Внеклассное мероприятие по русскому языку для 1-го класса на тему: "Слова, слова, слова…"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Слова, слова, слова…».

Цели.

1.Заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова и понимать их.
2. Систематизировать сведения о многозначных словах, антонимах, синонимах, фразеологизмах.
3. Расширять кругозор, развивать речь детей.
4. Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
5. Воспитывать любознательность, интерес к русскому языку.

Оборудование:

1. Карта-рисунок Страны Слов.
2. Карточки-надписи.
3. Пословицы на карточках.
4. Кроссворд.
5. Раздаточный материал.
6. Рисунки детей.
7. Иллюстрация к сказке.
8. Словари антонимов, синонимов, фразеологизмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

– Ребята, мы с вами с первого сентября начали плавание по океану Знаний. В этом океане есть чудный остров Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

« Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово «белоручка»?

Ученик читает:

Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море, море слов Купаться ежечасно!

2. Работа над новым материалом.

– Сегодня ребята мы с вами побывает в стране слов. Давайте поиграем. Угадайте слова, значения которых будут вам названы.

а). Игра

1. Первый день недели?
2. Предмет, при помощи которого обычно едят суп?
3. Лиственное дерево с белой корой?
4. Домашнее животное, которое охраняет дом?
5. Предмет, который надевают на голову, чтобы стало теплее?
6. Время года, когда вокруг все бело?

– Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова?

– Приведите примеры многозначных слов.

б). Работа с рисунками.

(плитка электрическая, плитка шоколада, плитка строительная)

– Каким словом названы все эти предметы?
– Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.

Он всюду – в поле и в саду, Но в дом не попадет. Но никуда я не иду, Покуда он идет. (С. Маршак)

- Какое здесь многозначное слово?

в). Работа с карточками.

– На ваших столах лежат листочки. Замените слово «идет» в левом столбике подходящими по смыслу словами из правого столбика, укажите стрелками.

Мальчик идет льет Дождь идет едет Машина идет шагает

– Какие значения имеет слово «идет»?

Вывод:

Слово «идет» – многозначное, так как оно имеет три значения.

Обобщение:

– Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.

Физминутка.

Сказка «Слова – братья». Старые люди рассказывают, что в древности в Стране Слов встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Но не было у них счастья. Они ходили по стране поодиночке и никак не могли встретиться друг с другом. Но однажды по Стране Слов прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город, и волшебник объединил их в один синонимичный ряд, потому что эти слова были очень близкими по значению. Оказывается, они называют одно и то же, но по-разному, синонимы могут различаться только по оттенкам значений. И все равно, каждое из этих слов не потеряло своей красоты.

а). Подбор синонимов.

– Подберите синонимы к словам:

1. смелый; 2. веселый; 3. огромный; 4. грустный.

б). Работа с кроссвордом.

– Сейчас отгадаем кроссворд. Нужно вписать в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и в левом столбике нашего кроссворда.

Кроссворд.

 

 

б

о

р

 

 

 

 

 

 

 

г

о

р

е

 

 

 

 

 

 

ж

а

р

а

 

 

 

 

 

м

о

р

о

з

 

 

 

 

 

п

л

а

м

я

 

 

 

 

 

– Почему эти слова называются синонимами?

Вывод:

Каждый из синонимов не теряет своей неповторимости, делает нашу речь красивее.

в). Работа с синонимами.

– А сейчас следующее задание. – Прочитайте и назовите лишнюю пару слов.

Алфавит – азбука Смотреть – глядеть Шалун – озорник Близко – далеко

– Почему вы считаете именно эту пару слов лишней? – Что же такое антонимы?

Вывод:

Антонимы – слова, противоположные по значению.

г). Работа с иллюстрацией к сказке.

– Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию. (учитель читает).

У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том; И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) – Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). – Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

(Ответы детей)

д). Работа с пословицами.

– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

1. Труд человека кормит, а безделье – портит. 2. Хочешь много знать – надо мало спать. 3. Велик телом, да мал делом. 4. Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.

– Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?

Обобщение:

Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

Физминутка.

«Доскажи словечко». И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово «Высоко», А ты ответишь… Скажу я слово «Далеко», А ты ответишь… Скажу я слово «Потерял», И скажешь ты… Теперь «Начало» я скажу, Ну, отвечай …

– Вы правильно подобрали антонимы, садитесь.

Обобщение:

Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

е). Работа с фразеологическими оборотами.

– Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем к примеру предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

Сценка:

1 ученик: Ну тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну я то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек. В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

– Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм ты продемонстрировал?

Обобщение:

Чтобы понять, о чем идет речь в предложениях, надо знать не только значение отдельных слов, но и значения устойчивых сочетаний слов, которые называются фразеологическими оборотами.

3. Итог урока.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по океану Знаний началось неплохо. Со Страной Слов вы будете знакомиться в каждом классе: и во втором, и в третьем, и в пятом, и в одиннадцатом, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океану Знаний, где вас ждут новые острова, новые страны, новые открытия.