Формирование у учащихся мотивации к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Содержание.

  1. Введение.
  2. Глава 1. Понятие мотивации обучения английскому языку.

Глава 2. Система внеклассной работы по предмету.

  • 2.1 Задачи внеклассной работы.
  • 2.2 Декады английского языка в школе.
  • 2.3 Праздники.

Глава 3.Результаты педагогической деятельности.

  • 3.1 Схема деятельности учителя.
  • 3.2 Повышение мотивации учащихся к изучению предмета.
  1. Заключение.
  2. Список используемой литературы.
  3. Приложения.

Я представляю вам результаты моей педагогической практики, которые сформировались в течение десяти лет.

В настоящее время интерес к изучению иностранного языка падает, особенно у детей нашего микрорайона, поэтому возникла необходимость приобщения детей к изучению английского языка дополнительными средствами. Это и определило тему моей педагогической проблемы, над которой я работала в течение десяти лет. Я полагала, что если помимо урочных видов деятельности, дети будут вовлечены во внеклассную работу по предмету, то у них повышается мотивация, интерес и, соответственно, качество знаний.

Была поставлена цель: создать условия для формирования у учащихся мотивации и повышения интереса к изучению английского языка. Цель может быть достигнута путем решения ряда задач:

  • Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у учащихся мотивации к изучению английского языка;
  • Выявление организационно-педагогических условий для повышения у учащихся мотивации;
  • Разработка системы внеклассной работы по английскому языку и дидактического материала к внеклассным мероприятиям.

В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало ясно, что путь к эффективному управлению подростком лежит через понимание его мотивации. Если учитель знает, что движет подростком, что побуждает его к деятельности, то он может разработать эффективную систему форм и методов управления им.

Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

Предмет данного наблюдения — формирование у учащихся мотивации и интереса к английскому языку.

Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Занимаясь этой темой, стало понятно, что мотив у учащихся повышается в том случае, если соблюдаются следующие условия:

  • Информация. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение.
  • Добровольность. Это условие положено в основу данной работы. Обычно уровень мероприятий бывает значительно выше среднего уровня урока. Элемент творческого соревнования, присущий этой работе, стимулирует наивысшую интеллектуальную и языковую активность. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-либо новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся во время проведения декадника иностранного языка осознанно мотивированный характер.
  • Доступность. Важно, чтобы тема вечера была интересной, актуальной, отвечала бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Языковой материал должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по английскому языку.
  • Взаимодействие с родителями и семьями учащихся.

За десятилетний опыт работы у меня сложилась определенная система внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся. Эта работа преследует следующие цели:

  • Увеличить активный языковой запас учащихся, усовершенствовать их произносительные навыки.
  • Расширить кругозор школьника, повысить их культурный уровень, возбудить познавательные интересы.

Улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельность (монологической и диалогической, аудирования, чтения).

Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.

Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.

Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов включаются в декаду иностранного языка.

Проведение декады способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, развитию навыков устной речи, пополнению словарного запаса, расширению кругозора учащихся. Найти задание каждому – таков девиз декад иностранного языка.

Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. В школе сложилась хорошая традиция завершать изучение фундаментальных тем внеклассным мероприятием на английском языке. Учитель определяет его форму и тематику с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников. В старших – формы работы значительно расширяются.

Школьные олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках декад и вне их, привлекают большое количество учащихся. Олимпиады проводятся с 7-го по 11-е классы.

Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока англоязычных стран.

Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, проводимые в послеурочное время, где учащиеся могут активно использовать языковой материал. Игровые ситуации в виде конкурса знатоков, брейн – ринга, "Слабое звено", "Что? Где? Когда?", вызывают большой интерес у школьников и повышают их образовательный уровень.

В нашей школе наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы является проведение праздников. У нас накоплен материал о различных праздниках:

  • Пасха. 7. Майский день.
  • День земли. 8. День мам.
  • День флага. 9. День пап.
  • День труда 10. День Святого Патрика
  • День независимости. 11. День Колумба.
  • День памяти. 12. День президента.

