Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Разделы: Работа с дошкольниками


Милая моя земля,
Реки сладкие, поля.
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал…
Я одну мечту таю
Родину воспеть мою.
Салават Юлаев

Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в суете, спешке приносит только вред. Не объем знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.

Белорецк – один из городов республики Башкортостан. Расположен он в центральной части, в долине между хребтами Урал-Тау и Яман-Тау, на берегу красавицы реки Белой. Наш город в 2007 году отмечает свое 245-летие. У Белорецка богатое революционное и боевое прошлое.

Век восемнадцатый…
По царскому указу
Работный люд и мастера
Пришли, -
Жизнь закипела сразу.
Где глухомань была вчера,
Лес корчевали. Прямо у реки
Рубили избы. Домну возводили
В тележных коробушках,
Мужики
Руду для этой печки подвозили.
Н. Зимина

А также немало мест, связанных с революцией 1917 года и гражданской войной на южном Урале. Название улиц, памятники напоминают белоречанам о бурных и сложных событиях, происходивших в городе: обелиски 12 и 24 павших, памятники В. К. Блюхеру, Т. В. Точисскому, улицы 40 павших, 5 июля, В. Косоротова, Ф. Алексеева – живая память истории.

Используя конкретный краеведческий материал, мы разработали цикл занятий «С чего начинается Родина». Задача этого цикла – показать общечеловеческое и значимое для каждого человека. Цикл состоит из 9 блоков:

  1. История возникновения города.
  2. Улицы родного города.
  3. Известные люди Белоречья.
  4. Художники Белоречья.
  5. Природа родного края.
  6. Заповедные места.
  7. Воины Великой Отечественной войны.
  8. Воины Афганской, Чеченской войны.
  9. Достопримечательности города.

Мы используем разные методы с применением регионального компонента: занятия, посвященные истории города; экскурсии и прогулки по городу и краю; чтение литературных произведений; организация уголка, посвященного родному краю. Хочется отметить активную поисково-познавательную деятельность всех педагогов, а также родителей в сборе информации о своем крае, в том числе репродукций и фотоматериалов.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе. Помогают нам и родители. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда мы попробовали дифференцировать задания: папам предлагали рассказать о военной технике; мамам – рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику». На выходные дни были задания: сходить в аллею героев, узнать о подвигах героев-белоречан, выяснить у детей:

  • На какой улице находится наш детский сад?
  • Почему ее назвали именем Крупской?
  • Какие улицы и площади города знаете?
  • Какие памятники и достопримечательные места есть в нашем городе?

Проводили с детьми и родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждаем детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. Предложили детям вместе с родителями составить рассказ о каком-либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предложили литературу, материалы папки-передвижки.

На занятии все дети стремились ответить, дополнить рассказ товарищей. Они с увлечением говорили о мужественном летчике Артамонове, именем которого названа одна из улиц нашего города, стрелке Утягулове, погибшем за родную землю.

Но наш город не только воин, но и труженик. Мы знакомим детей с трудом металлургов, строителей, которые в настоящее время возводят жилые дома, школы, с творчеством художников С. Шишкова, В. Тимарцева, Б. Фролова, В. Федчуна, В. Домнина, П. Казбана и многих других, которые развивают художественные традиции и прославляют наш край.

На занятиях организуем практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Животные наших лесов», лепка «Памятник герою». Регулярно устраиваем выставки детских работ, на которых дети сами становятся экскурсоводами – рассказывают о своем городе.

Свои впечатления дети отражают в играх.

  • Сюжетно-ролевая: «Путешествие по городу». В группе развертывается строительство новых домов: машины подвозят панели, кирпичи, а подъемные краны, сделанные детьми из конструктора, возводят новую стену дома.
  • Кульминацией работы стала театрализованное представление «Наш город», в котором принимали участие не только сотрудники детского сада и дети, но и родители нашей группы.
  • Родительское собрание в форме интеллектуальной игры «Счастливый случай» и игра-конкурс «Знатоки родного края».

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

А радость открытия ведет к творчеству.

О Родина!
Мой светлоокий дом
В краю Уральском, на земле Башкирской.
Здесь сосны хороводят над прудом
И Белая под солнцем серебрится.
Н. Зимина

Приложение