Кто наши краеведы-следопыты в будущем? Кого готовит музей? Музей воспитывает людей с добрым сердцем, которые умеют ценить прошлое, хранить память, готовит новых исследователей, учителей, фотографов, операторов, журналистов, будущих воинов для службы в армии, экскурсоводов и просто хороших и отзывчивых людей. Я сама бывшая выпускница нашей школы, которая занималась в музее поисковой работой, а теперь я работаю в этой школе и являюсь руководителем музея, это для меня большая честь. Можно много интересного рассказать о нашей краеведческой деятельности. Но в данной работе я хочу представить хронику всего одного дня из жизни нашей школы. Это традиционный праздник, посвященный Дню защитников Отечества, в котором участвуют все от мала, до велика, вся: ученики с 1го по 11й класс, педагоги, родители, шефы школы - воинская часть 13180, ветераны ВОВ нашей прославленной дивизии и нашего микрорайона Щурово. Проводится большая подготовительная работа, потому что праздник проводится в 3 этапа по особому плану.
1 этап. Смотр-конкурс строя и песни «Весь твой путь в наших песнях воспет» для учащих 2х-8х классов. Каждый класс выбирает песню, отражающую боевой путь создания Российской Армии от Бородинского сражения и до наших дней, готовит соответствующую атрибутику, элементы костюма, рисуют газеты.
Программа праздника.
1. Построение отрядов
2. Торжественное открытие праздника;
– вынос знамени матросами части 13180;
– гимн в исполнении учащихся;
– сдача рапортов командирами отрядов, выступление гостей;
3. Выполнение строевых упражнений:
– ходьба строем в 3 шеренги;
– повороты в строю;
– исполнение песни в движении.
4. Награждение: участники конкурса награждаются грамотами и подарками
2 этап. Открытое заседание клуба «Поиск» - «Встреча трех поколений».
Сценарий праздника.
Праздник «Встреча трех поколений», посвященный Дню Защитника Отечества.
Руководитель музея Сафронова Е.Б.:
Здравствуйте!
Сегодня мы проводим открытое заседание клуба «Поиск» – «Встреча трех поколений». Ветераны ВО войны, участники локальных войн и офицеры, которые служат в армии, встретятся сегодня в нашем музее. Наш музей объединяет разные поколения, которые на протяжении многих лет дружат и встречаются на различных праздниках. Это ветераны ВО войны, почетные ветераны и те ребята, которые были следопытами, а теперь стали защитниками нашей Родины.
Литературно-музыкальная композиция:
1 ученик: Сегодня, в преддверии всенародного праздника, приветствуем дорогих гостей.
2 ученик: Праздник остается радостным и трагическим.
3 ученик: Навсегда останутся в народе и гордость за великую победу, и память о том, какой страшной ценой она досталась.
4 ученик:
Задумано верно и мудро народом:
Все самое лучшее – женского рода –
Вселенная,
Родина,
Радость,
Весна.
Но как в этот список попала война?
1 ученик:
Хоть слово – не дело,
Но я бы хотела
Войну из сознания людей исключить.
5 ученик:
Изъять навсегда инородное тело,
Чтоб дети могли наизусть заучить.
Вселенная,
Родина,
Радость,
Свобода, –
Слова лишь достойные женского рода.
Вок. группа 10 классов: песня «Ровесницы»
Сафронова Е.Б.
65 лет назад в нашем городе формировалась 135-я стрелковая дивизия. Она прошла через всю войну. И почти 35 лет дружат ветераны дивизии, ветераны микрорайона и ребята нашей школы.
И мне сегодня, в первую очередь, хочется предоставить слово Костранову Владимиру Ивановичу – председателю совета ветеранов 135 ККСД.
Выступление ветерана.
А сейчас попросим сказать несколько слов Легейде Нину Григорьевну – председателя ветеранов Щуровского комбината, участника Вов и многолетних встреч с ветеранами 135 ККСД.
Выступление ветерана.
Сафронова Е.Б.
У нас в гостях не только те, кто участвовал в боях, не жалея своей жизни, защищая Родину, но и дети войны. Одна из них Соколова А.Г. Она не только наш первый директор, одна из создателей музея. Альбина Григорьевна в годы войны была в том возрасте, когда чувствуешь эту страшную трагедию. Пережила и перенесла все тяготы этой войны и помогала фронту.
Альбина Григорьевна, Вам слово….
Выступление Соколовой А.Г.
Сафонова Е.Б.:
Сейчас наступает торжественный момент. Сегодня мы открываем мемориальную доску. Право открыть эту доску мне хочется предоставить Костронову В.И. – председателю совета ветеранов, Соколовой А.Г. – человеку, возглавлявшему 30 лет нашу школу, первому руководителю музея – Майоровой Р.Г.
