Девиз урока: “Опыт - основа познания”
Цели:
- познакомить учащихся с сохранившимися древними строениями ХVII в. в Приангарье, предназначением сторожевых башен и способами их строительства;
- освоение технологических знаний, навыков и умений по обработке изделий из древесины, умение применить их на конкретном проекте;
- освоение способа соединения деталей из древесины “в обло”, при строительстве жилых домов;
- возрождение старинного мастерства в строительстве жилых домов из круглого леса;
- ознакомление учащихся с историческим прошлым деревянного зодчества Приангарья, обогащение словарного запаса школьников;
Инструменты и оборудование: Технические средства обучения: компьютер с аудио- и видео-обеспечением, мультимедиа, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, эскизы и технологические карты на сборку сруба, заготовки и готовые части башни, сделанные на предыдущих уроках;
Тип урока: интегрированный (нестандартный).
Структура урока: мотив – цель – содержание – контроль.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
Организационный момент:
- приветствие, проверка готовности к уроку, наличие спецодежды;
- мотивация на сборку (А.М. Иванов);
- профессия плотник истинно русское ремесло;
2. Основная часть:
- немного истории (А.М. Иванов);
- сообщение технологических сведений;
- инструктаж по ТБ.;
- вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
3. Практическая работа:
- сборка башни братского острога;
- получение практических навыков и умений при строительстве жилых домов;
- контроль за соблюдением технологии сборки;
4. Заключительная часть:
- оценка проделанной работы;
- передача готового макета башни в школьный краеведческий музей;
- анализ работы учащихся;
- обратная связь (рефлекторная анкета для ребят);
- уборка рабочих мест и помещения мастерской.
ХОД УРОКА
Звучит мелодия, в класс приглашаются учащиеся. На большом проекционном экране фрагменты деревянного зодчества Ангарской деревни.
Учитель истории:
В этом году (2006 г.) повсеместно на территории Братского района отмечается праздник, посвященный 375-летию Братска Острожного.
Вопрос к классу: В каком году был основан Братский острог?
Ответ: В 1631 г.
Ребята давайте внесем свою лепту в это знаменательное событие. В школе вновь открылся краеведческий музей, в нем представлены экспозиции освещающие историю Приангарья с древнейших времен до 70-х годов ХХ века. Одна из них посвящена освоению территории современного Братского района. И здесь никак нельзя обойти вниманием один из древнейших памятников русского деревянного зодчества в Сибири. Это наш Братский острог, который служил не только для защиты русских служивых людей от нападений местных племен эвенков и бурятов, но и являлся надежным убежищем, в котором завоеватели Сибири могли переждать любые сюрпризы сибирской зимы (жестокие морозы, метели, снегопад). В построении острога воплотились все умения и навыки русского народа в возведении крепких, надежных и многофункциональных деревянных строений. Единственный оригинал этого памятника находится в Ангарской деревне. Для нашего музея вы создаете копию оригинала, которая будет стоять в нашей школе многие годы и займет достойное место в экспозиции посвященной русской этнографии.
Учитель технологии:
Ребята, Алексей Михайлович рассказал об архитектурных памятниках русского зодчества, а знаете ли вы, кто был настоящим творцом таких ценностей, дошедших до наших дней, сохранивших свою самобытную красоту и величие (на экране мультимедиа показываются фрагменты деревянного зодчества России).
Все это сотворили руки человека, и профессия его – плотник. Еще с древнейших времен на Руси плотники были ценимы и почитаемы. Особо одаренные в этом виде ремесла отмечались царскими грамотами. Для строительства значимых сооружений (церкви, храмы, башни) правителями Руси отправлялись во все концы страны гонцы, которые собирали в артели самых умелых плотников, которые в совершенстве владели плотницким делом. В каждой крестьянской семье было правилом прививать сыновьям любовь и умение работать топором. Из поколения в поколение передавалось мастерство и некоторые секреты в строительстве и работе с деревом. Настоящий плотник в душе был и художником и архитектором. Он при закладке первых бревен уже представлял законченность задуманного. От его опыта и умения строить зависело, будет ли его строение красивым, теплым, уютным и светлым. В созданных архитектурных сооружениях, которые сохранились до наших дней, мы видим величие и красоты нашей Руси, размах и взлет куполов над церквями – все это говорит о широком размахе души человека.
Рука об руку с плотником всегда работали люди с родственной смежной профессией столяр. На первый взгляд вроде бы и схожие профессии, но давайте посмотрим, кто и чем из них занимается:
Плотничные работы, включают изготовление и монтаж деревянных конструкций наружных стен, перекрытий, крыши, настилку полов, установку и разборку лесов, опалубки и т.д.
Столярные работы, включают изготовление и сборку оконных и дверных блоков и других изделий, а также их монтаж на строительном объекте.
Плотник и столяр не только изготовляют и собирают изделия, но и реализуют индивидуальные замыслы путем создания своеобразного интерьера из древесины.
