Тема: «Слова, слова, слова…».
Цели.
1.Заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.
2. Систематизировать сведения о многозначных словах, антонимах, синонимах, фразеологизмах.
3. Расширять кругозор, развивать речь детей.
4. Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
5. Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку.
Оборудование:
1. Карта-рисунок Страны Слов.
2. Карточки-надписи.
3. Пословицы на карточках.
4. Кроссворд.
5. Раздаточный материал.
6. Рисунки детей.
7. Иллюстрация к сказке.
8. Словари антонимов, синонимов, фразеологизмов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Ребята, мы с вами с первого сентября начали плавание по океану Знаний. В этом океане есть чудный остров Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.
– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.
« Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?
Ученик читает:
Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море, море слов Купаться ежечасно!
2. Работа над новым материалом.
– Сегодня ребята мы с вами побывает в стране слов. Давайте поиграем. Угадайте слова, значения которых будут вам названы.
а). Игра
1. Первый день недели?
2. Предмет, при помощи которого обычно едят суп?
3. Лиственное дерево с белой корой?
4. Домашнее животное, которое охраняет дом?
5. Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
6. Время года, когда вокруг все бело?
– Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова?
– Приведите примеры многозначных слов.
б). Работа с рисунками.
(плитка электрическая, плитка шоколада, плитка строительная)
– Каким словом названы все эти предметы?
– Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.
Он всюду – в поле и в саду, Но в дом не попадет. Но никуда я не иду, Покуда он идет. (С. Маршак)
- Какое здесь многозначное слово?
в). Работа с карточками.
– На ваших столах лежат листочки. Замените слово «идет» в левом столбике подходящими по смыслу словами из правого столбика, укажите стрелками.
Мальчик идет льет Дождь идет едет Машина идет шагает
– Какие значения имеет слово «идет»?
Вывод:
Слово «идет» – многозначное, так как оно имеет три значения.
Обобщение:
– Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.
Физминутка.
Сказка «Слова – братья». Старые люди рассказывают, что в древности в Стране Слов встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Но не было у них счастья. Они ходили по стране поодиночке и никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по Стране Слов прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город, и волшебник объединил их в один синонимичный ряд, потому что эти слова были очень близкими по значению. Оказывается, они называют одно и то же, но по-разному, синонимы могут различаться только по оттенкам значений. И все равно, каждое из этих слов не потеряло своей красоты.
а). Подбор синонимов.
– Подберите синонимы к словам:
1. смелый; 2. веселый; 3. огромный; 4. грустный.
б). Работа с кроссвордом.
– Сейчас отгадаем кроссворд. Нужно вписать в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и в левом столбике нашего кроссворда.
Кроссворд.
|
|
б |
о |
р |
|
|
|
|
|
|
|
г |
о |
р |
е |
|
|
|
|
|
|
|
ж |
а |
р |
а |
|
|
|
|
|
|
м |
о |
р |
о |
з |
|
|
|
|
|
|
п |
л |
а |
м |
я |
|
|
|
|
|
– Почему эти слова называются синонимами?
Вывод:
Каждый из синонимов не теряет своей неповторимости, делает нашу речь красивее.
в). Работа с синонимами.
– А сейчас следующее задание. – Прочитайте и назовите лишнюю пару слов.
Алфавит – азбука Смотреть – глядеть Шалун – озорник Близко – далеко
– Почему вы считаете именно эту пару слов лишней? – Что же такое антонимы?
Вывод:
Антонимы – слова, противоположные по значению.
г). Работа с иллюстрацией к сказке.
– Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию. (учитель читает).
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том; И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…
– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.
(Ответы детей)
д). Работа с пословицами.
– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.
1. Труд человека кормит, а безделье – портит. 2. Хочешь много знать – надо мало спать. 3. Велик телом, да мал делом. 4. Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.
– Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?
Обобщение:
Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.
Физминутка.
«Доскажи словечко». И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово «Высоко», А ты ответишь… Скажу я слово «Далеко», А ты ответишь… Скажу я слово «Потерял», И скажешь ты… Теперь «Начало» я скажу, Ну, отвечай …
– Вы правильно подобрали антонимы, садитесь.
Обобщение:
Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.
е). Работа с фразеологическими оборотами.
– Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем к примеру предложение «Тогда отец намылил сыну голову».
Сценка:
1 ученик: Ну тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.
2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.
1 ученик: И почему ты такой умный?
2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).
Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!
1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.
Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.
2 ученик: Ну я то человек с головой!
1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?
2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.
1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.
Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.
2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?
1 ученик: Понял, но…. не совсем.
Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек. В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.
1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.
2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)
– Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм ты продемонстрировал?
Обобщение:
Чтобы понять, о чем идет речь в предложениях, надо знать не только значение отдельных слов, но и значения устойчивых сочетаний слов, которые называются фразеологическими оборотами.
3. Итог урока.
– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по океану Знаний началось неплохо. Со Страной Слов вы будете знакомиться в каждом классе: и во втором, и в третьем, и в пятом, и в одиннадцатом, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.