ЦЕЛИ:
- Главная: - показать зиму во всех проявлениях исскуства.
- Восп.: - бережное отношение к птицам, любовь к природе, через уроки приближать к пониманию исскуства.
- Обуч.:
- познакомить с временем года – зимой через
художественные произведения, музыку,
репродукции картин;
- работать над смыслом пословицы.
- Разв.: - развивать речь, внимание, память, воображение, расширять словарный запас слов, кругозор.
Форма урока: интегрированный.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, произведение П.И.Чайковского “Времена года”, портрет П.И.Чайковского, иллюстрации зимы, голубой лист картона, белая краска, кисть, вода.
Оформление доски.
Число. “Времена года. Зима”. К.Д.Ушинский РАЗМЕТАЛА – Раскидала, разбросала в разные стороны. (Д.Н.Ушаков) СО СВЕТА СЖИТЬ – изгнать, выгнать, не дать жить. (Д.Н.Ушаков) СТАЙКИ – несколько птиц вместе. ПУЩЕ ЗЛИТСЯ – сильно. ЛЮТЫЕ – суровые, злые (Д.Н.Ушаков) ХЛЕВ – сарай для скота. ИЛЛЮСТРАЦИИ “ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ ДЕТЕЙ” МОРОЗ НЕВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ. |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Основная часть. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
1. Беседа.
- Послушайте загадку.
Снег на полях,
Снег на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
- О чем будем говорить на уроке?
- Какие зимние месяцы вы знаете?
- Сегодня урок внеклассного чтения посвятим времени года – Зиме.
2. Словарная работа.
- Перед тем, как я прочитаю вам рассказ К.Д.Ушинский (показ) “Проказы старухи-зимы”, мы познакомимся с некоторыми словами из рассказа и их значением.
- Читаем хором (1 слово), ученик (2), учитель (3), ученик (4, 5, 6).
- Читаю я, давайте прочитаем хором, а теперь ученик. (Слайд 1)
3. Чтение.
- Я буду читать, а вы подумайте, какие проказы совершала старуха-зима.
(Чтение учителем)
- О каких проказах старухи-зимы узнали?
4. Коллективное воссоздание текста.
- На кого сначала накинулась зима?
- Почему?
- Куда птицы улетели?
- Как мы должны беречь птиц, которые остаются у нас? Какие птицы у нас на Кольском полуострове остаются?
- Какие птицы к нам прилетают?
- Кого еще захотела заморозить злая старуха?
- Как звери спрятались от Зимы?
- А как Зима до рыб добиралась, я вам сейчас прочитаю, а попробуйте запомнить.
(Чтение учителем)
- Что делала Зима, чтобы добраться до рыб?
- Кто не испугался Зимы?
- Как люди спасались от мороза?
- На кого Зима обиделась?
- Я прочитаю отрывок, а вы найдите ответ на вопрос - почему дети не боятся Зимы?
(Чтение учителем)
- Посмотрите на иллюстрации (иллюстрации “Зимние забавы детей”).
- Почему дети не боятся Зимы? (Пересказ детей)
5. Работа с пословицей.
- Как вы будете спасаться от мороза?
- Давным-давно люди придумали пословицу (на доске)
(Читает ученик)
- Как вы ее понимаете?
6. Выставка книг.
- Посмотрите, сколько книг стоит на выставке. В каждой или рассказ, или стихотворение, или сказка о зиме.
- Где можно взять книги для чтения?
- Как называется рассказ, который мы прочитали?
- Кто написал?
Еще есть много других писателей и поэтов, которые пишут о зиме.
ФИЗМИНУТКА.
(Стоя, с движениями)
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел.
Замерзающую землю
В шубу белую одел.
- Что это?
- Тема зимы встречается не только в художественных произведениях, но и в музыке и изобразительном исскустве.
МУЗЫКА.
- Тема Зимы хорошо звучит в произведении П.И.Чайковского “Времена года”. П.И.Чайковский – русский композитор и музыкант (показ).
- Давайте послушаем и представим себе картину. Закрывайте глаза (прослушивание).
- Что вы себе представили?
ИЗО
- Вы нарисовали картину словами. Некоторые люди – художники изображают зиму на полотнах различными красками (показ, рассказ).
- А у нас, за Полярным кругом, сейчас Полярная ночь. Все время темно. Это наша северная зима.
- Кто видел северное сияние на небе? Какое оно? Вам понравилось?
- Посмотрите, как его изобразили. (Слайд 3)
- Какие деревья зимой?
- Посмотрите на березку (Слайд 5)
- Кто знает стихотворение о березке? (Чтение наизусть детьми).
РИСОВАНИЕ
- Давайте мы сейчас будем художниками и нарисуем белую березу. (Рисование на голубом листе белой краской березы).
ИТОГ
- О каком времени года говорили?
- Что нового узнали о зиме? Расскажите.