Материал взят из еженедельного приложения к газете "Первое сентября". Не весь материал изучен и переработан, но я рада, что он у нас есть, т.к. это открывает широкое поле деятельности.

За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как "Рождество", "Хэллоуин", "День благодарения", "День Святого Валентина". Материал собирался по крупицам.

Впоследствии были проведены праздники "Добро пожаловать в сказку", "Веселое Рождество", "День Святого Валентина", "Хэллоуин".

Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из газет, журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику. Цель – охватить все параллели учеников.

За месяц до праздника начинаю рассказывать о самом празднике, его истории, зарождении, развитии, объясняю, каким образом праздник появился в России. Знакомлю ребят с легендами, обычаями, традициями проведения праздника. Параллельно с этой работой ученикам среднего и старшего звена дается задание: написать рефераты. Ребята с удовольствием идут в библиотеки, пользуются Интернетом и иногда приносят настолько интересный материал, что, читая его, узнаешь много нового. Рефераты зачитываются на уроках.

Кроме того, на уроках знакомлю ребят с лексикой по теме, переводим тексты, решаем кроссворды, выполняем различные задания, учим стихи, песни. Песни оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием выпускают газеты, делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т.д.

С приобретением опыта проведения праздников сложилась примерная схема деятельности учителя при подготовке к внеклассному мероприятию по предмету:

  1. Определить форму проведения праздника, время и место его проведения.
  2. Сформулировать цель и задачи.
  3. Составить план подготовки, назначить ответственных по классам, определить сроки окончания тех или иных видов работы.
  4. Объявить о конкурсах, предшествующих празднику. (Например, при подготовке "Halloween" были следующие конкурсы:
  • конкурс рисунков и плакатов
  • конкурс страшилок
  • конкурс на лучшую тыкву
  • конкурс переводчиков).
  1. Подобрать и проанализировать материал с учетом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
  2. Продумать сценарий праздника, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудование.
  3. Распределить материал между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, рисовать эмблемы, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
  4. Провести индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
  5. Следить за тем, как готовятся дети к празднику.
  6. Провести генеральную репетицию.
  7. Пригласить зрителей.

И в заключении о результатах работы. Мой педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Так же повышается качество знаний. И вследствие этого все больше ребят – выпускников после окончания школы выбирают языковые ВУЗы:

Учебный год Количество выпускников
2001 – 2002 4 человека
2002 – 2003 5 человек
2003 – 2004 5 человек
2004 – 2005 6 человек
2005 – 2006 4 человека

Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих английский язык.

Вывод: на своем опыте я убедилась, что использование разнообразных методов внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.

Список используемой литературы.

  1. Белл Д., Белл Б. Английский язык с улыбкой. Чтение ради пользы и удовольствия. – М.: "Сигма-пресс",1996.
  2. Будур Н. Большая книга Рождества. – М.:"Олма-пресс", 1999.
  3. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. – М.: "Просвещение", 1988.
  4. Кэролл К., Новикова М.Л. Holidays Go Round and Round. American Holidays: Traditions, Poems, Songs: учебное пособие для широкого круга изучающих английский язык. – СПб.:"Триада",1996.
  5. Подгорская О.Н. Предметные недели в школе. Английский язык. – Волгоград: "Учитель", 2004.
  6. Трубникова Т.О. Сценарии тематических вечеров. – Ростов-на-Дону: "Феникс",2002.

‘‘The Weakest Link’’

(devoted to Thanksgiving day)

Цель: Обобщить изученный ранее страноведческий материал об американских праздниках, традициях и обычаях.

Задачи:

  • расширить словарный запас учащихся по теме “Праздники”, в частности День Благодарения;
  • развивать умение учащихся реагировать на поставленные вопросы через аудирование;
  • воспитывать стремление к достижению поставленной цели путём использования индивидуальных знаний.

