ТЕМА УРОКА: Рисунок сказочного терема.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Продолжить формирование знаний о симметрии и асимметрии в рисунке.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Закрепление знаний о понятиях «симметрия» и «асимметрия» в рисунке.
2. Передача в рисунке пропорций, симметричности и асимметричности формы, используя в работе вспомогательные построения.
3. Удачное размещение изображения на листе бумаги (на основе знаний по композиции).
4. Знакомство с новым графическим материалом – чёрной тушью и приёмами работы ею при помощи кисти, пера, заострённой палочки.
5. Формирование умений удачно сочетать в рисунке линию и пятно.
6. Умение воплощать художественный замысел в рисунке и композиции, используя раз - личные изобразительные средства.
7. Дальнейшее развитее творческого воображения, фантазии, художественного вкуса.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для учителя:
1. РЕПРОДУКЦИИ:
Церковь Покрова на Нерли.
Церковь Спаса на Нередице.
Дмитриевский собор во Владимире.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле.
Храм Василия Блаженного.
Рисунки И. Я. Билибина.
2. Набор архитектурных элементов, вырезанных из плотной бумаги, для составления ва - риантов композиций на магнитной доске (вместо магнитной доски можно использовать лист мягкого картона, прикрепляя элементы английскими булавками).
3. Примеры работ, выполненных чёрной тушью.
Для учащихся:
Бумага (формат - ј листа ватмана), простой карандаш, чёрная тушь, кисть, перо, заострённая палочка.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПУТЁМ ОПРОСА И БЕСЕДЫ С УЧАЩИМИСЯ.
- Что подразумевается под понятиями «симметрия» и «асимметрия»? («симметрия» - зеркальное повторение, равенство частей формы или изображений друг другу; «асимметрия» - отсутствие симметрии, неравенство частей формы или изображений друг другу).
- Что понимается под центральной и осевой симметрией?
- Привести примеры симметрии и асимметрии в природе и быту.
4. ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
- Симметрия и асимметрия на примере русской архитектуры.
- Архитектура – искусство проектировать и строить здания и сооружения.
- Элементы архитектуры: фундамент (его видимая часть – цоколь), стены, крыша, окна (круглые, прямоугольные, заострённые, слуховые), двери, ворота, архитектурные детали (труба, колонна, лестница, перила, крыльцо, козырёк над входом).
При объяснении учебного материала преподавателем на магнитной доске (или картоне) из архитектурных элементов составляется вариант возможной композиции. Затем тоже пред - лагается выполнить кому-то из учащихся.
Преподаватель объясняет учащимся приёмы работы чёрной тушью, используя кисть, перо,
заострённую палочку.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: РИСУНОК СКАЗОЧНОГО ТЕРЕМА.
Учащимся предлагается почувствовать себя в роли архитектора и выполнить рисунок сказочного терема, используя симметрию и асимметрию.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- создать художественный образ, соответствующий замыслу;
- грамотно закомпоновать изображение на листе бумаги;
- наметить основные формы и пропорции сказочного терема;
- выполнить карандашом линейный рисунок, используя вспомогательные линии и способы
- изображения симметричных элементов;
- продолжить работу чёрной тушью, сочетая для выразительности композиции линию и пятно;
- уточнить детали, завершить работу.
6. АНАЛИЗ РАБОТ.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.