Цель:
- способствовать закреплению знаний, полученных в течение первого полугодия;
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- воспитывать навыки самостоятельности при выполнении учебных заданий.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день! Наверное, он прекрасен ещё и потому, что сегодня у нас состоится… урок-путешествие!
II. Актуализация знаний учащихся
Для начала вспомним наши правила (хором).
- Внимательно слушай других, чтобы не повторяться.
- Отвечай чётко, быстро.
- Говори по существу.
- Читай выразительно.
Сегодня мы разделились на 3 сектора: красный, жёлтый, зелёный. Каждый сектор будет получать задание. За правильный ответ вы получаете жетон. В конце урока мы подсчитаем количество жетонов каждого сектора и узнаем победителя.
Перед вами «Колесо знаний». Оно прокатиться через весь урок, предлагая вам выполнить различные задания, ответить на вопросы.
На нашем «Колесе» написаны цифры, а под цифрами вопросы. Вы будете по очереди выходить и поднимать цифру, которая вам понравится. Под ней мы найдём задание.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Итак, начнём наше путешествие.
1. Красный сектор выбирает цифру.
Что это? А это загадки!
1. Этот конь не ест овса. | 2. Лёг в карман и караулю |
Вместо ног два колеса. | Рёву., плаксу и грязнулю, |
Сядь верхом и мчись на нём. | Им утру потоки слёз, |
Только лучше правь рулём. | Не забуду и про нос. |
(велосипед) | (носовой платок) |
3. Когда мы едим, они работают. | 4. Кто по ёлкам ловко скачет |
Когда не едим, они отдыхают. | И взлетает на дубы? |
Не будем их чистить – они заболят. | Кто в дупле орехи прячет |
Сушит на зиму грибы? | |
(Зубы) | (белка) |
5. Вот иголки и булавки | 6. Длинное ухо, |
Выползают из-под лавки. | Комочек пуха. |
На меня они глядят, | Прыгает ловко, |
Молока они хотят. | Любит морковку. |
(Ёж) | (кролик) |
(Вручение жетонов)
Выбираем следующую цифру. Итак, урок по речевому этикету,
а) Представь себе, что ты – Фея Утешения. И тебе надо часто говорить такие слова:
Не беспокойся… | |
Не огорчайся… |
Успокойся… |
Не тревожься… | Утешься… |
б) К тебе пришли герои сказок, которые попали в трудные жизненные ситуации.
Выбери имя сказочного героя, который утешает других такими словами:
Не плачь, дед, не плачь баба,
Я снесу вам другое яичко.
Не золотое – простое.
(Курочка – Ряба)Не печалься, ступай себе с Богом!
Добро! Будет старуха царицей.
(Золотая рыбка)
- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей , братец, козлёночком станешь!
(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Вы, наверное, уже поняли, что добрые слова помогают нам уговорить, утешить, успокоить человека.
Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
Утешить, помочь - цель данного задания.
Напоминаю Вам, что в данный момент каждый из вас стал Феей Утешения, и вам надо успокоить маленькую девочку.
Какой вариант утешения вы выберете?
- Не плачь, Таня.
- Тише Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч. - Тише, Танечка, не плачь,
мы сейчас достанем мяч.
Анализ ответов
Если ученик выбрал 1, то ему сообщается: «не всякая девочка успокоиться только от этих добрых слов».
Если ученик выбрал 2 ответ: «Возможно Танечка успокоится от этих ласковых слов. Но если ей хочется играть с мячиком, то вряд ли она перестанет плакать».
Если выбрал 3, то : «Я думаю, что Танечка успокоится, ведь в руках у неё снова будет её любимый мяч».
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай.
(Вручение жетонов)
IV. Физминутка
А сейчас музыкальная пауза. (объявляют дети).
V. Творческая работа
Сейчас нас с вами ожидает игра, она называется: «Закончи пословицу». У вас на столах листочки с пословицами, есть начало, но нет конца. Допишите.
Старый друг лучше новых двух.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
После драки кулаками не машут.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Держался авоська за небоську, да оба в воду ушли.
(Вручение жетонов)
Итак, следующая цифра…
У нас в гостях сказочный герой, из всеми вами любимой сказки «Золотой ключик»…, Папа Карло.
Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику: черепахе Тортилле, лисе Алисе и Мальвине.
По своей рассеянности Папа Карло забыл написать имя адресата. Вставь в текст недостающее обращение (Мальвина, Алиса, Тортилла). (Имена пишутся на доске).
1. Достопочтенная… !
Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы по-прежнему обаятельная. Так держать!
Ваш преданный друг Карло!
2. Изобретательная…!
Поздравляю вас с женским днём! Желаю вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом, и Вы сможете заработать миллион.
3. Милая …!
Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё сохранить дружбу со старыми друзьями- Буратино и Пьеро.
Целую тебя. Папа Карло.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
(Вручение жетонов)
Осталось две цифры.
Выбираем следующее задание. Итак, домашнее задание.
- Назови сказки, которые ты услышишь в рассказе. (Задание ребята готовили заранее).
(Подсчёт жетонов. Называется команда, набравшая наибольшее количество жетонов).
VI. Супер-игра для победителя.
Задачка с мухой
Победитель, сможешь ли ты сам найти слова, которые расставить нужно по местам, чтобы прочесть историю?
История, которая произошла с писателем Майклом Розеном, окном и мухой.
Я нос уткнул в оконное стекло.
Осенним ветром муху принесло.
Она снаружи на окне сидит
И на меня внимательно глядит.
Я думаю, что мухе повезло:
И интересно, и ногам тепло.
(Награждение победителя)
VII. Итог урока.
Вопросы кончились, и посмотрите, что написано на нашем колесе. (Молодцы)
- А колесо превратилось в ласковое доброе солнышко. Это значит, что вы успешно справились со всеми заданиями.
На этом наш урок окончен.
VIII. Задание на дом:
Подобрать пословицы о дружбе, оформить в виде книжки- раскладушки