Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: лабораторное занятие
Цель урока: определить причины Реформации в Германии
Задачи:
- рассмотреть положение сословий в Германии накануне Реформации, проанализировать на основе документов, что не устраивало данное сословие или социальную группу в положении католической церкви;
- определить, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы;
- совершенствовать умения анализировать исторический источник, систематизировать полученные данные, формулировать собственные суждения и аргументировать их;
- воспитывать толерантность в отношении представителей различных конфессий.
Предварительное домашнее задание:
- Повторить материал об образовании Священной Римской империи.
- Повторить материал о положении католической церкви к XVI веку, о ее борьбе с еретическими учениями.
- Повторить термины: индульгенция, еретик, церковная десятина.
Ход урока
1 этап – организационный:
Вводное слово учителя.
Ребята, мы с вами изучили последствия Великих Географических Открытий в политической и экономической сферах. Изменение представлений о мире затронуло также духовную сферу, положение католической церкви, учение которой все средние века управляло умами людей. Церковь сурово расправлялась с инакомыслящими – еретиками, осуждавшими богатство церкви, неправильный образ жизни духовенства. Начало Нового времени (XV-XVI вв.) стало для Европы временем духовного обновления. В XVI веке происходит еще одно важное явление европейской и всемирной истории. Оно связано с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большого количества верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс получил название Реформации. Реформация – это широкое движение за обновление, переустройство церкви.
В XV-XVI веках недовольство католической церковью стало повсеместным.
Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос:
Чем были недовольны верующие?
Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:
“Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками, и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами. О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии … Три вещи неохотно делают в Риме: держат свое слово, помогают другому и уступают дорогу…
Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…”.[1]
Итак, верующие были недовольны неимоверным богатством Рима, церковной десятиной, продажей индульгенций. Возмущало несоответствие образа жизни служителей духовенства (корыстолюбие, чревоугодие, невежество) и тем, что они проповедают. Почему же Реформация началась именно в Германии? Это не было случайностью. Для этого нам нужно рассмотреть положение каждой социальной группы в Германии накануне Реформации.
2 этап – самостоятельная работа учащихся:
Класс делиться на 4 группы. Каждая группа получает документы, характеризующие положение определенного сословия или социальной группы в Германии 16 века. Опираясь на него и прочитанный дома материал, учащиеся должны выполнить задание и ответить на вопросы:
- Дайте характеристику положения данного германского сословия или социальной группы.
- Что не устаивало данную социальную группу или сословие в положении католической церкви?
- Определите, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы.
Группа 1 – положение зарождающейся буржуазии – бюргерства
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Третье сословие – это бюргеры, или городские жители; одни из них в имперских городах подчинены императору, другие – князьям, третьи – в Швейцарии в вольных городах, независимы.
Далее, в могущественных и свободных имперских городах население имеется двух категорий: простые горожане и родовитые, стремящиеся быть в некотором роде знатью и живущие на дворянских манер со своих рент. Они не терпят в своей среде простого горожанина, хотя бы он равен был по богатству, и, подобно дворянам, не заключают неравных браков; кто не хочет быть исключенным из их среды и презираем, тот женится на равной себе…” [2]
Группа 2 – положение императора и могущественных князей – курфюрстов.
Задание достаточно сложное, поэтому группа получает дополнительные вопросы к документу:
- Каким образом происходила смена императоров Священной Римской Империи.
- Чья воля определяла избрание императора?
- Кто обладал наибольшей властью в Германии
Карл IV “Золотая булла”:
“Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский, когда в епископстве станет известно о смерти короля или императора, в течении одного месяца со дня смерти сообщил об этом в открытых письмах каждому курфюрсту.
Если же архиепископ будет медлить с этим извещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и изберут римского короля как будущего императора. Вопрос о выборе должен решаться большинством голосов. Вновь избранным должен тотчас утвердить лены, привилегии и права и свободы курфюрстов… Когда трон остается вакантным, регентство должны взять на себя: на Юге – пфальцграф, на Севере – герцог Саксонский”. [3]
Группа 3 – положение многочисленного рыцарства (дворянства) в Германии
Дополнительные вопросы к документам
- Какое занятие было характерно для рыцарей Германии в XVI в?
- Чем можно это объяснить?
Готфрид (Гец) фон Берлихинген “Автобиография”
“Когда же после того ушел с дороги, у меня появился другой план, следующего рода: я узнал, что когда бывает франкфуртская ярмарка, то нюрнбержцы идут во Франкфурт пешком выше Вюрцбурга. Была предпринята разведка, и я захватил пять человек. Среди них был купец, которого я брал в плен уже в третий раз, и второй – которого я держал в течении полугода, причем один раз захватил его товар. Я сделал вид, что хочу им всем отрубить руки и головы, но это не было моим серьезным намерением. Они должны были стать на колени и положить руки на пень. Тогда я наступил на одного ногой, а другого ударил по лицу -- это было им от меня наказанием, затем я предоставил им продолжать свой путь”.[4]
Себастьян Франк “Всемирная книга”
“Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот. Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением”.[5]
Группа 4 – положение и настроение простых верующих.
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. – это четвертое сословие. Их дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной”. [6]
Ганс Сакс. “О виттенбергском соловье”:
Есть у попов про всех товар,
Лишь покупай – и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом божий превращают в рынок
Дают реликвии доход,
А главное – в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка
Он им притронется слегка [7]К болящему – и дань сберет…
Страдает от попов народ
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб заплатить им десятину
Коль не заплатишь, - проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно.
Трудится разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактире было можно,
Кутить и пьянствовать безбожно?
3 этап – коллективное обсуждение результатов работы групп:
В ходе выступления и обсуждения результатов каждой группы, учащимися в тетради составляется таблица “Причины Реформации в Германии”
Сословие | Причины недовольства католической церковью | Требования |
Бюргерство | Не устраивали средневековые идеалы смирения, аскетизма, взгляд на земную жизнь как на приготовление к жизни загробной. Не нравилось пышное убранство и дорогостоящие церковные обряды | Создать новое вероучение, которое оправдало бы предприимчивость, бережливость и стремление к богатству. Требование “дешевой церкви” |
Рыцарство | Обширные земельные владения церкви | Передать церковные богатства в их руки |
Князья | Богатство церкви, огромные доходы, получаемые папами из Германии, претензии пап на господство над светской властью | Установить контроль над церковью в своих владениях, получить ее богатства |
Народ, простые верующие | Недовольство феодальными порядками, освященными церковью. Возмущение несоответствием образа жизни служителей духовенства и тем, что они проповедуют. Роскошь папского двора, взяточничество в Риме,симония,индульгенции | Реформа церкви, запрет продажи индульгенций; в некоторых случаях требования Реформации перерастали в требования реформы существующего порядка |
Таким образом, именно в Германии, где шла “война всех против всех” (князья не давали усилиться императору и притесняли дворян, рыцари обижали крестьян и горожан), все слои немецкого общества были едины в недовольстве католической церковью.
4 этап – подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.
Литература
- История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2./ Сост. В. Е. Степанова, А. Я. Шевеленко.М., 1988. 169
- Там же, стр. 169-170
- Там же, стр. 171
- Там же, стр. 172
- Там же, стр. 176-177
- Там же, стр. 177
- Там же, стр. 171-172
- Настольная книга учителя истории. 5-11 классы/ Авт. – сост. М. Н. Чернова. – М. – Эксмо, 2006.