В настоящее время система образования республики Казахстан находится в состоянии модернизации, обусловленной глубокими структурными изменениями, происходящими в современном мире и требующими новых подходов к построению общеобразовательной подготовки учащихся. Одним из направлений модернизации образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Компетентностный подход широко распространен в странах Западной Европы и США.
Совет Европы рекомендовал использовать набор так называемых ключевых компетенций (познавательные, общественные, информационные и другие) как основу для построения учебных планов и программ общего образования для всей Европы.
Для Казахстана тенденции европейского образования никогда не были безразличны. Но наше образование всегда выбирало “свой путь”, связанный со спецификой отечественных тенденций и процессов. Не будет исключением и тенденция усиления роли компетенции в образовании. Например, одна из ключевых компетенций “по-европейски” - компетенция в сфере культурно – досуговой деятельности, предполагающая в частности, освоение способов использования свободного времени. Очевидно, что для нашего человека это отнюдь не ключевая компетенция. Гораздо более значима компетенция в сфере общекультурной, духовной жизни и деятельности. Проблема свободного времени – не причина, а следствие наличия или отсутствия у человека общекультурной компетенции, действительно ключевой и крайне актуальной для современного казахстанского образовании.
Вместе с тем следует отметить, что теория компетентностей (в иной транскрипции – компетентности) в целом еще недостаточно оформлена и является объектом пристального изучения исследователей разных стран.
В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие “компетенция” с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта “Стандарт общего образования”, руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия “компетенция”: “готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач”.
Родовое понятие здесь – “готовность” ученика. В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается “согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь”. Понятие “состояние” характеризует компетентность ученика, готового использовать “усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности”. Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.
В другом документе под компетенцией понимается “способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи”.
Способность как индивидуально-психологическая особенность личности - это действительно условие успешного выполнения определенной деятельности. Но можно ли считать компетенцию лишь “индивидуально-психологической особенностью” ? Скорее, нет. Поскольку компетенция характеризует и круг деятельностей (Причем не только практических), а также круг объектов (предметов), по отношению к которым эта компетенция задается. То есть – компетенция - не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизированное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается.
Одна из основных проблем компетентностного подхода – создание системы подготовки учителя, который является основным проводником компетентностного подхода в учебный процесс, и определение адекватных средств ее реализации.
Чтобы разделить общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода, мы будем отмечать синонимически используемые понятия “компетенция” и “компетентность”.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.
Мы выделяем следующие компетенции, освоение которых повышает профессиональную грамотность учителя и позволяет ему формировать ключевые образовательные компетенции у обучаемых:
- мобилизационная (как интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, конструктивной компетенций);
- информационная
- моделирующая (как универсальная исследовательская)
- культурно-ценностная (включая взгляд на профессию учителя как на служение, на процесс освоения культурных и интеллектуальных ценностей, призванная реализовать гуманистический принцип в образовании)
- коммуникативная (способствующая реализации каждого учителя в открытом образовательном пространстве, каковым является Лицей – как городская базовая школа)
- контрольно-оценочная, гностическая (качественные и количественные оценки, самооценка, кейс-метод)
Определив ключевые компетенции в профессиональной подготовке учителя, остановимся более подробно на каждой из них. Интеграция управленческой, менеджеральной, организационной, компетентности позволяют направить управленческий процесс в Лицее на моделирование среды, создание условий и возможностей для проявления и развития индивидуальности каждого. Как за счет официальных структур (кафедры), так и за счет придания официального статуса неформальным творческим объединениям. Возможность попробовать себя в роли линейного менеджера есть у всех. Естественно, что у кого – то получается лучше, но разветвленная система управления Лицеем дает право каждому найти свою нишу и раскрыть свои способности, в том числе и управленческие.
Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки учителей в Лицее строится на этических и научных принципах в форме сетевой многоуровневой структуры, похожей на кружева. Как в кружеве каждый узелок и стежка имеют свой особый смысл, свою особую роль и место, так и в управленческой системе образовательным пространством Лицея каждое звено наделено своей собственной неповторимой миссией, своей конкретной функцией.
Примером профессиональной компетентности, может быть участие и победа (2 и 3 места) заместителя директора по методической работе Гладышевой Г.А. в городском и областном конкурсе учителей химии, выступление с опытом работы на научно-практической конференции в Карагандинском государственном университете; Тен К.Б. – заместителя директора по учебной работе - получившей Гран При на городском конкурсе знатоков государственного языка, победителя дней Франкофонии в Караганде.
Конструктивная компетентность в Лицее отражает деятельность, направленную на подготовку содержания планирования (учитель – кафедра – творческая группа – лаборатория – Лицей) и разработку методики проведения занятий постоянных и ключевых (открытых ) для всех предметов (метапредметная), для цикла предметов или образовательных областей (межпредметная), для каждого учебного предмета (предметное). Мониторинг как конструктивная компетенция отслеживает как количественно-результативную, так и качественно-процессуальную (инструментальную) сторону деятельности Лицея.
