Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя властелинами.
Ш. Амонашвили.
Пройдя немалый педагогический путь, твёрдо убеждена в общественном предназначении учителя как воспитателя будущего поколения.
Учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, возникла потребность в организации новых форм деятельности для всестороннего развития учащихся. Приоритетным направлением в организации внеурочной работы и дополнительного образования в школе стал познавательный клуб “Хочу всё знать”. Председателем клуба стала ученица 10 класса. Вместе разработали программу клуба, выбрали песню и девиз. Оптимистическая установка, основанная на вере в собственную талантливость, опирающуюся на сильные стороны личности ребёнка, способствуют созданию условий для развития творческого потенциала в обучении и воспитании, что позволяет перейти к личностно-ориентированному учению и отношению, ведущим механизмом является побуждение.
Одна из главных задач, стоящих передо мной - создать у детей эмоциональные представления о нашей Родине, воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой город, бережное отношение к своей маленькой родине. Воспитание патриотизма начинается с познания истории своего края.. Дети с удовольствием включаются в работу по выполнению краеведческого задания. Зашёл серьёзный разговор: откуда пришло название улиц. К поисковой работе подключились ученики других классов. Один класс подготовил материал – “История возникновения посёлков нашего города”. Другой - “История названий улиц”.
Объединив весь собранный материал, провела серьёзное мероприятие, которое имело большое воспитательное значение. Всё прошло торжественно. На встречу были приглашены родители, которые тоже узнали много интересного о родном городе. Сведения, собранные в результате поисковой работы были переданы в школьный музей “Родина”.
Воспитание любви и уважения к родному краю вскрыло и множество экологических проблем. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом вопросы определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми. Для меня это заповедник “Урочище Дубки”, который находится на территории нашего города и нуждается в помощи. Часто с детьми бываем здесь. Попадая в царство Берендея, хозяина дубов, мы встречаемся с волшебным дубом. Ребята искренне верят в то, что он обладает могущественной силой. Мы берёмся за руки, встаём вокруг дуба и загадываем желание. Я смотрю и думаю: “Пусть подольше остаются детьми и верят в чудеса”.
Мои ученики - активные участники акции “За чистоту в заповеднике”.
Девиз дети придумали сами:
Эй, могучий Берендей,
Приглашай к себе друзей.
Потрудиться очень нужно
Все мы соберёмся дружно.
В царстве мусор уберём
И порядок наведём.
Ты нас будешь вспоминать,
К себе в гости приглашать.
Вместе с родителями ведём подсадку дубов. С каким старанием делают это дети! А потом присматривают за посаженными дубками летом. Сюда мы приходим, и поиграть, и поздравить летних именинников. С большим желанием и интересом готовились дети к классному часу “Экология души” Элементы такой работы с детьми были вставлены в школьный экологический проект “Урочище Дубки”. \Приложение 1\
Учащиеся старших классов нашей школы представляли его на российском конкурсе “Я - гражданин России”.
Считаю, что система воспитательной работы должна быть динамичной, своевременно обновляться.
“Творчество” - одно из средств социализации личности ребёнка.
На занятиях клуба учащиеся совершают заочные путешествия по странам и материкам, работают с познавательной литературой, участвуют в викторинах и конкурсах. Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и мероприятиям, позволяющим дать возможность для совершенствования мастерства и реализации творческих способностей младших школьников.
Лето прекрасное время для новых впечатлений. Я стараюсь настежь распахнуть для детей дверцы познания и увлечь их за собой в удивительный мир открытий.
Лето 2005-2006. Берег Оки.
Члены клуба вместе со мной в летние каникулы стали участниками детского Всероссийского фестиваля “Киноёжик-2005-2006”. Ребята назвали свой отряд “Дети солнца”. Маленькие солнышки приняли активное участие в мастер-классах: “Каскадеры”, “Режиссёры”, “Гримёры”, “Актёрское мастерство”. Российский Кинообразовательный фестиваль юных друзей кино – огромное поле для детского творчества. Целью которого стало воспитание высокой нравственной культуры, духовности и патриотизма подрастающего поколения; совершенствование личности юного гражданина через обучение творческому мышлению, самовыражению и созиданию.
Незабываемые впечатления остались от отдыха, во время которого дети приобрели положительный жизненный опыт.
Учитывая наличие компьютерного кабинета в школе и огромный интерес младших школьников к компьютерам, привлекаю участников клуба к созданию тематических проектов. Это стало особым направлением в программе познавательного клуба “Хочу всё знать”.
Члены клуба собрали материал о древних способах передачи информации. Побывали на экскурсии, на почте и телеграфе.
С помощью председателя клуба, ученицы 10 класса, создали проект под названием “Предыстория информационных процессов”. С этим проектом ребята выступали в среднем звене.\ Приложение 2\
В настоящее время члены клуба работают над проектом в рамках регионального курса: “Наш край”.