Многие образовательные учреждения, стремясь повысить качество выполнения программ дошкольного образования, изыскивают практические возможности комплексного и вариативного подходов к обучению, воспитанию и развитию детей.
В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №47 стал поиск внутренних резервов по совершенствованию и обновлению содержания работы с детьми дошкольного возраста, освоению инноваций, что будет способствовать качественным изменениям деятельности ДОУ, переводу его из режима функционирования на новый этап – режим развития.
Ведущие направления работы, актуальные вопросы развития нашего ДОУ определены рядом нормативно-правовых документов, локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения.
– Уставом;
– Годовым планом;
– Положением о проведении экспериментальной работы и сотрудничестве с Нижегородским институтом развития образования на тему «Среда как средство формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного ручного труда»;
– Программой развития ДОУ на 2004 – 09 годы.
Программа развития детского сада – как одна из составляющих инновационной деятельности была разработана творческой группой педагогов ДОУ на основе технологии К.Ю. Белой, А.А. Майер и основополагающих принципов дошкольной педагогики. Всё содержание Программы развития подчинено стратегической цели:
– создание эффективной модульной системы взаимодействия специалистов и педагогов МДОУ, способной обеспечить оптимальные результаты воспитательно-образовательной работы с детьми, на основе индивидуально-дифференцированного подхода, требований государственного образовательного стандарта и семьи.
В результате была выстроена Концепция развития МДОУ, центральной идеей которой является объединение усилий специалистов и педагогов детского сада для обеспечения оптимальных условий развития детей.
По нашему мнению, оптимальный вариант Концепции развития нашего ДОУ может быть представлен и реализован как модульная система взаимодействия педагогов.
Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый педагог дошкольного учреждения, решая свои общие и индивидуальные задачи воспитания и обучения детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, интегрируется с деятельностью коллег.
Таким образом, возникает система сопроводительных психолого-педагогических служб в ДОУ или, по определению Алексея Алексеевича Майера, – модулей, обеспечивающих полноту и всесторонность развития дошкольников.
Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения (координации) и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности (интеграции) всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.
Новая модульная система деятельности специалистов представлена в нашем ДОУ следующими модулями:
В каждом из модулей специалисты определили и разработали задачи, нововведения, планируемый результат.
Предварительно каждому из основных участников реализации Программы развития пришлось глубоко и тщательно проанализировать вопросы медико-психолого-педагогического направления работы, дать сравнительный анализ новой образовательной модели и существующей организации жизнедеятельности детей по составным элементам:
базисным основаниям (ценности, миссия, нормативно-правовые основы),
организационно-педагогической структуре (образовательный процесс, содержание, взаимодействие педагогов и детей),
управленческому аспекту.
Как видно из схемы, работа модулей осуществляется взаимосвязано, под руководством управленческого блока.
Самым значимым по количеству участников и содержанию работы является педагогический модуль, который состоит из предметно-знаниевой и специальной части.
Основными задачами деятельности педагогов по предметно-знаниевой части являются:
– реализация стандарта дошкольного образования, требований комплексной, парциальных Программ, современных методик и технологий.
Отбор парциальных программ осуществляется на основе единых концептуальных основ комплексной образовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., в соответствии с целями и нормативно-правовым статусом учреждения – как МДОУ детский сад комбинированного вида, в котором имеются оздоровительная группа для частоболеющих детей раннего возраста и компенсирующая группа для детей старшего дошкольного возраста, где осуществляется квалифицированная коррекция речевого развития.
Не менее важной задачей данного модуля является обеспечение оптимальных условий воспитания и обучения детей, организация различных видов деятельности и общения в контексте развития ребёнка, формирования опыта, творчества и эмоционально-ценностного отношения к окружающему.
Специальная часть пед. модуля отражает работу по выполнению требований развивающих и авторских методик по приоритетным направлениям: художественно-эстетическому и нравственно-трудовому, физическому воспитанию.
