Совершенствование коммуникативно-речевой культуры младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современный образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки.

Это необходимо для вхождения ребенка в общество и взаимодействия с окружающим миром. В процессе взаимодействия личностей, в процессе общения происходит становление и развитие личности и общества. Для человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь. Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение уровня речевого развития младшего школьника, совершенствование коммуникативно-речевой культуры как основы развития его личности.

Родную речь, свой родной язык ребенок перенимает от близких ему людей, из языковой среды, побуждаемый естественной потребностью общения и самовыражения. Речь всегда индивидуальна. В ней отражается личность говорящего: языковые влияния в детстве, на протяжении всей жизни, грамотность и культура речи, коммуникативно-речевая активность, общая культура человека, его увлечения, опыт.

Коммуникативно-речевая культура – это не просто умение говорить и писать правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и умение эффективно общаться, учитывая с кем, кому, с какой целью, что, где говоришь, умение слушать собеседника. Поэтому, на мой взгляд, педагог должен создавать оптимальные условия для совершенствования коммуникативно-речевой культуры младших школьников как основы их личностного развития.

В философии под личностью понимается одновременно и устойчивая система черт, характеризующих человека как члена того или иного сообщества, и сам индивидуальный носитель данных черт.

Еще античные философы утверждали, что речевое развитие человека отражает его личностные особенности. Сократ однажды сказал своему ученику: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Слово как философское понятие обозначает модель, существующую в данной системе личности, и выступает от ее имени. Но любая индивидуальная модель субъективна, а, следовательно, уникальна. Взаимопонимание между личностями достигается путем трудоемкого выяснения в диалоге, какие существуют у данного слова специфические оттенки смысла в индивидуальных диалектах всех участников диалога - недаром существует выражение «найти общий язык».

Чтобы понять ребенка и обеспечить настоящее понимание своего высказывания, учитель должен помнить: весь мир ребенка совершенно иной, он – существо иной культуры, иного языка, иной психики со своим личным опытом.

Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы. Хорошо известна мысль Л. С. Выготского о том, что «задолго до школы ребенок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет ею, выполняемые им операции неосознанны».

Основную задачу работы по развитию речи лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев сформулировал так: «…открыть уста детей». Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддержать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развить у них врожденный дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего невозможно становление личности школьника. Сегодня эта мысль не утратила своей значимости.

Учителю важно знать, чем владеет ребенок до прихода в школу. Хорошо зная это, педагог сможет построить процесс обучения, учитывая особенности детского речевого развития и соблюдая важнейший принцип гуманной педагогики: «не навреди», а значит, «знай и понимай».

В работах многих психологов отмечается, что в речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. В речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей ее мышления. Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…»

Рассматривая речевые свойства личности, психологи отмечают и те качества, которые характеризуют человека как слушателя. Внимательный слушатель способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее содержанием.

В речи также проявляются и морально-волевые качества личности. Робость, почтительность, уважение, как и многие другие черты характера, раскрываются в содержании и в эмоционально-интонационной окраске высказывания человека.

Наблюдая за перечисленными качествами речи, педагог может составить мнение о личностных особенностях школьников. А, развивая коммуникативно-речевую культуру младшего школьника, будет способствовать общему развитию его личности.

Речевой аспект в обучении русскому языку всегда признавался прогрессивной традиционной методикой (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский), но методы его реализации во многом оставались нерешенными. Новое в современных методах обучения младших школьников родному языку обусловлено достижениями последних десятилетий в области лингвистики, психологии, педагогики.

Т. Г. Рамзаева отмечает, что речевое развитие младшего школьника – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения русскому языку. Обучение родному языку должно способствовать развитию ученика как личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание).

Педагог должен развивать у детей умение общаться, слушать и говорить так, чтобы их слушали, умение оценивать чужую и свою речь, словесно импровизировать, наряду с развитием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности.

Речевой опыт ребенка, приходящего в школу, практически не выходит за рамки бытовой сферы общения, поэтому основная задача развития речи школьника, на мой взгляд, заключается во включении его в непрерывную цепь речевого общения, в расширении сфер этого общения.

Для этого считаю необходимым предоставить детям возможность свободно говорить и писать – о чем бы им хотелось, что их волнует, интересует, говорить и писать искренно, с уверенностью, что их поймут. Поэтому важно, чтобы школьники жили в атмосфере взаимного общего интереса друг к другу, в атмосфере доверия. Моя задача как одного из участников общения – создавать эту атмосферу своим поведением.

