Урок по краеведению: декабристы в Сибири

Разделы: История и обществознание


Эпиграф урока:

“Я уверен, что добрая молва о нас

сохранится надолго во всей Сибири,

что многие скажут сердечное

спасибо за ту пользу, которую

пребывание наше им доставило”.

Н.В.Басаргин

Оборудование: портреты 15 декабристов, отбывавших ссылку в Тобольске.

Ход урока

  1. Выступление учителя.
  2. Сообщение ребят.

Учитель: Ребята, вы знаете, что в Тобольской губернии – крае, протянувшемся от приполярной тундры до казахстанских степей, в разное время проживало сорок декабристов. Пятнадцать из которых, - самая большая декабристская колония после тюрьмы Петровского завода, - в Тобольске.

В городе жили виднейшие декабристы: В.К.Кюхельбекер – лицейский друг А.С.Пушкина, М.А.Фонвизин, А.П.Барятинский, П.Н.Свистунов, И.А.Анненков и другие.

Что же дали декабристы Тобольску?

Что привнесли в него нового?

За что была так глубока и безмерна любовь сибиряков к ним?

Царизм стремился изолировать ссыльных декабристов от внешнего мира, предать забвению память об их выступлении.

Не смотря на это, они нашли применение своим знаниям, способностям, энергии в общественно-политической деятельности.

Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что “цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь”, а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь “страной умных людей”.

Сохранившиеся архивные материалы, воспоминания сибиряков, эпистолярное наследие декабристов показывают, какую роль в общественной жизни Сибири и Тобольска играли ссыльные.

Ученик: (показывает здание Мариинской гимназии, ныне здание нашей школы).

В 1852 году А.М.Муравьев и П.Н.Свистунов открыли первое в городе женское учебное заведение – девичье приходское училище, реорганизованное в 1854 году в Мариинскую женскую школу.

А.М.Муравьев организовал театральную труппу, ставил спектакли. П.Н.Свистунов создал оркестр, который выступал с открытыми концертами, пропагандируя лучшие произведения классической музыки.

Декабристы-врачи Ф.Б.Вольф и П.С.Бобрищев-Пушкин бесплатно лечили городскую бедноту, крестьян окрестных мест, снабжали их лекарствами, медикаментами, чем снискали популярность и уважение среди местных жителей.

Когда в 1848 году в городе вспыхнула жестокая эпидемия холеры, унесшая в 40 дней шестьсот человеческих жизней, врачи – декабристы активно боролись за жизнь тоболяков. Им на помощь поспешили семьи других ссыльных, организовавшие в своих домах небольшие лазареты. Позднее Н.Д.Фонвизина, вспоминая это время, говорила: “Не знали ни скуки, ни усталости от трудов”.

В 40-50 годах некоторые декабристы получили разрешение на государственную службу. Это была единственная официальная форма деятельности ссыльных. В Тобольском губернском правлении в разные годы служили А.Н.Муравьев, С.М.Семенов, И.А.Анненков, А.М.Муравьев, П.Н.Свистунов.

Ученица:

Декабристы отличались большой общительностью и доступностью для народа, входили в его нужды, оказывая постоянную помощь. Когда умер С.М.Семенов, И.И.Пущин в письме своему брату писал: “Он жил не для себя. Подчиненные его искренне оплакивали – он был им отцом в полном смысле этого слова, входил во все их обстоятельства, помогал, наставлял.”

Большую научную работу развернул М.А.Фонвизин. Это был широко эрудированный философ, историк и публицист. Не угасло в Сибири творчество В.К.Кюхельбекера. его стихи проникнуты любовью к родной земле, протестом против самодержавного деспотизма.

Выступает ученик с сообщением о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере (В.К.Кюхельбекер и И.И.Пущин в сибирской ссылке)

Проведя около 10 лет в казематах крепостей Шлиссельбургской, Динабургской, Вышегородской и Свеаборгской, Кюхельбекер в 1835 году был сослан в Сибирь. Сначала его поселили в маленьком городишке Баргузине в Забайкалье. Там он в 1836 году женился на дочери местного почтмейстера Дросидне Ивановне Артеновой, “очень молоденькой, совершенно необразованной девушке, но одаренной добрым сердцем”. Затем декабриста перевели в крепость Акша Нерчинского округа.

В 1844 году Кюхельбекер получил разрешение переехать в город Курган Тобольской губернии. Его здоровье в эту пору было уже подорвано. Тяжелые испытания, нужда явились причиной туберкулеза, течение которого было ускорено простудой. “При переезде через Байкал (в октябре 1844 года), застигнутый сильною бурею, спасая: жену и детей, он сильно простудился, и здоровье его, надломленное страданиями, окончательно расстроилось”, - свидетельствуют близкие.

По дороге в Курган Кюхельбекер остановился в Ялуторовске у И.И. Пущина, который жил на поселении в этом городке. Не имевший больших склонностей к семейной жизни, Пущин не очень одобрил быт своего товарища по Лицею и по событиям 14 декабря: “Три дня прогостил у меня оригинал Вильгельм, - писал Пущин одному из корреспондентов. - Проехал на житье в Курган со своей Дросидой Ивановной, двумя крикливыми детьми и с ящиком литературных произведений. Обнял я его с прежним лицейским чувством... Он тот же оригинал, только с проседью в голове. Зачитал меня стихами донельзя... Не могу сказать Вам, чтоб его семейный быт убеждал в приятности супружества”.

