В современном обществе мы не мыслим своей деятельности без использования компьютерных технологий. Поэтому одной из основных задач дополнительного образования, как и образования вообще, является воспитание компьютерно-грамотной личности.
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Но почему только в учебной деятельности? В настоящий момент существует множество форм дополнительного образования детей – это и кружки, факультативы, дополнительные занятия в основной школе и занятия в компьютерных клубах и центрах при учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и использованию метода проектов в этой области, очень мало.
Опыт применения информационных технологий в системе дополнительного образования показал возможность использования их в процессе реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс обучения информационным технологиям в дополнительном образовании метод проектов.
Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Организация работы над творческим проектом
Начать использование метода проектов довелось именно мне в рамках компьютерного курса «Современные мультимедиа технологии».
Наиболее активно мы его применяем при изучении презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя.
Вся работа над проектом делится на 4 этапа:
1. Подготовительный:
a. Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;
2. Практический:
a. Создание среды, соответствующей выбранной тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;
3. Работа над творческим отчётом;
4. Подготовка к защите творческого проекта.
В процессе выполнения своих индивидуальных проектов учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.
Возраст учащихся, работающих над проектами
Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе, если не требовать печатный отчёт, то программные продукты (презентации) можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.
Примерные направления творческих проектов
Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.
Могу лишь предложить направления исследований:
- Родной край
- Моя семья
- Мои интересы
- Пропаганда здорового образа жизни
- Социальная реклама и т.д.
Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.
Помощь в подборе материала
Для ещё большей мотивации учащихся мы можем предложить им консультации специалистов по выбранным темам.
Например, если тема связана с родным краем, то не стоит ограничиваться лишь анализом литературы, можно организовать для учащихся встречу со специалистом-краеведом или даже журналистом, занимающимся сходной тематикой.
Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу со специалистом краеведом, который посоветовал обратить внимание не только на архитектуру и историю Нижегородского края, но и на труды выдающихся деятелей, художников, артистов и т.д. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете найти на сайте Фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных годов (они выполнены под руководством Занозина Д.А. и моим).
Также приветствуется помощь в фото- и видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже интервью или экскурсий).
Основные требования к работам
Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же необходимо сформулировать определённые требования к выполняемым проектам и сроки их выполнения.
Можно, конечно, обойтись и без этого, но организованность какая-то должна быть, так как это всё-таки учебный процесс (пусть и дополнительный).
Для своих учеников мы сформулировали следующие требования:
- Актуальность проблематики (в принципе каждая тема по своему проблемна, поэтому это не является основным критерием);
- Полнота и доступность информации (но при оценивании учитывайте и возраст автора, так как учащийся начальных классов не сможет выполнить работу так же как и старшеклассник);
- Наглядность:
a. Привлекательность;
b. Интерактивность;
c. Удобство управления. - Целостность восприятия (проект должен быть чётко структурирован);
- Направления дальнейшего использования (этот пункт является дополнительным, иногда может не учитываться, но он необходим для дальнейшего учёта и использования вами в вашей деятельности).
Также необходимо чётко определить сроки выполнения. Они зависят от календарно-тематического плана, поэтому для каждого курса – свои сроки.
Использование творческих проектов
Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа – это огромный труд его автора, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег.
Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, если у вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и пользователи.
Например, мы стараемся по мере возможности продвигать работы наших учащихся на различного рода конкурсы, фестивали, конференции.
Форма представления готового проекта
Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт (бумажный и электронный).
Во-вторых, должен быть разработан программный продукт (презентация, или что-то другое).
В-третьих, нужно подготовить текст устной защиты проекта.
- Содержание отчёта:
- Титульный лист
- Обоснование выбора темы
- Структура проекта
- Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
- Направления использования работы
- Используемые источники информации
- Приложение
Таким образом, на электронном носителе должны быть представлены файлы:
- Файл отчёта Отчёт.doc
- Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
- Папка с программным продуктом «Проект»
Только при выполнении этих трёх пунктов учащийся допускается к защите.
Организация защиты творческих проектов
Защита проектов может проходить в различных формах.
Прежде всего, она может быть как очная, так и заочная.
При очной форме защиты работы можно предложить также несколько видов её организации:
- Конференция – при этой форме учащиеся выступают при всех учащихся компьютерного центра, а также администрации образовательного учреждения и всех желающих посетить конференцию.
- Круглый стол (по какой-либо проблеме) – эта форма имеет смысл, если у вас несколько учащихся выполняют работы по сходной тематике или относящиеся к одной области знаний (например, по краеведению). При этой форме учащиеся общаются на тему поставленной проблемы, высказывают свои взгляды, параллельно демонстрируя свой проект. Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать схему проведения круглого стола так, чтобы все учащиеся смогли высказать своё мнение, а не просто согласиться с мнением товарищей. Эта форма предполагает ограниченный круг участников, поэтому, воизбежание сбоев в организации, лучше пригласить лишь тех учащихся, которых интересует данная проблема. Также рекомендуется пригласить специалистов в этой области знаний для более адекватной оценки работ.
Заочная же форма может использоваться либо для самых младших учащихся, либо в том случае, если нет возможности организовать очную форму. Но при этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше проконсультироваться со специалистами.
Опыт использования метода проектов
Опыт использования описанного нами метода показал:
- Повысился процент качества обучения детей;
- Увеличилось количество детей, посещающих занятия компьютерного центра;
- Мотивированное обучение детей компьютерным технологиям привело к тому, что дети стали меньше играть в компьютерные игры;
- Сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.
И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать этот метод, причём при изучении не только презентационных пакетов, но и других программных продуктов.
Литература:
- Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.6-26.
- Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.27-37.