По художественному ручному труду:
«Технология развивающего обучения детей самостоятельному творческому конструированию из разных материалов» Парамонова Л.А., Урадовских Г.В., Сафонова О.А.; « Конструирование и ручной труд» Л.В. Куцакова.
В музыкальной деятельности – «Камертон» Э.П. Костина.
По физическому развитию и здоровью - «Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцев В.Т.
Реализуют мероприятия педагогического модуля специалисты ДОУ: музыкальные руководители), инструктор по физической культуре, воспитатели групп, руководители кружков.
Координаторами деятельности данного модуля являются заместитель зававедующей по воспитательной и методической работе и научный руководитель по экспериментальной деятельности ДОУ.
Творчески использовать весь арсенал педагогических средств, формировать субъектную позицию каждого участника процесса в наибольшей мере позволяет личностно-ориентированная модель взаимодействия. Её особенность состоит в том, что педагог как субъект педагогического процесса, обеспечивает развитие детей, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляет его вести поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально соответствующих индивидуальным особенностям воспитанников, в результате происходит не только развитие каждого ребёнка, но профессиональный и личностный рост педагога.
Личностно-ориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество образования позволяют наиболее полно удовлетворять образовательные потребности детей, родителей, повышать эффективность деятельности каждого педагога и качество дошкольного образования в целом.
Работу специалистов в рамках психолого-педагогического модуля осуществляет педагог-психолог ДОУ. Взаимодействуя с воспитателями, родителями, детьми по четырем направлениям деятельности: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и профилактическая работа по вопросам обеспечения и сохранения психологического здоровья детей, педагог-психолог старается строить профессиональное взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, основываясь на принципах сотрудничества и оказать содействие педагогам по изучению и учету индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе его развития.
Следующим компонентом модульной системы является медицинский модуль, участники которого осуществляют тесное сотрудничество медицинского персонала с педагогами и родителями. В штате ДОУ – 2 старшие медсестры высшей квалификационной категории, медсестра физиопроцедур и закрепленный поликлиникой врач-педиатр высшей квалификационной категории.
Активно взаимодействует медицинский персонал со специалистами ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников, проведению профилактических, санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий в рамках реализации программы «Здоровье», которая также была разработана творческой группой педагогов ДОУ.
Данная программа является основополагающим документом в реализации деятельности модуля.
Главной особенностью работы медицинского модуля является систематическое и результативное взаимодействие специалистов на разных этапах образовательно-оздоровительного процесса: анализируя данные медицинского и психологического мониторинга, в целеполагании, определении образовательного и оздоровительного содержания, создании организационного и ресурсного обеспечения.
Опыт работы показывает, что особенно тесное сотрудничество медицинского модуля складывается с инструктором по физической культуре, воспитателями групп раннего и младшего возраста, подготовительных к школе групп, а также с педагогами группы частоболеющих детей, учителями- логопедами и воспитателями группы с ФФНР.
Особое место во взаимодействии медицинского модуля занимает систематическая работа с родителями воспитанников. Инновационные подходы к организации работы с родительской общественностью медицинский модуль совместно с педагогами реализуют в интересных многообразных формах:
консультативная помощь,
выпуск газеты «Здоровей-ка» и книги «Здоровье»,
устные журналы и дискуссии с участием психолога, врачей узких специальностей, инструктора по физо, а также родителей, имеющих положительный опыт воспитания здорового ребёнка,
создание библиотечки «Здоровая семья – здоровый ребёнок»,
постоянный печатный лекторий-подборка материалов по вопросам оздоровления и физического воспитания детей.
В итоге получается достаточно широкое информационное поле, в пространстве которого все участники образовательного процесса обмениваются информацией, взаимодействуют, реализуя основные принципы здоровьесберегающей педагогики – комплексность и индивидуально-дифференцированный подход.
