Цель:
- Систематизировать знания детей по теме.
- Учить применять правило на практике.
- Развивать устную речь, анализ, умение обобщать.
- Учить подбирать проверочные слова, развивать орфографическую зоркость.
- Оборудование: схемы – опоры, карточки, буквы.
1. Организационный момент. Мы продолжаем путешествие в таинства лесного мира и поможет нам в этом русский язык. Обратите внимание на доску.
- Что записано? (пары букв)
б в г д з
п ф к т с - Прочитайте и подумайте, какова тема нашего урока? (парные звонкие и глухие на конце слова). Чему должны научиться на этом уроке? (подбирать правильно проверочные слова).
- А что для этого надо? (знать правило).
Итак, мы отправляемся в дорогу.
Сели поудобнее: раз, два, три на мир по-новому смотри!
2. Основная часть.
В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был третий класс.
Слышите, ребята, а про вас царь-учитель строгий был, он всему ребят учил. В день рождения гимназии захотел подвести итог всех дел, и во все концы страны, были посланы гонцы.
Разузнать и доложить:
Хорошо ли в царстве жить?
Все ли правила в нем знают?
И как в жизни применяют?
Много времени проходит,
С донесеньями гонцы
Воротились молодцы.
Царь собрал все донесенья
Для скорейшего прочтенья.
3. Работа в тетради.
(запись числа)
В донесениях как раз все задания для вас.
Кто заданье выполняет,
В награду монетку получает.
План работы:
* Первое донесенье. Мин. кал.
На что похоже? (колесо, овал)
Что вы знаете о букве О?
О на огурец похожа: он овальный, буква тоже.
* Второе донесенье. Словарь.
Мы отправляемся туда, где получаем богатый урожай. Огород, овощи, огурец. Составьте словосочетание (исключить лишнее слово, докажите общий признак?)
* Третье донесенье. Подбор проверочных слов.
А в огороде ряд за рядом гряды, на них
Морко(вь/фь), бо(б/п), к…артофель, лук, укроп, к..пуста (прочитать, вставить пропущенные буквы).
Выберите слова на правило парные звонкие и глухие;
Определите род, докажите. Проверка карточками.
Физминутка.
4. Подумайте!
Слова спокойно жили в книжке, но книжку вдруг прогрызли мышки, от слова кончик откусили и к себе в норку утащили. Кто придумает конец, тот и будет молодец.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово.
Утю…, хле…, моро…, горо…, пиро…, сторо…
Докажите, сделайте вывод (правило).
Найдите лишнее слово, почему? Общий признак (муж. род)
5. Допишите.
В зимний (холод) – всякий (молод).
6. Самостоятельная работа. А теперь внимание, новое испытание.
Медведь на зиму забрался в берлогу. Еж заснул в норе до весны. С утра в лесу шел белый снег. На снегу хорошо виден лисий след (выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными, которые нужно проверять). Докажите! Устно подберите проверочные слова. Проверка.
7. Итог урока:
Вот сказочке конец,
А кто работал молодец!
Какое правило мы повторили? Кто напомнит?
Наш урок к концу подходит, сказка отдыхать уходит, поделиться каждый рад, кто сколько получил наград.
8. Д.З. Придумать сказку с парными согласными.