Урок “Исследование функциональных возможностей табличного процессора MS Excel для создания электронных тестирующих систем” относится к области информационных технологий и является обобщающим уроком по теме “Электронные таблицы”.
Урок позволяет не только организовать контроль знаний, умений и навыков работы учеников в среде MS Excel, но и в ходе исследования возможностей системы разработать реальный продукт: “Технологическую карту по созданию электронной тестирующей системы” в среде MS Excel. Главная задача урока — обучить исследовательским и конструкторским навыкам. При построении урока упор сделан на метод проектов.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Опираясь в своей деятельности на метод проектов, я ставлю реальную задачу перед учениками, в процессе деятельности на уроке они пытаются ее решить…
Цели урока:
- сформировать операционный стиль мышления, умеющий формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части, определить взаимосвязи этих частей;
- сформировать конструкторские и исследовательские навыки активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;
- сформировать умения и способы деятельности для решения практически важных задач для создания обучающимися собственных информационных ресурсов;
- создать общественно-полезный продукт — “Технологическую карту создания электронной тестирующей системы”.
Задачи урока:
образовательные:
- повторение пройденного материала;
- закрепление знаний;
- практическое применение изученного материала;
- создание нового информационного продукта.
развивающие:
- развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы и образно мыслить;
- развитие умения применять знания для решения задач различного практического рода.
воспитательные:
- привитие исследовательского подхода в познании нового;
- формирование умения применять на практике полученные знания;
- формирование чувства коллективизма и ответственности за результат своего и общего труда.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Тип урока: обобщающий с элементами исследовательской работы
Продолжительность урока: 2 пары по 1час 20 минут
Оборудование урока:
- Компьютерный класс, объединенный в локальную сеть, с выходом в Интернет
- Интерактивная доска.
Программное обеспечение урока:
- пакет делопроизводства MS Office, в частности табличный процессор MS Excel;
- электронные тестирующие системы:
- MS Office 2000 Использование Microsoft Office в школе;
- Сдаём Единый экзамен 2004;
- Еськова Е. “Проект по технологии” — “Сборник тестов средствами системы Microsoft Excel”, класс “Оператор ЭВМ”, МОУ МУК г. Лабытнанги, 2004 г.;
- Тесты класса “Оператор ЭВМ”, МОУ МУК г. Лабытнанги, 2003-2006 г.;
- Чумак Ю. Проект по технологии “Экзаменационное тестирование правил дорожного движения средствами системы Microsoft Excel”, класс “Оператор ЭВМ”, МОУ МУК г. Лабытнанги, 2003 г.
- Интернет сайты:
- http://www.businesstest.ru;
- http://students.msm.ru.
- электронная демонстрационно-обучающая система “MS Excel”;
- сетевая программа Master Eye.
Дидактические материалы:
- Игра ЛОТО — (Приложение 1)
- Инструкционная карта “Исследование системы тестирования” (Приложение 2);
- Инструкционная карта “Задание по подготовке Технологической карты” (Приложение 3);
- Инструкционная карта “Карта экспериментатора – педагога предметника” (Приложение 4);
- Инструкционная карта “Памятка — домашнее задание” (Приложение 5);
- Рефлексия деятельности (Приложение 6);
- Кроссворд — тема “Аппаратная часть ПК” (Приложение 7);
- Физкультминутка — (Приложение 8).
- Оценочный лист — (Приложение 9)
- Таблица критериев для создаваемой электронной тестирующей системы — (Приложение 10)
- Презентация исследовательской работы — (Приложение 11)
- Презентация Технологическая карта — (Приложение 12)
- Презентация демонстрационно-обучающей системы “MS Excel” — (Приложение 13)
Литература, использованная при подготовке урока:
- Богомолова О.Б. “Практические работы по Ms Excel: Методическое пособие”, М., БИНОМ, Лаборатория знаний, 2004 г. 119 с.
- Гусева О.Л., Миронова Н.Н. “Практикум по Excel”, М., Финансы и статистика, 1997 г., 160л.
- Симонович С.В., Евсеева Г.А., Алексеев А.Г. “Специальная информатика”, м., АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс, 1999г. 480л.
- Симонович С.В., Евсеева Г.А. “Практическая информатика”, м., АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс, 1999г. 480л.