Принцип сотрудничества, взаимосвязи в системе «семья-ДОУ-социум» реализуют специалисты социально-педагогического модуля, что предусматривает чёткие, открытые связи, обмен информацией и планами между ДОУ и его партнёрами. Актуальность реализации этого принципа подтверждается усиливающимися тенденциями к расширению партнёрства ДОУ с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, особенно укрепляя связи со школой. С данными учреждениями наше сотрудничество строится на основе договоров и планов мероприятий.
Одновременно особая роль принадлежит родителям, которые являются социальными заказчиками услуг нашего ДОУ и в то же время его заинтересованными партнёрами, способными обогатить учебный процесс положительным опытом семейного воспитания.
Формированию активной позиции родителей нашего ДОУ способствуют следующие принципы сотрудничества:
– доступность информации о деятельности ДОУ;
– разноплановые социокультурные связи ДОУ;
– учёт потребностей различных типов семей, конкретных детей и родителей при оказании образовательных услуг;
– направленность педагогов и администрации МДОУ на повышение педагогической культуры родителей, изучение опыта семейного воспитания и использование его элементов в образовательном процессе;
– использование педагогами активизирующих методов и приёмов работы.
Главная составляющая модульной системы – управленческий модуль, задачами которого являются создание единой системы интеграции, обеспечение стратегической линии развития, анализ, планирование, организация, контроль и регулирование деятельности каждого модуля и системы в целом, а также определение критериев эффективности, мониторинг деятельности системы.
Организационная структура управления МДОУ представлена 4 взаимосвязанными уровнями:
1 уровень – общее собрание – педсовет – родительское собрание – родительский комитет;
2 уровень – административно-хозяйственный совет – ПМПК – аттестационная комиссия;
3 уровень – творческая группа – инициативная группа;
4 уровень – педагоги – дети – родители .
Все участники образовательного процесса выступают как коллективный субъект и участвуют в процессе реализации Программы развития МДОУ.
Перед руководителем ДОУ как главным координатором деятельности специалистов в рамках управленческого модуля стоят многочисленные разноплановые задачи.
Решать их позволяет умение анализировать, координировать, реализовывать организационно – педагогическую деятельность, а именно вопросы инструктивно-методического, административного, организационного, финансово- хозяйственного плана. Сбор, анализ, переработка и хранение информации осуществляется в соответствии с целями и задачами ДОУ. Но, чтобы информация охватывала все стороны жизни дошкольного учреждения, необходимо теоретически и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей между руководителем и педагогическим коллективом ДОУ, т.е. обозначить меры личной ответственности сотрудников за сбор информации и взаимосвязь между ними при осуществлении профессиональных функций. Насколько умело будут распределены многочисленные задачи между членами своего коллектива, особенно между руководителями функциональных служб (заместителем по воспитательной и методической работе, заместителем по административно-хозяйственной работе, медицинским персоналом, специалистами), делегированы обязанности работникам, отслежены результаты работы через все виды контроля, настолько будет эффективна управленческая деятельность руководителя при его общем руководстве ДОУ. Именно за руководителем остаются координация, стратегия организационно-педагогической деятельности.
В настоящее время встала задача по осуществлению целого ряда новых функций управления:
– реализация модели деятельности инновационного учреждения, с дальнейшим прогнозом результатов и способов выражения позитивных изменений, которые будут свидетельствовать о решении основных воспитательно-образовательных целей, а в конечном итоге деятельность ДОУ ориентирована на решение одной из главных задач – повышение качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, профессиональная компетентность основного состава воспитателей и специалистов МДОУ, их творчество и коммуникативность, способность к самоанализу и инновационной деятельности, чувство ответственности за результаты и стремление совершенствовать педагогическое мастерство позволяют в системе выполнять задачи Программы развития, экспериментальной деятельности, успешно создавать развивающее образовательное пространство, достаточно полно реализовывать содержание образовательных Программ с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и дошкольного возраста.