ЦЕЛИ:
- закреплять и уточнять знания учащихся по теме;
- формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных;
- умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
- воспитывать умение чувствовать красоту, гармонию, любовь к родной природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: кассета с записью звуков природы, таблицы, музыка П. И. Чайковского.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ.. Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в природу и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.
2. Поэтическая минутка.
УЧИТЕЛЬ.. Сейчас прозвучит фрагмент из музыки П.И Чайковского “Времена года” “Весна”, я в этот момент буду читать отрывок из стихотворения, а вы будете внимательно слушать с закрытыми глазами и рисовать мысленно ту картинку, которая будет описана в отрывке. (На доске открывается текст)
Пройдет зима холодная,
Наступят дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
УЧИТЕЛЬ.. Кукую картинку вы себе нарисовали?
ДЕТИ. Весна, светит солнышко, в небе плывут облака.
УЧИТЕЛЬ.. Докажите это словами из стихотворения.
ДЕТИ. “Пройдет зима”, “дни весенние”, “теплом растопит”
УЧИТЕЛЬ. С помощью, каких слов автор передает красоту весенней природы?
ДЕТИ. С помощью слов весенние, пушистые, теплом.
УЧИТЕЛЬ. А какая часть речи делает нашу речь более выразительной красивой?
ДЕТИ. Имя прилагательное.
УЧИТЕЛЬ.. Назовите имена прилагательные, которые встречаются в тексте.
ДЕТИ. Холодная, весенние, пушистые.
( К доске вызывается ученик и подчеркивает волнистой чертой эти прилагательные)
3. Постановка темы и цели урока.
УЧИТЕЛЬ. Так о каком времени года мы с вами будем сегодня разговаривать?
ДЕТИ. О весне.
УЧИТЕЛЬ. А какая часть речи поможет нам увидеть красоту природы весенней?
ДЕТИ. Имя прилагательное.
Каллиграфическая минутка
УЧИТЕЛЬ.. Поможем весне раскрасить нашу полянку листочками, травинками. А выглядеть они будут так.
(Образец записи на доске)
ы и ы и
оео оео
ая яя ий ый ой ое ее ые ие
УЧИТЕЛЬ.. Обратите внимание в первой строке на написание прямой линии с закруглением внизу вправо, во второй строке – на написание овала, в третьей строке на соединения букв. Вспомнили правила письма:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
(По образцу на доске ДЕТИ. пишут буквы и слияния букв в тетрадь)
5. Словарная работа.
УЧИТЕЛЬ.. Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
ДЕТИ. ая яя ий ый ой ое ее ые ие
УЧИТЕЛЬ. Что она вам напоминает?
ДЕТИ. Окончания имен прилагательных.
УЧИТЕЛЬ. Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.
(ДЕТИ. работают самостоятельно)
УЧИТЕЛЬ.. Сколько групп у вас получилось?
ДЕТИ.. Четыре группы.
Первая группа окончания имен прилагательных женского рода, вторая окончания имен прилагательных женского рода, третья окончания имен прилагательных среднего рода, окончания имен прилагательных множественного числа.
УЧИТЕЛЬ. К нам на пушистом облаке прилетела Весна и принесла слова
ветер |
солнце |
погода |
- Что вы можете рассказать о них Весне?
ДЕТИ.. Это имена существительные единственного числа, неодушевленные. Ветер (мужского рода), солнце (среднего рода), погода (женского рода).
УЧИТЕЛЬ.. Какие орфограммы встретились в этих словах?
ДЕТИ. В словах ветер, погода – непроверяемые безударные гласные, а в слове солнце – непроизносимый согласный –л-, который можно проверить словом солнечный.
УЧИТЕЛЬ. Кто принес слова?
ДЕТИ. Весна.
УЧИТЕЛЬ.. Образуйте имя прилагательное от этого слова.
ДЕТИ. Весенний.
(на доске появляется слово)
весенн . . . |
6. Работа в тетрадях.
УЧИТЕЛЬ. Составьте словосочетания, используя слова, чтобы прилагательное весен… сочеталось с каждым существительным, выделите окончание у прилагательных, укажите род.
Самостоятельная работа.
УЧИТЕЛЬ. Что помогло определить окончание прилагательных?
ДЕТИ. Вопрос от имени существительного.
Проверка: — ученики читают словосочетания, а УЧИТЕЛЬ. прикрепляет окончания к прилагательным. ДЕТИ. поясняют выбор окончания, определяют род.
|
весенн . . . | ий ее яя |
УЧИТЕЛЬ.. Как вы определили род у имени прилагательного?
ДЕТИ. По имени существительному.
УЧИТЕЛЬ.. А изменялся ли род у имени существительного?
ДЕТИ. Нет.
УЧИТЕЛЬ.. А вы знаете, как прилагательное подружилось с существительным?
Давно это было. Родилось на свете имя прилагательное с покладистым характером и с удовольствием стало дружить с именем существительным. Да вот не задача: не было у прилагательного собственного рода и числа. Что если мне попросить у существительного, хотя бы на время? – догадалось как-то Прилагательное. Существительному пришёлся по душе скромный вежливый проситель, и оно одолжило ему свои формы. Так и живут они вместе до сих пор: вместе служба, вместе – дружба.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | + | ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | = | ДРУЖБА |
- А вы сделайте вывод: как изменяются прилагательные?
ДЕТИ. Прилагательные изменяются по родам, числам так же, как и существительные, от которых они зависят
УЧИТЕЛЬ.. Отправляемся дальше.
Групповая работа по рядам:
- 1-ряд — Опишите весеннее солнце с помощью прилагательных, каким вы его представляйте.
- 2- ряд — Опишите весенний ветер с помощью прилагательных, каким вы его представляйте.
- 3- ряд — Опишите весеннюю погоду с помощью прилагательных, каким вы его представляете.
Проверка:
- 1 – ряд Солнце ласковое, нежное, теплое.
- 2 – ряд Ветер теплый, добрый, легкий.
- 3 – ряд Погода теплая, солнечная, ясная
УЧИТЕЛЬ. Молодцы, вы очень хорошо справились с данным заданием!
7. Работа по развитию речи.
УЧИТЕЛЬ.. Послушайте звуки весенней природы; составьте небольшой текст и запишите его в тетрадь используя прилагательные; выделите окончания. (Звучит запись звуков весенней природы)
Самостоятельная работа.
Лучшее описание зачитывается.
УЧИТЕЛЬ. Найдите в своем тексте прилагательные: 1 - ряд ж.р., 2 - ряд м.р., 3 - ряд с.р.
( ДЕТИ. зачитывают по рядам, выделяя окончания)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
8. Выборочный диктант.
- Первичное чтение. (Определить какой это текст, озаглавить)
Голубой месяц март, Голубое небо, голубые снега. Днем на солнце частая капель. Ночью звонкий мороз. Седая дымка окутала березки.
- Выписать прилагательные в три столбика: по родам, выделить окончания.
- Проверка
9. Закрепление знаний о родовых окончаниях имен прилагательных.
Составление таблицы
М.р. Ж.р. Ср.р. Какой? Какая? Какое? -ой -ий
-ый
-ая -яя
-ое -ее
10. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ. Что вы можете сказать о прилагательном? Как оно изменяется?
Кто у нас был гостем на уроке?
На доске вывешивается картина “Весна в лесу”.
Подбираются прилагательные.
11. Домашнее задание.
Составьте описание к этой картине