Организация и использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


В современном обществе мы не мыслим своей деятельности без использования компьютерных технологий. Поэтому одной из основных задач дополнительного образования, как и образования вообще, является воспитание компьютерно-грамотной личности.

В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Но почему только в учебной деятельности? В настоящий момент существует множество форм дополнительного образования детей – это и кружки, факультативы, дополнительные занятия в основной школе и занятия в компьютерных клубах и центрах при учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и использованию метода проектов в этой области, очень мало.

Опыт применения информационных технологий в системе дополнительного образования показал возможность использования их в процессе реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс обучения информационным технологиям в дополнительном образовании метод проектов.

Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность школьнику активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

Организация работы над творческим проектом

Начать использование метода проектов довелось именно мне в рамках компьютерного курса «Современные мультимедиа технологии».

Наиболее активно мы его применяем при изучении презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя.

Вся работа над проектом делится на 4 этапа:

1. Подготовительный:

a. Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;

2. Практический:

a. Создание среды, соответствующей выбранной тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;

3. Работа над творческим отчётом;

4. Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения своих индивидуальных проектов учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.

Возраст учащихся, работающих над проектами

Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то у нас этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе, если не требовать печатный отчёт, то программные продукты (презентации) можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.

Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся конкретные темы проектов не целесообразно, так как это творческо-исследовательская работа и должна быть ценна именно учащемуся. Тематика проекта должна исходить из интересов каждого учащегося, тем самым приобретая индивидуальный характер.

Могу лишь предложить направления исследований:

  1. Родной край
  2. Моя семья
  3. Мои интересы
  4. Пропаганда здорового образа жизни
  5. Социальная реклама и т.д.

Это далеко не полный список, его можно продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить учащимся, что тема должна быть актуальна, востребована в обществе. Но в то же время мы не должны ограничивать учащихся.

Помощь в подборе материала

Для ещё большей мотивации учащихся мы можем предложить им консультации специалистов по выбранным темам.

Например, если тема связана с родным краем, то не стоит ограничиваться лишь анализом литературы, можно организовать для учащихся встречу со специалистом-краеведом или даже журналистом, занимающимся сходной тематикой.

Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу со специалистом краеведом, который посоветовал обратить внимание не только на архитектуру и историю Нижегородского края, но и на труды выдающихся деятелей, художников, артистов и т.д. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете найти на сайте Фестиваля исследовательских работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных годов (они выполнены под руководством Занозина Д.А. и моим).

Также приветствуется помощь в фото- и видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже интервью или экскурсий).

Основные требования к работам

Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же необходимо сформулировать определённые требования к выполняемым проектам и сроки их выполнения.

Можно, конечно, обойтись и без этого, но организованность какая-то должна быть, так как это всё-таки учебный процесс (пусть и дополнительный).

Для своих учеников мы сформулировали следующие требования:

  1. Актуальность проблематики (в принципе каждая тема по своему проблемна, поэтому это не является основным критерием);
  2. Полнота и доступность информации (но при оценивании учитывайте и возраст автора, так как учащийся начальных классов не сможет выполнить работу так же как и старшеклассник);
  3. Наглядность:
    a. Привлекательность;
    b. Интерактивность;
    c. Удобство управления.
  4. Целостность восприятия (проект должен быть чётко структурирован);
  5. Направления дальнейшего использования (этот пункт является дополнительным, иногда может не учитываться, но он необходим для дальнейшего учёта и использования вами в вашей деятельности).

Также необходимо чётко определить сроки выполнения. Они зависят от календарно-тематического плана, поэтому для каждого курса – свои сроки.

Использование творческих проектов

Как же мы можем использовать эти проекты? Каждая работа – это огромный труд его автора, поэтому мы должны не просто оценить эту работу и положить на полку, а использовать её каким-либо образом, в своей работе или в работах коллег.

Любая работа несёт в себе информацию, которая может быть полезна другим людям. Поэтому, если у вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и пользователи.

Например, мы стараемся по мере возможности продвигать работы наших учащихся на различного рода конкурсы, фестивали, конференции.

Форма представления готового проекта

Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт (бумажный и электронный).

Во-вторых, должен быть разработан программный продукт (презентация, или что-то другое).

В-третьих, нужно подготовить текст устной защиты проекта.

  1. Содержание отчёта:
  2. Титульный лист
  3. Обоснование выбора темы
  4. Структура проекта
  5. Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
  6. Направления использования работы
  7. Используемые источники информации
  8. Приложение

Таким образом, на электронном носителе должны быть представлены файлы:

  • Файл отчёта Отчёт.doc
  • Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
  • Папка с программным продуктом «Проект»

Только при выполнении этих трёх пунктов учащийся допускается к защите.

Организация защиты творческих проектов

Защита проектов может проходить в различных формах.

Прежде всего, она может быть как очная, так и заочная.

При очной форме защиты работы можно предложить также несколько видов её организации:

  1. Конференция – при этой форме учащиеся выступают при всех учащихся компьютерного центра, а также администрации образовательного учреждения и всех желающих посетить конференцию.
  2. Круглый стол (по какой-либо проблеме) – эта форма имеет смысл, если у вас несколько учащихся выполняют работы по сходной тематике или относящиеся к одной области знаний (например, по краеведению). При этой форме учащиеся общаются на тему поставленной проблемы, высказывают свои взгляды, параллельно демонстрируя свой проект. Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать схему проведения круглого стола так, чтобы все учащиеся смогли высказать своё мнение, а не просто согласиться с мнением товарищей. Эта форма предполагает ограниченный круг участников, поэтому, воизбежание сбоев в организации, лучше пригласить лишь тех учащихся, которых интересует данная проблема. Также рекомендуется пригласить специалистов в этой области знаний для более адекватной оценки работ.

Заочная же форма может использоваться либо для самых младших учащихся, либо в том случае, если нет возможности организовать очную форму. Но при этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше проконсультироваться со специалистами.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного нами метода показал:

  1. Повысился процент качества обучения детей;
  2. Увеличилось количество детей, посещающих занятия компьютерного центра;
  3. Мотивированное обучение детей компьютерным технологиям привело к тому, что дети стали меньше играть в компьютерные игры;
  4. Сформировалась методическая копилка творческих проектов по разным направлениям знаний.

И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать этот метод, причём при изучении не только презентационных пакетов, но и других программных продуктов.

Литература:

  1. Давыдова Е.В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.6-26.
  2. Киселёва М.М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах.//Информатика и образование. - №8. – 2005. – с.27-37.