В те далекие времена плотничать должны были все взрослые мужчины, слушается тебя топор или нет, все равно будешь плотничать. Стыдно было не быть плотником, да и нужда заставляла.
Высшим мастерством, быть “мастером первой руки” считалось, когда человек умел построить дом, сделать его отделку, изготовить и установить окна, двери, то есть столярные работы.
А теперь давайте вспомним, каким инструментом работали плотники в те далекие времена.
Это - топор, пила, скобель да долото (инструменты на экране)
пила долото скобель топор секач
На прошедших уроках мы с вами познакомились с основными частями этих инструментов, сейчас давайте вспомним их названия:
Вопрос к классу: Назовите основные части топора?
Ответ: Лезвие, боек, носок, пятка, бородка, проух, обух, топорище, захват, хвост.
Вопрос к классу: Какие работы выполняли скобелем?
Ответ: Ошкуривали бревна от коры.
Вопрос к классу: Почему плотник из инструментов топор и пила отдавал предпочтение топору?
Ответ: При пилении места распила махрятся, а значит, будут впитывать влагу, при рубке топором волокна уплотняются, и капли влаги стекают.
В старину уважающий себя крестьянин умел работать топором и срубить, заметьте не построить, а именно срубить избу, так как топором и деревья рубили и очищали от сучьев и доски тесали. Топором мастер работал играючи. Есть такая присказка: маленький сынишка строгает доску, мать подходит и говорит: “Строгай, сынок, строгай - отец придет, топором подправит”. Топором мастера плотники обрабатывали доски “по шнурку”, на полы к примеру, да так подгоняли их друг к другу практически без щелей. О мастерстве русских плотников можно говорить часами.
Современная технология строительства (краны, машины и т.д.), новые материалы не смогли снизить значимость профессии плотника. В наше время мы все больше видим красивых домов, коттеджей, изготовленных из дерева под старину, профессия плотника становится все более востребованной. Деревянные строения, которые служили шаблоном, возводились в Сибири русскими крестьянами с момента проникновения их на данную территорию.
Вопрос классу: В каком году началось завоевание Сибири?
Ответ: Завоевание Сибири началось с похода Ермака Тимофеевича в 1581 -1584гг.
Учитель истории:
С этого момента началась колонизация огромных пространств, расположенных за Уральским хребтом, эти земли были заселены в течение нескольких десятилетий. По мере продвижения вглубь неизвестных земель служивые люди, крестьяне основывали остроги, которые служили не только средством защиты от коренных народов, но и местом, где жили покорители Сибири.
(на экране показываются иллюстрации из летописи о завоевании Сибири Ермаком)
(на экране карта Илимского воеводства)
Братский острог. Схематический план
1 – глухая угловая башня; 2 – проезжая башня; 3 – Богоявленская церковь; 4 – приказчичий дом; 5 – житница; 6 – баня; 7 – амбары; 8 – пивной кабак; 9 – таможная изба; 10 - погреба
Обычно укрепления создавались при учете следующих предпосылок:
а) выгодное географическое положение (обычно остроги выстраивались в местах слияния рек, которые служили естественными дорогами), соблюдение питьевого режима;
б) пересечение волоковых дорог (в последствии тракторов);
в) выбирались места для успешного развития сельского хозяйства, так как переселенцы должны были обеспечивать себя сами;
г) место должно было быть ровным и достаточно большим для возможности роста поселения и обеспечивать обзор крепостей;
д) острог должен быть теплым, достаточно просторным для того, чтобы люди могли пережить суровые сибирские зимы;
е) при строительстве острога учитывалась возможность хранения продуктов.
И, самое главное, архитектурные особенности строения должны были отвечать всем требованиям деревянных оборонительных сооружений того времени.
Так, Братский острог, построенный Максимом Перфильевым в 1631 году, находился на месте слияния Оки и Ангары. Укрепления переживали нелегкую судьбу. Так, первый Братский острог был сожжен в 1654 году во время восстания бурят. Одна из башен сохранившаяся до наших дней была построена отрядом Фирсова в том же 1654 году, и без каких-либо серьезных изменений существует и по сегодняшний день.
Во время экскурсии в Ангарскую деревню вы своими глазами увидели мастерство русских строителей, после этого вы решили попробовать свои силы в освоении плотничного мастерства и сделать макет Башни Братского острога.
На сегодняшнем уроке мы продолжим освоение этой древней профессии.
(На экране башня)
Учитель истории:
Все Ангарские сторожевые башни имели стандартную структуру: строились они в два этажа, в каждом имелись волоковые окошки, из которых можно было вести огонь. Верхний этаж несколько нависал над нижним, в его перекрытии были прорезаны щели, через которые можно было стрелять и лить расплавленную смолу. Кроме того, расширение верхней части придавало строению своеобразный архитектурный облик. Верхний и нижний этажи имели отдельные входы, при этом могли сообщаться между собой через люк в потолке. Дверь первого этажа была очень низкой, что позволяло лучше защищать вход, кроме того, каждый входивший невольно кланялся святым образам, находившимся в красном углу. В Братском остроге над шатровой крышей была подстроена смотровая вышка. Каждый этаж башни имел свое назначение: верхний был боевым, а нижний служил жильем. Верхний этаж был холодным (мог служить для хранения продуктов), а нижний – теплый, в пазы заложен мох, тут же находилась глинобитная печь. Данное конструктивное решение позволяло не только успешно отражать наступление врагов, но и переживать тяжелые Сибирские зимы.
