У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы… Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.
Сущность опыта: система работы воспитателя по овладению экологическими знаниями строится на основе комплексного подхода в решении задач обучения, воспитания и развития детей; создание предметно-развивающей среды и экологического просвещения родителей, организации совместных мероприятий семьи и детского сада.
Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию экологической культуры детей, доступными для их возраста средствами, позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов; реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой.
В начале работы нами были выявлены следующие проблемы:
- уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
- семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
- при наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников нет адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в условиях Крайнего Севера.
Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме экологического воспитания дошкольников, разработать ряд мероприятий, направленных на привлечение родителей к адаптивному сотрудничеству с дошкольным учреждением по данному направлению.
Система работы по формированию осознанного отношения к правилам поведения в быту и природе исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Осознание того, что воспитатель и родитель – главная фигура педагогического процесса, в том числе экологического воспитания (понимание ими экологических проблем и их причин, профессионализм и педагогическое мастерство, общая ориентация в новой гуманистической модели воспитателя) определяет цель работы:
- создание благоприятной экологической атмосферы проживания ребенка в детском саду;
- формирование основ гражданской ответственности у детей и родителей;
- творческий поиск средств формирования экологической культуры дошкольников.
Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания дошкольников.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Основными формами организации работы являются:
- комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической;
- организации поисково-самостоятельной деятельности;
- совместная деятельность с педагогом;
- самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.
ИГРА – ЗАНЯТИЕ : «ПОЛЕ ЧУДЕС»
Тема: « Знатоки природы»
Программное содержание: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам в игре. Учить выполнять правила игры.
Словарь: финал, суперигра, банкрот, отборочный тур.
Предварительная работа: просмотр передач «Поле чудес». Подготовка вопросов, соответствующих возрасту детей и поставленным задачам.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель напоминает детям правила игры:
- В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
- Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в игре со зрителями и в отборочном туре).
- Если не ответил на вопрос, ход переходит к следующему участнику игры (очки при этом не засчитываются).
- Если стрелка указывает на сектор «П», что означает «ПРИЗ», участник должен выбрать игру или приз.
- Если стрелка указывает на сектор «Б», что означает «БАНКРОТ», все заработанные ранее очки «сгорают» и ход переходит к следующему участнику игры.
- Если стрелка укажет на сектор «О», ход переходит к следующему участнику игры.
- Если участник отвечает на три вопроса подряд, то он получает поощрительный приз.
- Все участники, даже приглашенные, поощряются призами.
- Каждый игрок должен уметь считать звездочки на барабане. (Они означают количество очков)
- Крутить барабан можно только один раз.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР
Воспитатель: Игра будет проходить в три тура. Нам необходимо выбрать девять участников, по три в каждом туре. Я буду называть загадки, а вы должны их отгадывать. Отвечает тот, кто раньше поднимет руку. Не забывайте правила игры.
Загадки для отборочного тура:
- Не портной а всю жизнь с иголкой. (Еж)
- По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
- Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
- Маленькие ножки боятся кошки
Живет в норке, любит корки (Мышка) - Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса) - Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой) - На потолке, в уголке,
Висит сито, не руками сшито. (Паутина) - Вьется веревка, на конце головка.(Змея )
- Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной) - У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)
ПЕРВЫЙ ТУР
- У какого животного есть иголки? (У ежа)
- Кто всю зиму в лесу спит? (Медведь)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
- Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
- Назовите домашних птиц, которые умеют плавать? (Утки, гуси)_
- Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
- У какого домашнего животного есть рога и копыта? (У быка, коровы)
- Какого животного можно назвать длинноухим? (Зайца)
- Какого цвета осенью листья на деревьях? (Желтые, красные)
- Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)
ВТОРОЙ ТУР
- На доске расставлены картинки, изображающие
домашних и диких животных.
Вопрос:
Покажи и назови диких животных.
Покажи и назови домашних животных. - На доске расставлены картинки, изображающие
взрослых домашних птиц.
Вопрос: Как называются птенцы этих птиц. (Утята, цыплята, гусята). - На доске расставлены картинки, изображающие
взрослых домашних животных и их детенышей.
Вопрос: Найди каждой маме ее детеныша и назови его. (Корова – теленок, собака – щенок, кошка – котенок.) - На доске расставлены картинки, изображающие
времена года.
Вопрос: На картинке определи время года. (Зима – снегопад, осень – листопад, лето – все зелено, идет дождь, весна – бегут ручьи). - На доске расставлены сюжетные картинки различного содержания: дети оказывают помощь животным, растениям. (Мальчик поливает дерево, девочка перевязывает собаке лапу, дети поливают цветы).
- Найди на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком. Назови их. (Корова, свинья, кролик, петух)
- Назови на картинках животных, живущих в лесу, и назови их. (Медведь, заяц, лиса, волк).
ТРЕТИЙ ТУР
- Каких зимующих птиц вы знаете? (куропатка)
- У какого дерева иголки, как у ежа? (ель, сосна)
- Придумай кличку собаке.
- Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
- Где живет белка? (в дупле)
- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
- Каких ты знаешь перелетных птиц? (грачи, ласточка, свиристели)
- Назови овощи, которые растут в огороде? (огурец, помидор, капуста, свекла, морковь)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
- Что можно дать птицам на обед? (корки хлеба, зернышки)
ФИНАЛЬНАЯ ИГРА
Приглашаются участники, которые выиграли в предыдущих турах. На столе лежат картинки. С их помощью дети должны отгадать загадки – показывать картинки и называть, кто на них изображен:
1. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много. А ниток ни одной. (Еж) |
2. Хожу в пушистой шубе Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) |
3. Он высокий и пятнистый, С длинной – длиной шеей. И питается он листьями, Листьями с деревьев. (Жираф) |
4. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка) |
5. Посмотрите – ка какая Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (Лиса.) |
6. Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый Даже завитком рога. (Баран) |
7. Зверь я горбатый Нравлюсь я ребятам. (Верблюд) |
8. Кто в лесу зимой холодной Ходит злющий и голодный. (Волк) |
СУПЕРИГРА
Приглашается участник игры – победитель. По секторам под стрелкой раскладываются полоски с названиями призов. Предлагается выбрать с помощью барабана приз. Финалисту дается на выбор три задания:
Спеть песню;
- Прочитать любое стихотворение о природе;
- Назвать народную примету, пословицу о природе.
- Если задание выполняется правильно и хорошо, победителю вручается приз.
Между турами можно играть в игру со зрителями с вручением победителям призов
(книжек – самоделок, поделок из природного материала и др.)
Вопросы для игры:
- Где живет собака?
- Дерево ниже куста или выше?
- Где живут заяц и белка? Назови их домик.
- Почему сороку в народе называют « сорокой – воровкой»?
- Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым)
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
- Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не может. Он не умеет говорить).