Открытие мемориальной доски:
Мне очень хочется предоставить слово Майоровой Р.Г. – руководителю музея. Почти 40 лет она возглавляла работу клуба «Поиск». Сколько любви, доброты она отдала этому делу. Раиса Георгиевна – почетный ветеран нашей дивизии.
Выступление Майоровой Р.Г.
Минута молчания.
На планете есть горячие точки, Афганистан, Чечня! Что мы чувствуем, когда слышим эти слова. Боль, горечь, сострадание.
Литературно-музыкальная композиция:
6 ученик: Беспокойно в мире. И не может быть спокойной воинская служба.
5 ученик: Еще не затянулись раны матерей, потерявших своих сыновей на афганской земле.
4 ученик:
Камни не плачут. Но плакал гранит,
Став на посту в изголовье солдата.
«Смертью героя в Афгане погиб» –
Криком кричит на надгробии дата…
1 ученик:
Был он так молод, удачлив, красив,
Жить бы да жить ему радостно, долго.
Но прогремел оглушительный взрыв,
Козни судьбы то есть промысел бога?!
5 ученик:
Гибнут мальчишки опять на войне.
Этим смертям не найти оправданья.
Даже у крепких и стойких камней
Катятся горькие слезы страданья….
2 ученик:
Плакал гранит над бедою людей
Всей непомерною силой бессилья.
Горем невыплаканным матерей
Многострадальной великой России….
3 ученик: Чеченская война….
Дерзкая до безумия на чудовищные издевательства над нашими парнями.
2 ученик: И опять кровь, раны, страдания, боль. И опять русские парни в пекле этой войны.
4 ученик:
Ты страна моя,
Моя отчизна,
Часть того,
Что называют Русь,
Если нужно, не жалея силы,
За тебя – в атаку поднимусь.
5 ученик:
В глухих горах Афганистана
Все в жизни выпало тебе!
Твои победы, боль и раны,
Как символ мужества в борьбе.
1 ученик:
Мальчишкам нашим уж давно не спится,
Не долго ждать осталось до утра,
А если спится, то Чечня им снится –
Кровавая, жестокая война.
5 ученик:
Настойчивы, храбры и непреклонны
Мы верим, что такие дни придут,
Когда на ваши чистые погоны,
Серебряные звезды упадут.
3 ученик:
И сколько наших с этой верой
Осталось безвозвратно там?
Мы заплатили полной мерой
По всем предъявленным счетам.
1 ученик:
Чтоб небо вечно было синим,
И люди были бы вольны,
Чтобы всегда была Россия,
Все: И чтобы не было войны.
Сафонова С.Б.: Интернациональный долг позвал и наших ребят в эти горячие точки. К счастью, из выпускников нашей школы никто не погиб. Но ребята мужественно прошли по дорогам войны.
Это: Ежов Александр
Старков Николай
Братья Чуваковы
Ивашкин Владимир
Щербаков Сергей
Старков Александр
Бузанов Юрий
Зорин Владимир
Владимир Иванович пришел сегодня к нам в гости. Сейчас он зам.председателя общества Афганцев у нас в Коломне.
Просим Вас:
Зорин В.И.
Сафронова Е.Б.:
Защитники отечества. Кто они? Простые ребята из наших дворов, обычные мальчишки, наши ученики. Они пошли в армию, потому что их так воспитали, они чувствуют свой долг перед Родиной.
Сироткин Сергей Александрович, офицер Армии, подполковник. В течениие 6 лет Сергей работал в нашем музее, участвовал в походах по местам боев дивизии. Своими глазами видел следы войны.
Сироткин С.А.:
А вот наши две ученицы, дочери Сироткина С.А., которые продолжают дело, начатое отцом.
Сироткина К. и Л.
Литературно-музыкальная композиция:
3 ученик: Хочется рассказать обо всех, кто служил или служит сейчас в рядах нашей армии.
4 ученик: Оглянитесь вокруг – вот они, седые ветераны, парни, недавно вернувшиеся с воинской службы, и те, кто посвятил свою жизнь такой нелегкой работе.
5 ученик: И каждый из нас наверняка мог бы повторить слова отважного молодого воина:
Ты страна моя,
Моя отчизна
Часть того, что называют Русь,
Если надо, не жалея силы,
За тебя в атаку поднимусь.
Вок. группа 10 класс: песня: «Мальчишки».
Сафронова Е.Б.: Война ушла, а голос ее мы постоянно чувствуем. Он проходит через ветеранов, воинов, защитников Отечества. И сейчас, ребята, чтобы защитить Родину, готовы объединится. Мы все должны объединится, сердца объединить, дух добра раскинуть на пространство всего мира.
На этом наше заседание закончено. Спасибо всем, кто принял участие в нашем празднике.
Было много вопросов задано нашим гостям о том, как им удалось справиться со всеми невзгодами, выжить и сохранить мир. Может, это высокие слова, но ребята задумываются над этим, некоторые начинают по-другому смотреть на окружающий их мир. Такие встречи очень важны и для ребят и для самих ветеранов. Встречаясь с молодежью, они понимают свою значимость и необходимость в деле воспитания подрастающего поколения. А мы горды тем, что знаем героев не по книжкам, а знакомы с ними лично.