Почти совсем ослепший, тяжело больной, Кюхельбекер стал хлопотать о переводе в Тобольск. В начале декабря 1845 года он обратился к тобольскому губернатору с прошением: “Будучи одержим жестокою глазною болезнью, которая угрожает мне потерею зрения, и не имея средств к пользованию, я осмеливаюсь покорнейше просить ваше превосходительство исходатайствовать мне позволение отлучиться в город Тобольск, где я буду иметь возможность найти необходимые для меня медицинские пособия...”

Также в этом ему помогает его лицейский друг И.И. Пущин. В своих письмах он пишет М.А. Фонвизину (2 февраля 1846 года, суббота):

“Почтенный Михаил Александрович.

Бедный Вильгельм очень слаб, к тому же и мнителен, но я надеюсь, что в Тобольске его восстановят и даже возвратят зрение, которого в одном глазу уже нет. Недавнее бельмо, вероятно, можно будит истребить. Между тем уже я прослушал несколько стихов с обещанием слушать все, что ему заблагорассудится мне декламировать подымаю инвалидную свою ногу и с стоическим терпением выдерживаю нападения метромании, которая теперь не без пользы, потому что она утешает больного. Пожалуйста, сообщите мне, что скажут медики об его состоянии, - я как-то думаю, что все будет хорошо.”

Именно лицейская дружба помогла Вильгельму Карловичу преодолеть свои трудности, несчастья, беды, испытания, выпавшие на его долю. Она помогает и верить, и любить снова.

Писал стихи и Н.А.Чижов (ученик читает стихотворение Чижова).

Влияние декабристов на умы тоболяков в значительной мере проходило через их близких знакомых, людей, на которых они могли смело рассчитывать: О.В.Андронникову, С.Я.Знаменского, П.П.Ершова, семьи: Жилиных, Францевых и других.

Декабристы были понятны и дороги сибирякам своими человеческими ценностями, которые они передавали последующим поколениям: патриотизм и нетерпимость к произволу, чувство гражданского долга и бескорыстного служения Отечеству, постоянную помощь обездоленным.

Близок с декабристами был известный в городе педагог, автор сказки “Конек-Горбунок” П.П.Ершов. Много времени и забот уделил Петр Павлович приехавшему на лечение в Тобольск бывшему лицеисту и талантливому поэту В.К.Кюхельбекеру (два ученика читают отрывок из сказки “Конек-горбунок”.

Умудренный жизнью декабрист В.И.Штейнгель называл Ершова, “мыслящим благородно”. В одном из писем он писал: “Это заставило меня преступить мои опасения – прочту Вами доставленное своим и другим мыслящем благородно: первый же из них сынок мой Петр Павлович Ершов, а затем Александр Львович Жилин, которого я люблю и уважаю.”

Теплыми узами дружбы с декабристами была связана тобольская семья Менделеевых. Глава семьи Иван Павлович был в свое время учителем и наставником Г.С.Батенькова, декабриста – тоболяка (доклад о Дмитрии Ивановиче Менделееве, подготовленный учеником класса, прилагается).

Прогрессивные идеи декабристов распространялись в городе на протяжении двадцати пяти лет и долго, с благородностью среди старожилов вспоминалось их пребывание в городе. Частная их жизнь, отмеченная высокой нравственностью, стала частичкой истории Тобольска, поднимая его духовную культуру. Именно этому городу Россия обязана целой плеядой выдающихся и передовых людей: П.П.Ершов, Д.И.Менделеев, М.С.Знаменский, Н.И.Наумов и другие.

Ученик:

В 60-70 годы идеи декабристов, общественно-политическим подъемом были подняты на новую высоту. В России формировались новые буржуазные и демократические взгляды. Одним из примеров этого подъема явилось создание в Тобольске в 1870 году одного из старейших сибирских музеев, ставшего крупным научным и просветительским центром Сибири.

Учитель:…1856 год. Ссылка декабристов наконец завершена. Но “царскою милостью” смогли воспользоваться не многие. На старом Завальном кладбище, на главной аллее, остались семь дорогих тоболякам могил. Здесь, в тишине кладбищенских берез, навечно остались С.Г.Краснокутский, А.П.Барятинский, В.К.Кюхельбекер, С.М.Семенов, А.М.Муравьев, Ф.В.Вольф и Ф.М.Башмаков. ярким панегириком этому вечному месту будут звучать слова декабристов В.И.Штейнгеля, который сказал после смерти Николая I: “Если по нам, декабристам, не будет принято ни каких мер, я навечно остаюсь в Тобольске. Здесь кладбище над рекой возвышается на тридцать сажень (60 метров), а это стоит пирамиды”.Вот так, не больше – не меньше.

Идут годы, но память о людях, “сознательно вышедших на явную гибель”, живет в старинном Тобольске. И всегда будут современные слова Д.И.Менделеева, сказавшего: “Тут жили почтенные и всеми уважаемые декабристы Фонвизины, здесь Анненковы, тут Муравьевы, близкие нашей семье. Уже нет ни кого из тех в живых, и можно говорить, что семьи декабристов предавали тобольской жизни особый отпечаток, наделив ее светлыми воспоминаниями. Память о них до сих пор живет в Тобольске”.

Приложение.