Информационная компетентность связана с деятельностью учителя в условиях локальной сети лицейского информационно-вычислительного комплекса:
- реальные объекты (телевизоры, факс, компьютеры, принтеры)
- информационные технологии (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)
- мультимедийные технологии
В локальную сеть Лицея включена и библиотека, фонд которой превышает 40 тысяч экземпляров, ежегодная подписка составляет 72 наименования. Что обеспечивает и учителю и ученику навыки деятельности с информацией, содержащейся в разных источниках, умение отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать.
Моделирующая компетентность как универсальная исследовательская определяет информационно – учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность учителя по контролю и самоконтролю, тренингу умений, самостоятельную деятельность по получению, обработке и представлению информации.
Только в этом учебном году из 52 педагогов Лицеядвое выступали на научно-практической конференции в Карагандинском государственном университете, двое – на фестивале программ по работе с одаренными детьми, семь учителей защитили свои пректы на городских педагогических чтениях, одиннадцать выступили на областных педагогических чтениях, трое получают второе высшее образование.
Культурно-ценностная компетентность связана с организацией особой духовно-насыщенной среды жизнедеятельности Лицея. Это особенности создания и сохранения традиций Дома-Лицея, духовно-нравственные основы жизни взрослых и детей, сотрудничество и сопричастность ко всему, что происходит в общем Доме, особый подход к сохранению национальной и общечеловеческой культуры.
Интегративная функция культурно-ценностной компетентности весьма привлекательно реализуется на уровне совместных праздников, например Дне Рождения Лицея 5 декабря. К нему готовятся задолго до праздника. Пространство Лицея – комнаты, залы, коридоры заполняются историей жизни Лицея, его детей и сотрудников в прозе, стихах, рисунках, фотографиях. Каждый класс, учителя, родители готовят свою программу – поздравление Дому, друг другу. Темы праздника не повторяются. Вот некоторые из них: “Все начинается с любви…”, “Опять мы на лицейский праздник соединились в круг родной”, “С Днем рождения, милый Дом”. К этому дню подводятся итоги конкурсов по номинациям “Учитель года”, “Поступок года”, “Событие года”, “Премьера года” и т.д.
Речевая компетенция – термин, взятый из современной лингвистики. В дни подготовки ко Дню рождения и во время его проведения становится не только главным инструментом деятельности, но и образом, который сознательно или бессознательно, но всегда в той или иной степени воспринимается лицеистами и сотрудниками, а значит, неизбежно тиражируется и распространяется. В Лицее работает литературное объединение, театральная студия, выпускается газета “Лицеист” и литературное приложение к ней. К 200 - летию со дня рождения А.С. Пушкина газета “Лицеист” на городском конкурсе получила Диплом 1 степени.
Неизменно на протяжении 14 лет, лицеисты становятся призерами городской и областной олимпиад. Становится традицией проведение городских грибоедовских и пушкинских балов для старшеклассников. На городском празднике русской словесности 5-8 классов из четырех призовых мест у лицеистов было три первых и первое командное. Особым днем для Лицея является 19 октября, когда Лицей и дети живут по режиму Царскосельского Лицея. К этому дню готовятся спектакли, встречи в литературных гостиных, выпускаются сборники стихов, готовится открытие сезона в интеллектуальном клубе “ВУНДЭР”. Учащиеся первых классов принимаются в лицеисты. 19 октября – стал символом неувядаемости лучших традиций лицейской дружбы и братства.
Коммуникативная компетентность представляет способность каждого учителя работать в открытом образовательном пространстве, как внутри Лицея, так и в рамках открытой школы. Включает знание способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе любого состава, владение различными социальными ролями в коллективе.
Работая с коммуникативными компетенциями, управленческая команда Лицея сформировала для себя следующие принципы:
- работать с тем коллективом учителей и учащихся, который сложился в данный момент
- использовать интенсивные формы работы с коллективом, способствующие росту творческого сознания педагогов
- подхватывать все и каждую творческую инициативу, постепенно выращивая лидеров самостоятельных проектов
- перестроить так учебно-воспитательный процесс, чтобы его участники стали не объектом изменений, а его субъектами, потому что только в этом случае можно ожидать развития и реализации творческого потенциала педагогов
- перестроить управленческую систему так, чтобы она была гибкой, мобильной, поддерживающей инновации педагогов, их стремление к профессиональному росту и сама была инновационной – развивающей и развивающейся системой.
Талант надо ценить – с этим, наверное, согласится каждый директор школы. Можно пойти путем создания особых условий для конкретных талантливых учеников и учителей.