- Тесты “Оценка качества по технологии” (В.М.Казакевич, А.В.Марченко), С-П, 2004 г.
Предварительная подготовка к уроку:
К уроку необходимо подготовить печатные копии Инструкционных материалов.
Обучающимся принести дискеты (CD-диски, флэшки).
План и ход урока
Этап 1: | 40 мин |
объяснение цели предстоящей работы | 3 мин |
Приветствие Тема урока “Исследование функциональных возможностей табличного процессора для создания электронных тестирующих систем”. Задачи урока: повторить материал по системе MS Excel, который мы изучали, рассмотреть инструментальные и функциональные возможности процессора, сделать сравнительный анализ с другими системами и в результате создать реальные продукты:
Главная задача урока — познакомиться и научиться исследовательским и конструкторским навыкам работы. |
|
актуализация знаний о системе “MS Excel” с помощью электронной демонстрационно-обучающей системы “MS Excel” | 5 мин |
Для повторения материала будем
использовать возможности компьютерного класса:
электронную демонстрационно — обучающую
систему “MS Excel”, расположенную на каждом рабочем
месте. Система позволит вспомнить все назначения системы и ее возможности. На работу с ней вам предоставляется 5 минут, в ходе работы постарайтесь обратить внимание на инструментарий системы и на ее функциональные возможности. |
|
ИГРА “ЛОТО” (Приложение 1) | 32 мин |
Чтобы закрепить материал повторения,
проверить свои знания и навыки работы в среде
табличного процессора предлагаю сыграть в Игру
под названием ЛОТО (Приложение 1). Условия игры выдаются на экраны мониторов ПК с помощью программы Master Eye, ведущий игры озвучивает их. Ведение игры поддерживается с помощью презентации и системы вопросов и ответов, разработанных в табличном процессоре MS Excel, что позволяет не только проверить знания, но и закрепить их, а также показать обучающимся еще одну форму использования продуктов системы на практике. Игра индивидуальная, каждый игрок работает на себя. Результат игры: Лучший игрок возглавит экспертную комиссию, которая будет выбрана в конце занятия. По результатам игры ЛОТО выставляются баллы в Оценочный лист обучающегося (Приложение 9) |
|
физкультминутка (Приложение 8) | 3 мин |
После интеллектуальной Игры ЛОТО
необходимо физически расслабиться. Обращаю внимание ребят, что даже Физкультминутка выполнена в среде табличного процессора MS Excel, а это говорит о том, что возможности системы неограниченны (Приложение 8). Упражнения Физкультминутки 1 выдаются на экраны монитора ПК с помощью программы Master Eye. В систему включены и музыкальные эффекты, поэтому упражнения читаются с экрана и выполняются под музыку. |
|
Этап 2 |
37 мин |
объяснение цели предстоящей работы | 3 мин |
Мы с вами повторили весь материал о
табличном процессоре MS Excel не только, чтобы
вспомнить и закрепить, но и для того, чтобы
проанализировать возможности системы для
создания систем тестирования. Однако анализ
возможен, если есть с чем сравнивать. Поэтому наша задача на втором этапе познакомиться с системами тестирования, которые создавались в других средах, кроме того, с помощью языков программирования, а также с системами тестирования, которые создавались вашими коллегами в классе операторов ЭВМ в среде MS Excel. Необходимо не только поработать с системами тестирования, но и попытаться внести изменения в их структуру, сделать анализ и выводы по каждой системе. Что общее, а какие есть отличия или противоречия. |
|
исследование возможностей готовых электронных тестирующих программ и систем, разработанных операторами класса ЭВМ в системе MS Excel, согласно ВОПРОСАМ Инструкционной карты “Исследование системы тестирования” (Приложение 2). | 24 мин |
Использую групповую форму работы.