3 этап - Военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни!» для учащихся 9х-11х классов.
Цели и задачи.
- Улучшение работы по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков.
- Формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях.
- Проверка уровня знаний, навыков по основам безопасности жизнедеятельности человека.
- Формировать гражданско-патриотические чувства, любовь к родине, гордость за Вооруженные силы России.
- Развитие инициативы и самостоятельности обучающихся на основе игровой деятельности.
Подготовительный этап.
- Выбор участников соревнований по классам.
- Изготовление эмблем команды, выбор формы.
- Участие классов в конкурсе стенгазет.
- Подготовка номера художественной самодеятельности для болельщиков.
- Отработка навыков сборки и разборки автомата на базе в/ч 13180.
- Отработка навыков стрельбы из пневматической винтовки на базе школы.
- Отработка навыков обращения с противогазами и ОЗК.
- Физическая подготовка участников соревнований.
- Выбор судейской коллегии.
Программа проведения.
- Построение команд.
- Внос знамени. Гимн РФ.
- Сдача рапортов командирами отрядов.
- Выступление директора школы, выступление гостей праздника.
- Выход команд на стартовый этап.
- Большая эстафета: «Парни, это в ваших силах»
1 этап – оружейный,
2 этап – медицинский,
3 этап – «меткий стрелок»,
4 этап – «самый сильный» (подтягивание по нормативу 10 раз).
«Химическая атака»
«Сильный, смелый, быстрый»
– бег в противогазе,
– бег с отжиманием на дистанции
– оказание первой мед. помощи.
«Русские забавы» (перетягивание каната.
Конкурс болельщиков.
Подведение итогов, слово жюри.
Награждение грамотами и призами.
Такие игры воспитывают у ребят чувство локтя, дружбы, желание победить, не подвести товарищей. Готовя к дальнейшей службе в армии. Такие праздники заканчиваются спортивными соревнованиями по игровым видам спорта - волейбол, баскетбол.
Школьное краеведение является важным средством связи обучения и воспитания с жизнью. Наряду с образовательно-воспитательными задачами оно решает задачи и общественно полезного характера, способствует развитию у учащихся навыков общественно полезной работы. Школьное краеведение имеет определенную предметную направленность - историческую, географическую, литературную, творческую.
В нашей школе №29 г.Коломна есть 3 историко-краеведческих кружка, которые имеют разную тематическую направленность, но очень тесно связаны между собой. Ребята кружка «Эхо» изучают историю родного края, учащиеся другой группы занимаются литературным краеведением, а следопыты клуба «Поиск» ведут военно-патриотическую работу. Всем давно известно, что без прошлого, нет будущего. А жизнь и судьба каждого человека зависят от судьбы его Родины. Будущее Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его граждан - детей. Именно они наследуют нашу память, наши идеи. В наше сложное и нелегкое время мы должны развивать у детей память сердца, любовь к Родине. Нужно возвращаться к местам боев, к людям великого всенародного подвига, к памяти наших предков. В нашей школе много традиций, но об одной из них мне хочется рассказать.
35 лет назад в школе работает Музей 135 Краковской Краснознаменной стрелковой дивизии. И не случайно он имеет звание Народного Музея, потому что за все это время именно он является источником патриотического воспитания наших школьников. В его создании принимало участие не одно поколение наших учеников. В патриотическом клубе «Поиск» есть уже свои династии следопытов. Опыт работы в музее передается от поколения к поколению. Музей - это не только хранилище ценных документов, исторических материалов, но и центр всей воспитательной работы в школе. В актив следопытской группы входят учащиеся среднего и старшего звена. Ребята проводят большую поисковую работу, исследуя боевой путь 135 ККСД, ведут активную переписку с ветеранами ВОВ нашей дивизии и их родственниками, проводят встречи с людьми, которые стали защитниками нашего Отечества в широком смысле этого слова, участвуют в научных конференциях патриотических объединений.
Материалы школьного музея нашли применение и в учебной, и во внеклассной работе. УЧЕБНАЯ РАБОТА
Учебные экскурсии /вне музея/
МУЗЕИ
Пополнение фондов
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
- Кружки, экскурсии, походы
- Уроки «Мужества» в музее школы
- Использование материалов музея
- Туристические походы по местам боевой славы
- Экскурсии в музей
- Самостоятельное изучение архивных документов, представленных в экспозиции музея
- Встречи, читательские конференции вне музея
- Вечера, сборы, собрания, встречи с интересными людьми на базе музея.
Это всего лишь хроника одного дня, проведенного в нашей школе. Праздники проходят, но зернышко добра, ответственности, гордости за свой народ, за свою школу растет в душе каждого маленького гражданина. А это дорого стоит.