Цели:
закрепить знание букв 4 блока, уметь различать парные звонкие и глухие согласные;
развивать логическое мышление учащихся, воображение, мелкую моторику кистей рук,
воспитывать чувства доброты, отзывчивости, взаимопомощи, любовь к животным.
Оборудование: рисунки персонажей сказки «Теремок»; ребусы; схемы ударения, звуков, слогов; трафаретные линейки, индивидуальные карточки для чтения.
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок, Начинается урок!
2. Сообщение целей урока .
– Ребята! Мы продолжаем путешествие по Городу Букв и Сказочным Странам.
Сегодня на уроке мы закрепим все буквы из IV вагончика и тогда мы продолжим строительство пирамиды. (Приложение 1, приложение2)
3. Актуализация знаний
– А сейчас, ребята, я приглашаю вас в сказку.
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
(на доске рисунок теремка)
– Отгадайте загадку и вы узнаете, кто из животных первым поселится в таком замечательном теремке.
Загадка:
Хвост длинный, сама крошка.
Боюсь я очень кошки. (мышка)
– Если мы правильно составим схему слова «мышка», то теремок распахнет свои двери.
Дети составляют схему слова «мышка» (Приложение 3)
Повторение изученных букв (блоки I – III). Закрепление букв блока IV
– Мышка попала в теремок и занялась там домашними делами.
Потрудимся и мы:
1) Узнай буквы …. (Т, Ж, К, Г, Х) (Приложение 4)
Что общее? (блок IV )
2) Назови «лишнюю» букву: Л, М, Н, Б, Р (Б)
3) Что общее: Х, Щ, Ц, Ч ? (блок III – согласные, глухие, непарные)
Назовите букву, обозначающую всегда твердый согласный звук. (Ц)
- Игра «Звук – буква»
(Учитель показывает букву – дети называют звуки, которые она обозначает и наоборот: учитель произносит звуки, дети – буквы)
Итог: Что вы можете сказать о буквах из IV вагончика?
(в IV вагончике «едут» буквы, обозначающие звуки согласные, парные, звонкие и глухие, твердые и мягкие; Ш и Ж всегда твердые, они «не дружат» с буквой Ы)
4. Самостоятельная работа
Стоит в поле теремок – теремок…
И вот на пороге…
Загадка:
Не зверь, не птица
Всего боится,
Половит мух –
И в воду плюх! (лягушка)
– Лягушка сможет зайти в теремок, если вы правильно определите количество слогов в слове и точно поставите ударение.
(дети показывают схему …– 3 слога, ударный 2 слог) (Приложение 5)
– Молодцы, ребята! Вот и лягушка присоединилась к мышке. Вместе и работается веселее…
Вот в лесу мелькнул хвостик белочки. Она собирает грибы. Почему белочка не просится в теремок? (У нее есть дом – дупло)
Поможем белочке собрать грибы в 2 корзинки.(1 корзина – звонкие согласные, 2 корзина – глухие согласные)
(2 ученика у доски, остальные на местах, на листочках; тихо звучит музыка)
Проверка.
– Посчитайте, сколько грибочков с буквами в корзине «Звонкие согласные» (6)
– Поднимите руку, у кого 6 букв? Молодцы!
5. Чтение слов и текста.
Дифференцированная работа.
Стоит в поле теремок….
Загадка:
Кто всех пугается,
Под кустом спасается? (заяц)
– Схема – ударение (за – яц – 2 слога, ударный 1 слог) (Приложение 7)
– Сейчас будем читать по группам.
1 группа «Молодцы»
2 группа «Умники и умницы»
1 группа:
лиса утка окунь
волк дятел щука
филин петух карп
2 группа:
Зайчишку в лесу всякий обидит. Его только быстрые ноги спасают.
Лиса и волк – враги зайца. Даже филин ночью может его поймать.
Летом он серый. В траве или ельнике зайца трудно заметить.
А зимой он надевает беленькую шубку. Только кончики длинных ушей чёрные. Прижмёт заяц уши к спине, ляжет под елью.
Попробуй найди!
– Чтение слов 1 группы. «Эхо».
– Чтение текста 2 группы по предложениям.
– Что нового узнали о зайце? Что интересного?
– Как озаглавим текст?
– Какой столбик слов 1 группы относится к тексту? ( I столбик – враги зайца)
ФИЗМИНУТКА
Заяц серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал.
Зайка – прыг и …убежал!
А наш зайчик поселился в теремке.
6. Штриховка
(развитие мелкой мускулатуры кистей рук)
Стоит в поле теремок…
Загадка:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса.
Это рыжая…
Ребус. (Приложение 8)
Схема слова ЛИСА.
У каждого ученика лист с заданием. Прочитать, выполнить штриховку.
Задания: дом, мяч, кот, жук и т.д. Показ лучших работ.
7. Письмо
(печатание) слов и предложений.
Стоит в поле теремок…
Загадка:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Ребус. (Приложение 9)
Печатание:
- Напишите букву В, рядом напишите парную согласную…
- Слова: ГУСИ, МЫШИ, КОНИ, ВОЛК.
Подчеркнуть букву, обозначающую
твердый
согласный – одной чертой
мягкий согласный – двумя чертами
гласный – точкой
Предложение: Саша кормит кошку.
Выполнили задание: Волк – в теремке.
8. Чтение по индивидуальным карточкам.
Стоит в поле теремок…
Загадка:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге.
От мороза прячет нос. (Медведь)
– Завалил медведь теремок. Расстроились животные и решили построить новый просторный терем. Поможем?
Чтение слов – строительство теремка.
ЖИВОТНЫЕ МЕДВЕДЬ ВОЛК ЛИСА ЗАЯЦ ЛЯГУШКА МЫШКА |
Т Е Р Е М О К |
С П А С И Б О |
– Что построили животные? (ТЕРЕМОК)
– Что они нам сказали? (СПАСИБО)
– Открываем окошки.
Закрепление парных согласных.
Итог урока.
Выучили все буквы из IV вагончика – строим пирамиду (4 кольцо)
– Чему учились на уроке?