Группа из 2-х человек. Это необходимо, чтобы можно было не только поработать непосредственно с системами каждому, но и обсудить между собой возможности систем, с которыми познакомились. Предлагается каждой группе по две системы: одна готовая, другая разработанная их коллегами — учащимися класса ЭВМ прошлых лет обучения. Если группа работает оперативно и по времени опережает своих коллег, то им может быть предложено еще несколько вариантов систем тестирования. Это естественно позволит сделать более глубокий анализ и выводы. В помощь учащимся предлагается Инструкционная карта “Исследование системы тестирования” (Приложение 2), которая учит, по каким критериям будем осуществлять анализ, как его систематизировать. Карта содержит перечень основных вопросов, но тем не менее предполагает и дополнение их авторами тестирования, развивая творческий подход и самостоятельность в использовании готового материала. |
|
заполнение Инструкционной карты “Исследование системы тестирования”, в графе ОТВЕТ |
10 мин |
На данном этапе предполагается
ответить на 1 часть Инструкционной карты
“Исследование системы тестирования” (Приложение 2). Предлагается в Карте дополнить перечень вопросов, они могли возникнуть в ходе исследования, это повысит оценочный балл. Работа с картой учит учащегося не только работать с системой, но и делать выводы: удобно ли она организована, возможны ли изменения в системе, по требованию пользователя, необходимо ли вмешательство профессионала и т. д. При таком подходе к обучению удается не только научить пользоваться, но и научить думать, чем пользуешься, а можно ли удобней выполнять те же функции. Это прививает у обучающихся аналитический подход ко всему — как к орудиям производства, так и к их средствам, делает их созидательными хозяевами своего выбора. А также учит вести учет своей деятельности, умению проводить анализ, фиксировать выводы, заключения, а также перспективные мысли, то есть приближает к научной деятельности. За исследование систем и заполнение Инструкционной карты выставляются баллы в Оценочный лист обучающегося. |
|
Этап 3: |
50 мин |
объяснение цели предстоящей работы | 5 мин |
Задача третьего этапа, используя выводы
и заключения после исследования систем
тестирования, а также, используя знания
инструментальных и функциональных возможностей
системы MS Excel, создать собственную тестирующую
систему, на примере КРОССВОРДА. Учитывая, что на достаточно трудоемкую работу выделено лишь 40 минут времени, работать будем совместно со мной (преподавателем), согласно Инструкционной карте “Задание по подготовке Технологической карты” (Приложение 3), каждый на своем рабочем месте за ПК. Предлагаю учащимся познакомиться с заданием. Даю разъяснения по возникшим вопросам. |
|
разработка электронной тестирующей
системы КРОССВОРД в среде табличного процессора
MS Excel и создание Технологической карты
изготовления ее в виде презентации Power Point. на доске вывести КРОССВОРД (Приложение 7), если нет доски — в раздаточном материале. |
35 мин |
Составим вместе таблицу критериев,
которым должна удовлетворять наша электронная
тестирующая система. Примерная ТАБЛИЦА КРИТЕРИЕВ приведена в Приложении 10. Обсуждаем с обучающимися, дополняем таблицу. Выставляются баллы в Оценочный лист обучающегося за данную работу. |
5 мин |
В инструкционной карте “Задание по
подготовке Технологической карты” (Приложение 3) прописана
последовательность операций, частично действия,
которые необходимо выполнить, чтобы создать
электронную систему тестирования КРОССВОРД. Я ставлю задачу шире, не просто выполнить операцию, а поразмышлять: только ли предложенный вариант существует в системе MS Excel, возможны ли другие пути реализации? Если да, то какие? Если нет, то почему? Кроме того, разрабатывая электронную систему тестирования КРОССВОРД в системе MS Excel, необходимо создать Технологическую карту в виде презентации Power Point. Для этого необходимо с помощью буфера обмена фотографировать благодаря клавиш <Print screen> и <ALT + Print screen > каждый экран, где выполняется очередная операция, и копировать в слайд презентации Power Point, сделав надпись операции и действия. Работаем пошагово, обсуждаем, выполняем на ПК в MS Excel, затем в Power Point |
30 мин |
в Технологической карте (Приложение 3) сделать ссылки на страницы презентации. | 7 мин |
После создания электронной тестирующей
системы КРОССВОРД в среде табличного процессора
MS Excel и создания Технологической карты в виде
презентации Power Point необходимо доработать само
Приложение 3, где в графе Действия сделать ссылки