Важно также, чтобы дети понимали значение для жизни того, чем они занимаются, осознавали, чувствовали свое продвижение в овладении конкретными коммуникативно-речевыми умениями.

Совершенствование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие следующих качеств речи:

  • содержательности, актуальности;
  • логичности, четкости построения, обоснованности и доказательности;
  • выразительности как устной, так и письменной речи;
  • ясности;
  • чистоты.

Большое значение имеет развитие правильности речи, то есть ее соответствие литературной норме (грамматической, орфографической, пунктуационной, орфоэпической).

Система работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры младших школьников опирается на развитие основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать), бегло, осмысленно и выразительно читать, грамотно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли в устной и письменной форме (умения говорить и писать).

Такой подход требует введения элементарных речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи, то есть речь как средство общения, обмена мыслями, чувствами между людьми; средство передачи и усвоения определенной информации; средство организации и планирования деятельности людей; средство воздействия на чувства и поведение людей. С такими сложными речеведческими понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику.

Так наиболее естественная форма, в которой реализуется коммуникативная функция речи – диалог. Ребенок вступает в диалог с рождения: сначала это диалог со взрослыми, а потом со сверстниками. Поэтому работу по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры первоклассников начинаю с организации работы малыми группами: сначала парами.

Вначале формирование групп происходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр: «Найди пару по цвету глаз, по разрезным открыткам, по сказочным героям». Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, игра с одним мячом.

Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других. Уже в первом классе каждый ребенок узнает, что главное – уважение чужих чувств, мыслей, опыта.

Неотъемлемой частью работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры младших школьников является и обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении, то есть введение в активную речь формул речевого этикета. Это позволяет воспитывать внимательное, вдумчивое отношение ребенка к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации. В качестве помощи детям использую различные схемы, транспаранты. <Рисунок1>.

Во втором классе на первый план выходит создание ситуаций, при которых общение приобретает деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где развиваются взаимоотношения, позволяющие перейти к сотрудничеству, деловому разговору. В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения, планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Широко можно использовать в работе приемы группового чтения, инсценировки, сочинения по заданной рифме, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам.

Основным понятием в системе работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры младших школьников является понятие «текст», так как конечная цель этой работы – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, то есть научить создавать речевое произведение, высказывание.

Сначала школьники практически осознают такие понятия, как тематическое единство, структурная целостность текста (наличие зачина, средней части, концовки). <Рисунок2>. Далее дети получают представления о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о жанровых разновидностях.

Подготовкой к самостоятельному связному рассказу, монологу служит и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений.

Задача педагога – создавать такие речевые ситуации, чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, чтобы речь для них стала не просто учебным упражнением, а средством самовыражения, предметом радости и гордости. Например:

  1. Мы составляем диалог для начала телепередачи «Доброе утро, малыши!»
  2. Что и как произнесут наши герои?
  3. К нам приехали школьники из другого города. Как мы их поприветствуем?
  4. Что покажем на экскурсии по школе и что скажем?
  5. Мы – зрители – обмениваемся в классе впечатлениями о кинофильме.
  6. Мы побывали в городском музее. Нам очень понравилась выставка.
  7. Мы захотели поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать своим друзьям так, чтобы они тоже захотели побывать в музее.
  8. «Хорошо быть облаком летучим». Ты – облако. Ты летишь…
  9. Ты – сосулька, которая весной просыпается раньше людей.
  10. Мы готовимся к конкурсу на лучший устный рассказ в классе, учимся у героя кинофильма «Как я однажды» говорить интересно, выразительно, обращаясь к слушателям.
  11. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Красная Шапочка, и жил-был Серый Волк. И они были большими друзьями. Расскажи, как это случилось.

Главное, на мой взгляд, - провести детей через систему коммуникативно-речевых задач – от аналитических к конструктивно-созидательным. При этом необходимо развивать у детей умение ориентироваться в речевой ситуации, учитывая задачу общения, чтобы выбрать оптимальные для данных обстоятельств языковые средства.

Дальнейшее совершенствование коммуникативно-речевой культуры школьника необходимо осуществлять на следующей ступени целостной образовательной системы. Таким образом, продолжится процесс приближения школьника к современному речевому идеалу выпускника школы, который бы умел передать информацию, поддержать беседу, установить контакт и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.