Мы пошли по другому пути – разработали систему управленческой поддержки творческих усилий, но не чьих-то персонально, а тех, которые может осуществить любой учитель или ученик Лицея. Этот путь строится на убеждении, что для достижения творческого результата первично творческое усилие или профессиональное желание; а талант – лишь сумма этих усилий - желаний, а желание доступно всем, так же как и результат. Были созданы и сделаны гласными общеизвестные “правила игры”, по которым поддерживается профессиональная активность учителей и творческие успехи учащихся. Формы поддержки используются моральные и материальные, причем всегда учитывается что стимулирование - это всегда работа души управленца, а “душа обязана трудиться”. Поэтому это всегда торжественность, особые слова, хороший вкус и хорошая память (не забыть никого и не о чем).
Лицей - базовая городская школа. Работая в режиме открытой школы, Лицей начал осваивать новую роль – роль сетевого взаимодействия, строящегося на эстетических и научных принципах, куда включены учебные заведения, учительские коллективы, методический кабинет ГорОО, библиотека и информационно-методический центр Лицея. А главное, педагогический коллектив Лицея готов принимать гостей и делиться опытом. Шесть лет на базе Лицея проходят слет-олимпиада младших школьников, Малая олимпиада учащихся 5-8 классов, научно-практическая конференция учащихся, семинары для директоров по информатизации учебных заведений. На базе Лицея проводился республиканский мастер-класс для психологов, семинар по обмену опытом проведения панорамных уроков, по работе с одаренными детьми. Работа Лицея как базовой школы – мощный стимул профессионального развития его учителей. А главное, в такой системе, эта работа примиряет принципы предельной эмоциональности (то есть максимальной энергичности) и предельной целесообразности (то есть максимальной прагматичности и рациональности).
Есть негласное утверждение, что для учителя гораздо важнее хотя бы пять минут провести на сцене, чем несколько часов просидеть в одиночестве с книгой. Это утверждение полностью оправдалось за 14 лет деятельности Лицея. О выступлениях учителей на конкурсах, Дне рождения Лицея, родительских гостиных слагаются легенды. И это не дань моде. Это часть многоходовой системы, инициирующей процессы соборности, создания сотворческой, профессиональной среды компетентностного взаимодействия, в которой каждый вновь приобретает или раскрывает свой талант и сможет реализовать свой скрытый творческий потенциал созидания, обогащающий не только его самого, но всех вместе и каждого рядом.
О контрольно-оценочной, гностической компетентности уже упоминалось в связи с мониторингом деятельности Лицея. Здесь необходимо добавить, что гностический компонент определяет деятельность учителя по анализу возможности и целесообразности применения новых педагогических технологий, а также различные виды деятельности учителя и учащихся. Учителя учатся оценивать психолого-педагогические цели и эффективность их использования в рамках конкретной модели обучения (развитие мышления, формирование деятельности, информационной культуры учащихся); степень интерактивности (возможность организации необходимого режима диалогового взаимодействия, наличие разнообразных средств ведения диалога возможность реализации “индивидуальной траектории обучения”); возможность обеспечения обратной связи (в том числе и рефлексии), готовность доступа к учебной информации.
Применение в обучении проективного метода, кейс-метода эффективно лишь при развитии и интенсификации уже известных методов и внедрения принципиально новых видов деятельности учителя, ориентированных на развитие ключевых компетенций.
Перечень ключевых образовательных компетенций, формируемых в Лицее, опирается на теорию А.В. Хуторского и включает:
- Ценностно-смысловую компетенцию;
- Общекультурную компетенцию;
- Учебно-познавательную компетенцию;
- Информационную компетенцию;
- Коммуникативную компетенцию;
- Социально-трудовую компетенцию;
- Компетенцию личностного самосовершенствования;
Очевидно, что соответствующие изменения в образовательной подготовке учащихся вряд ли возможны без создания обязательной методики формирования ключевых компетенций и определения адекватных средств ее реализации. Основная трудность заключается в том, что компетентность является многофункциональным понятием, для ее формирования нужна определенная учебная среда, позволяющая моделировать ту или иную реальную ситуацию, а так же эффективное средство контроля за деятельностью обучаемого в этой контрольной среде.
Одним из возможных путей решения этой проблемы является компетентностный подход к профессиональной подготовке учителя. Освоение учителями Лицея основных компетентностей позволит формировать ключевые образовательные компетенции у обучающихся по ступеням обучения.
Позволит ли компетентностный подход к подготовке учителя преодолеть отчуждение ученика от содержания образования и выделить в нем личностно-значимую основу покажет время. С этим понятием связано на наш взгляд, одно из направлений выхода из кризиса образования, поскольку компетенции связывают воедино личностный и социальный смысл образования.
Литература.
- Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. Материалы для специалистов образовательных учреждений. КАРО. Санкт-Петербург. 2002.
- Материалы семинара “Образовательный стандарт основной школы” (руководители: В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров), 3-5 апреля 2002.
- Рекомендации по организации опытно – экспериментальной работы. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. М: Сентябрь, 2001.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для ВУЗов. СПБ.: Питер, 2001.
- Журнал “Директор школы” № 4, - 2000.
- Журнал “Директор школы” № 8, - 2000.
- Журнал “Директор школы” № 2, - 2003.
- Журнал “Директор школы” № 4, - 2003.