на страницы презентации. Приложение 3 есть не только в раздаточном материале учащихся, но и в электронном варианте в рабочих папках на ПК. После того, как реализован КРОССВОРД, организация ссылок только закрепляет теоретическое понимание и практический навык обучающихся. |
|
подведение итогов работы на ПК. | 1 мин |
Проверка результатов организуется
совместно с обучающимися, которые легко
справились с задачами и на этом этапе
оказываются моими консультантами по проверке и
оказанию помощи, а также определению
заработанных баллов. За электронную тестирующую систему КРОССВОРД и за Технологическую карту в презентации выставляются баллы в Оценочный лист урока обучающегося. |
|
копирование единой Технологической карты по организации и созданию электронной тестирующей системы учениками на свои дискеты (CD-диски, флэшки) | 2 мин |
После проверки всех работ, которые выполнялись в режиме системного контроля, получения единой Технологической карты по организации и созданию электронной тестирующей системы ученики копируют ее на свои носители для выполнения домашнего задания. | |
физкультминутка (Приложение 8) | 3 мин |
Этап 3 достаточно трудоемкий, поэтому
снова необходимо физически расслабиться. Физкультминутка 2 выполнена тоже в среде табличного процессора MS Excel (Приложение 8). Снова упражнения Физкультминутки 2 выдаются на экраны монитора ПК с помощью программы Master Eye. В систему включены и музыкальные эффекты, поэтому упражнения выполняются под музыку. |
|
Этап 4: |
27 мин |
создание и разработка элементов НИР — научно-исследовательских работ | 10 мин |
Чтобы создать новый продукт необходимо
изучить и исследовать уже знакомые продукты,
изучить и исследовать возможности орудий труда,
средства, с помощью которых можно сделать что-то
новое, более рациональное, иногда найти более
простой путь реализации. К этому может привести умение, знание и навык работы в научно-исследовательской среде (НИР). Только люди, которые пройдут этот путь, смогут творчески работать в любой области деятельности человека — как научной, так и производственной. Поэтому, пройдя через исследование пусть небольшой системы, с точки зрения полезности, эффективности и многих других факторов, учащийся просто обязан познакомиться с классическими элементами научно-исследовательской работы:
Подробно изучаем все эти элементы на основе Презентации исследовательской работы (Приложение 12) по данной теме. |
|
систематизация полученных фактических данных и обобщение результатов исследования, выводы исследования в Инструкционной карте “Исследование системы тестирования”, в части ВЫВОДЫ исследования (Приложение 2) | 10 мин |
Теперь, когда у ребят сложилось цельное
представление о научно – исследовательской
работе, так как они сами оказались участниками
этого процесса, даю им задание: Ответьте на вторую часть задания в Инструкционной карте “Исследование системы тестирования” — ВЫВОДЫ исследования. Попытайтесь предложить другие варианты или иначе сформулировать. Все новое приветствуется большим баллом. За выводы выставляются баллы в Оценочный лист обучающегося. |
|
выборы экспертной группы из 5 человек | 2 мин |
Группа продолжит свою работу после
выполнения домашнего задания, подготовит выводы
и заключения для завершения исследовательской
работы, а также подготовит свои предложения по
участию в творческих мероприятиях. В экспертную группу председателем назначается учащийся — победитель Игры ЛОТО. Остальные 4 человека выбираются по наибольшему количеству баллов набранных за выполнение всех этапов урока согласно оценочных листов. |
|
домашнее задание — раздаются Инструкционные карты “Памятка — домашнее задание” (Приложение 4) и (Приложение 5). | 2 мин |
Раздаются Инструкционные карты
“Памятка — домашнее задание” (Приложение 5)
(Приложение 4). Предлагаю учащимся познакомиться с заданием. Даю разъяснения по возникшим вопросам. |
|
рефлексия деятельности (Приложение 6) | 2 мин |
Завершающим этапом работы на уроке является самоанализ или рефлексия деятельности ученика. (Приложение 6). | |
подведение итогов урока | 1 мин |
Сегодняшний день — это творчество и
изюминка во всем — начиная с домашнего очага и
заканчивая трудовой деятельностью. И если нам удалось этому научиться на нашем занятии, то цель мы достигли. Наш урок позволил не только повторить материал по системе MS Excel, но и исследовать инструментальные и функциональные возможности системы MS Excel. В результате удалось создать реальные продукты: Электронную тестирующую систему КРОССВОРД и Технологическую карту изготовления электронной тестирующей системы КРОССВОРД, а также выполнить главную задачу урока — познакомиться и научиться исследовательским и конструкторским навыкам работы. |