Тема: И.А Крылов«Ворона и лисица»
Цель:
Обобщить знание детей по биографии А.И. Крылова, знания по ранее изученным басням. Познакомить с новой басней «Ворона и лисица». Пополнять словарный запас детей. Развивать интеллект, логическое мышление, умение делать выводы, развивать творческое воображение, отрабатывать навыки выразительного чтения. Воспитывать добрые чувства, умение видеть в людях положительные и отрицательные качества.
Оборудование:
- Портрет А.И. Крылова.
- Иллюстрация памятника Крылову в С-Петербурге с животными.
- Карточки с выдержками из биографии.
- Костюмы для инсценировки басен.
- Аудио запись басни «Ворона и лисица».
- Карточки частушки.
1. Установление психологического комфорта.
2. Проверка домашнего задания.
– Кто такой А.И. Крылов?
– Сколько всего басен он написал?
– В каком городе проходило детство А.И. Крылова?
– Кто был первым учителем маленького Вани?
– Откуда он брал книги для чтения, после того как научился читать?
– Как относились к книгам в семье Крыловых?
– Что развили книги у маленького Вани Крылова?
– Где И. Крылов находил сюжеты для своих басен?
Прочитайте из учебника.
– Где мальчик впервые встретился с настоящими учителями?
– Почему после смерти отца Вани Крылова, они решили уехать из Твери?
2. Некоторые ученики приготовили маленькие сообщения из биографии И.А. Крылова.
– Послушайте и скажите, что нового вы узнали из этих сообщений о жизни И.А. Крылова.
/Дети читают у доски. Выдержки напечатаны на карточках/
3. Целевая установка.
– Сегодня на уроке мы поговорим о баснях И.А. Крылова, с одной из них
познакомимся близко.
– А сейчас скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слово – басня?
– А вот, как толкуется термин басня в толковом словаре.
/ ученик зачитывает/
4. Повторение пройденного.
А сейчас посмотрите на доску.
На доске: «Люблю, где случай есть пороки пощипать» / ученик читает/
- Как вы понимаете слово – пороки?
- Как это пощипать?
- А где же он видел пороки?
На доске : «Звери мои за меня говорят» / ученик читает/
- Почему И.А. Крылов так говорил?
Показать памятник.
- Кто подразумевался под масками животных?
- Давайте вспомним басни И.А. Крылова, которые мы с вами уже читали в 3 классе, на уроках внеклассного чтения.
1. Ученик читает наизусть басню «Лесть».
- Как называется эта басня?
- Кто главные герои?
- Что общего между кукушкой и Петухом?
- Какой порок высмеивался в басне?
2. Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна».
- Как называется эта басня?
- О чем хотел сказать Медведь обезьяне?
- Что высмеивается в этой басне?
3. Ученик читает наизусть басню « Стрекоза и Муравей».
Итог: Какие же пороки любит пощипать И.А. Крылов? (ответы детей)
5. Знакомство с новой басней.
1. Учитель читает басню наизусть.
– Вы внимательно послушайте и скажите. Какой порок высмеивается в этой
басне?
(ответы детей)
2. Самостоятельное чтение.
– Подумайте, какая по характеру лиса?
– Ворона?
(ответы детей)
3. Выборочное чтение.
– Прочитайте в басне то место, в котором автор раскрывает характер лисы.
– Как он называет лису? - Как надо читать эти строки?
– Найдите в басне разговор лисы с Вороной. Прочитайте еще раз и проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны.
– Почему она делает это именно так?
– Как нужно читать эти слова?
– Каким, словом автор называет ворону?
– Как вы понимаете это слово?
– Какой смысл имеет мораль басни?
4. Выразительное чтение по ролям.
– Попробуйте передать своим чтением характер лисы и глупость вороны.
5. Прослушивание аудиозаписи.
- А теперь послушайте, как читает эту басню мастер художественного
слова. - Обратите внимание на то, как голосом показывает чтец лису и ворону.
/После прослушивания задать эту басню выучить наизусть/
6.Работа с пословицами
На доске:
- Летом не вспомнить, так зимой не согреешься.
- На зеркало ничего пенять, коль рожа крива.
- На языке мед, а под языком лед.
– Прочитайте эти пословицы и найдите ту, которая подходит к басне «Ворона и Лисица»
– Почему именно эта пословица?
– К каким басням относится 1 и 2 пословицы, почему?
7. Работа по карточкам.
- Прочитайте то, что написано на карточках.
- Как вы думаете, к какому художественному жанру можно отнести эти
четверостишья? - Прочитайте еще раз и подумайте, что общего между баснями и частушками?
Чем различаются? - Что высмеивает в ваших частушках?
- Давайте попробуем их исполнить! (несколько человек под музыку поют
частушки)
8. Итог:
– Что изучали сегодня на уроке?
– Для чего мы с вами изучаем басни?
– Какими мы не должны быть?
Учитель: Басни Крылова читали, и будут читать как взрослые, так и дети. Эти басни помогают нам узнавать жизнь, учат любить своё Отечество, помогают бороться нам со своими недостатками, пороками.
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.