Обучение грамоте. Блоковое изучение звуков и букв в период обучения грамоте. Закрепление IV блока

Разделы: Начальная школа


Цели:

закрепить знание букв 4 блока, уметь различать парные звонкие и глухие согласные;
развивать логическое мышление учащихся, воображение, мелкую моторику кистей рук,
воспитывать чувства доброты, отзывчивости, взаимопомощи, любовь к животным.

Оборудование: рисунки персонажей сказки «Теремок»; ребусы; схемы ударения, звуков, слогов; трафаретные линейки, индивидуальные карточки для чтения.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, Начинается урок!

2. Сообщение целей урока .

– Ребята! Мы продолжаем путешествие по Городу Букв и Сказочным Странам.

Сегодня на уроке мы закрепим все буквы из IV вагончика и тогда мы продолжим строительство пирамиды. (Приложение 1, приложение2)

3. Актуализация знаний

– А сейчас, ребята, я приглашаю вас в сказку.

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.

(на доске рисунок теремка)

– Отгадайте загадку и вы узнаете, кто из животных первым поселится в таком замечательном теремке.

Загадка:

Хвост длинный, сама крошка.
Боюсь я очень кошки. (мышка)

– Если мы правильно составим схему слова «мышка», то теремок распахнет свои двери.

Дети составляют схему слова «мышка» (Приложение 3)

Повторение изученных букв (блоки I – III). Закрепление букв блока IV

– Мышка попала в теремок и занялась там домашними делами.

Потрудимся и мы:

1) Узнай буквы …. (Т, Ж, К, Г, Х) (Приложение 4)

Что общее? (блок IV )

2) Назови «лишнюю» букву: Л, М, Н, Б, Р (Б)

3) Что общее: Х, Щ, Ц, Ч ? (блок III – согласные, глухие, непарные)

Назовите букву, обозначающую всегда твердый согласный звук. (Ц)

  • Игра «Звук – буква»

(Учитель показывает букву – дети называют звуки, которые она обозначает и наоборот: учитель произносит звуки, дети – буквы)

Итог: Что вы можете сказать о буквах из IV вагончика?

(в IV вагончике «едут» буквы, обозначающие звуки согласные, парные, звонкие и глухие, твердые и мягкие; Ш и Ж всегда твердые, они «не дружат» с буквой Ы)

4. Самостоятельная работа

Стоит в поле теремок – теремок…
И вот на пороге…

Загадка:

Не зверь, не птица
Всего боится,
Половит мух –
И в воду плюх! (лягушка)

– Лягушка сможет зайти в теремок, если вы правильно определите количество слогов в слове и точно поставите ударение.

(дети показывают схему …– 3 слога, ударный 2 слог) (Приложение 5)

– Молодцы, ребята! Вот и лягушка присоединилась к мышке. Вместе и работается веселее…

Вот в лесу мелькнул хвостик белочки. Она собирает грибы. Почему белочка не просится в теремок? (У нее есть дом – дупло)

Поможем белочке собрать грибы в 2 корзинки.(1 корзина – звонкие согласные, 2 корзина – глухие согласные)

(2 ученика у доски, остальные на местах, на листочках; тихо звучит музыка)

(Приложение 6)

Проверка.

– Посчитайте, сколько грибочков с буквами в корзине «Звонкие согласные» (6)

– Поднимите руку, у кого 6 букв? Молодцы!

5. Чтение слов и текста.

Дифференцированная работа.

Стоит в поле теремок….

Загадка:

Кто всех пугается,
Под кустом спасается? (заяц)

– Схема – ударение (за – яц – 2 слога, ударный 1 слог) (Приложение 7)

– Сейчас будем читать по группам.

1 группа «Молодцы»

2 группа «Умники и умницы»

1 группа:

лиса утка окунь

волк дятел щука

филин петух карп

2 группа:

Зайчишку в лесу всякий обидит. Его только быстрые ноги спасают.

Лиса и волк – враги зайца. Даже филин ночью может его поймать.

Летом он серый. В траве или ельнике зайца трудно заметить.

А зимой он надевает беленькую шубку. Только кончики длинных ушей чёрные. Прижмёт заяц уши к спине, ляжет под елью.

Попробуй найди!

– Чтение слов 1 группы. «Эхо».

– Чтение текста 2 группы по предложениям.

– Что нового узнали о зайце? Что интересного?

– Как озаглавим текст?

– Какой столбик слов 1 группы относится к тексту? ( I столбик – враги зайца)

ФИЗМИНУТКА

Заяц серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал.
Зайка – прыг и …убежал!
А наш зайчик поселился в теремке.

6. Штриховка

(развитие мелкой мускулатуры кистей рук)

Стоит в поле теремок…

Загадка:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса.
Это рыжая…

Ребус. (Приложение 8)

Схема слова ЛИСА.

У каждого ученика лист с заданием. Прочитать, выполнить штриховку.

Задания: дом, мяч, кот, жук и т.д. Показ лучших работ.

7. Письмо

(печатание) слов и предложений.

Стоит в поле теремок…

Загадка:

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)

Ребус. (Приложение 9)

Печатание:

  • Напишите букву В, рядом напишите парную согласную…
  • Слова: ГУСИ, МЫШИ, КОНИ, ВОЛК.

Подчеркнуть букву, обозначающую
твердый согласный – одной чертой
мягкий согласный – двумя чертами
гласный – точкой

Предложение: Саша кормит кошку.

Выполнили задание: Волк – в теремке.

8. Чтение по индивидуальным карточкам.

Стоит в поле теремок…

Загадка:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге.
От мороза прячет нос. (Медведь)

– Завалил медведь теремок. Расстроились животные и решили построить новый просторный терем. Поможем?

Чтение слов – строительство теремка.

ЖИВОТНЫЕ

МЕДВЕДЬ

ВОЛК

ЛИСА

ЗАЯЦ

ЛЯГУШКА

МЫШКА

Т

Е

Р

Е

М

О

К

С

П

А

С

И

Б

О

– Что построили животные? (ТЕРЕМОК)

– Что они нам сказали? (СПАСИБО)

(Приложение 10)

– Открываем окошки.
Закрепление парных согласных.

Итог урока.

Выучили все буквы из IV вагончика – строим пирамиду (4 кольцо)

– Чему учились на уроке?