Учитель технологии
Способов соединения бревен при строительстве домов из круглого леса несколько, по углам: с остатком рубка в “обло” или в чашу и без остатка рубка в “лапу”; по длине: рубка в “погон” - врезка тонких бревен; рубка в “иглу” - укладка бревен в разном направлении; рубка в “ряж” - рубка с зазором;
Технологию строительства домов с остатком в “обло” мы с вами освоили во время изготовления макета башни Братского острога на предыдущих уроках.
Вот мы и подошли к практической части нашего урока, сейчас мы вами после длительного периода, когда вы были и плотниками, и столярами, и краеведами, наконец, должны закончить свой проект и произвести сборку настоящего деревянного сооружения, пусть пока и в миниатюре.
У нас заготовлены детали сруба и отдельные элементы башни.
Вопрос к классу: Какие предварительные работы мы с вами сделали до этого урока?
Ответ: Составление рабочих эскизов, технологических карт. Разметка и изготовление врубок на бревнах в венцах, предварительная сборка сруба, разметка дверей и бойниц, маркировка сруба. Изготовление дверей, лестницы и крыши.
Вопрос к классу: Какие вы знаете способы соединения бревен при постройке жилых домов из круглого леса?
Ответ: С остатком (рубка в обло) и без остатка (рубка в лапу).
Вопрос к классу: В какое время года заготавливают лес для постройки домов?
Ответ: Зимой и желательно в новолуние (по народной примете вырубленный лес на ущербе быстрее сгнивает)
Вопрос к классу: А как проверить в какое время года заготавливали бревна?
Ответ: С помощью обычной настойки йода – достаточно облить ею спил дерева.
Если дерево спилено летом, то спил окрасится в темно-желтый цвет, а если зимой – в синий или фиолетовый цвет. Зимой дерево запасается крахмалом, это уже из курса химии.
А сейчас мы приступаем к практической части урока - сборке сруба башни Братского острога.
Перед началом работы я попрошу вас не забывать безопасные методы работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СБОРКИ ОСТРОГА
(на выносном стенде)
№ | Содержание работ | ЭСКИЗ | Инструменты и приспособления |
Вот мы с вами и стали настоящими мастерами - профессиональными плотниками и столярами. С окончанием постройки дома бригада прощается со своим изделием. Наша башня будет жить теперь другой, своей жизнью. Алексей Михайлович, принимайте наш подарок, берегите его, храните!
Учитель истории:
Сегодня, для нашего музея вы сделали ценнейший экспонат, тем более что он создан вашими руками, и, я надеюсь, мы продолжим наши начинания.
Учитель технологии:
Подведение итогов урока
Ну вот, урок подошел к концу. И каким бы необычным он для вас и для меня не был, я должен его закончить оценкой вашего труда.
(выставление оценок)
Впервые я прошу вас ребята оценить значимость полученных в ходе реализации проекта знаний, умений и вашего сегодняшнего настроения. Для этого я предлагаю вам заполнить небольшую анкету, на основании которой мы сможем сделать вывод о полезности и необходимости нашей работы.
Спасибо! На этом наш урок заканчивается. До свидания.
Список используемой литературы для учителя:
1. В.А.Мызников Столярное дело. Издательство “Просвещение” Москва 1971г.
2. Х.А.Штерн Столярно-плотничные работы. Москва Стройиздат. 1993г.
3. И.Алексеев Домовая резьба Москва “Нива России” 2000г.
4. И.Н.Гушулей В.В.Рига Основы деревообработки. Издательство “Просвещение” Москва 1988г.
5. А.К.Бешенков А.Г.Дубов Занятия в школьных мастерских. Издательство “Просвещение” 1960г.
6. В.С.Кириленко Деревянные дома. ООО “Издательство АСТ”; Донецк: “Сталкер” 2004г.
7. Острожному Братску 375 лет: Материалы городской краеведческой конференции, - Братск: БрГУ, 2006г.- 100с
8. В.Н.Шерстобаев Илимская пашня т1 – Иркутское областное государственное из-во – 1949г – 595с.
9. В.Н.Шерстобаев Илимская пашня т2 – Иркутское книжное изд-во 1957г -673с
10. Ф.А.Кудрявцев От казачьего зимовья до советского Иркутска, Ирк. обл. из-во, 1940г. Огиз №1168. Инд. Д-2-В.
11. В.С.Бубнов Илимская пашня. Время перемен. – Иркутск; Издание ОГПУ “Иркутская областная типография №1”, 2002 – 420с.