - оттепель; 8 - тёплая одежда; 9 - снеговик.
4. Беседа по мнемотаблице.
Дети рассказывают о каждом нарисованном предмете в квадратике.
Объясняют, почему именно он нарисован.
Например:
1-й реб. 1-снежинка, потому что зимой часто идёт снег.
2-й реб. 1-снежинка, потому что земля покрыта белым снегом.
3-й реб. 1-снежинка, потому что идёт белый, пушистый, блестящий снег.
(Такая же работа проводится и по остальным квадратам).
5. Динамическая пауза.
Ой, летят-летят снежинки,
Белоснежные пушинки.
Это зимушка-зима
Рукавами повела,
Все снежинки закружила,
И на землю опустила.
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.
6. Повторное молчаливое рассматривание мнемотаблицы.
7. Заполнение детьми своих мнемотаблиц по памяти. (Большая мнемотаблица убирается).
8. Составление рассказа по своей мнемотаблице (2-3 чел.)
9. Подведение итогов.