Оборудование:

  • таблички с именами участников на английском языке, карточки с вопросами по теме, фломастеры, чистые листы бумаги.

Ход мероприятия.

На сцене находятся тумбы для участников игры. На тумбах крупными буквами написаны имена участников на английском языке. Справа место ведущего. Внизу перед сценой место для жюри. Сцена оформлена красочным плакатами и рисунками, которые посвящёны Дню Благодарения (початки кукурузы, рог изобилия, фигурки индейцев, корабль колонистов “Mayflower”, колонисты в национальных костюмах). В игре принимают участие учащиеся 9-го класса. Звучит музыка. На сцену выходит ведущий.

Ведущий: Good afternoon, dear friends! We are glad to greet you now in this beautiful hall at our game “The Weakest Link”. Look around. There are a lot of guests today. They are your teachers, classmates, members of jury and participants of the game. Our stage is colourfully decorated with placards, pictures and posters made by pupils of junior forms. Our game is devoted to the USA and particularly to its greatest holiday- Thanksgiving Day.

(Краткий рассказ учителя о дне Благодарения для ребят, изучающих немецкий язык, на русском языке.)

Now let’s begin our game “The Weakest Link”. Participants of the game, you’re welcome to the stage! Take your places! Dear participants, introduce yourselves to the public! (Участники игры рассказывают о себе.)

Pupil 1: My name is Sveta. My surname is Petrova. I’m a pupil of the 9 th form. I study at school number 12. My favourite subjects are English and Literature. After leaving school I’m going to become a student of the Kemerovo State University. I like English very much and want to win this game.

Ведущий объясняет правила игры:

Listen to the rules of the game, please. Every participant must answer a question and if the answer is right you get one point. There are 3 questions in every round. The weakest link is that player who got the least points. Our jury watches the game and tells us the score. But the members of the team should also decide who the weakest link is. And this player leaves the stage.

Now I’d like to introduce you the members of our jury who will help us to judge the contest. They are: (Ведущий представляет членов жюри) Let’s greet them. So begin our game “The Weakest Link”.

В первом раунде участвуют 6 человек.

Вопросы первого раунда:

  • Who discovered America? (Columbus)
  • Who was the first president of the USA? (Washington)
  • What is the symbol of America?( bald eagle)
  • What is the capital of the USA? (Washington)
  • Where is the statue of Liberty situated? (New York)
  • How many stripes are there on the American flag? (13)
  • Where is the highest building in the USA? (Chicago)
  • When is the Independence Day celebrated? (4, July)
  • Name the national American sport. (baseball)
  • Who was the first man on the moon? (Neil Armstrong)
  • Who was Martin Luther King? (the minister)
  • How many states are there in the USA? (51)
  • What is the national American drink? (coca-cola)
  • Who comes to children on Christmas? (Santa Claus)
  • What holiday is celebrated on the 31st of October? (Halloween)
  • What holiday does red heart mean? (St. Valentine’s Day)
  • What are traditional colours on St.Valentine’s Day? ( red, white, pink)
  • Where is the residence of the president of the USA? (The White House)

Ведущий: So, the first round is over. Not all the players managed to answer the questions. That’s why should decide who the weakest link is. You have sheets of paper and felt-tip-pens. Please, write down the name of the weakest player.

Now let’s listen to the jury. Who was the weakest player of the round?

(Заслушивается мнение жюри. Если возникает спорный вопрос, учитывается мнение самого сильного игрока.)

You are the weakest link of the round. You should leave the stage.

Вопросы второго раунда:

  • What is the official language of the USA? (English)
  • What American state is situated 50 miles from Russia? (Alaska)
  • Who is the present president of the USA? (Bush)
  • What ocean washes the western coast of America? (Atlantic)
  • Name mountain chains in America. (Cordiliers, Appalachian)
  • How many Great Lakes are there in America? (5)
  • What did Henry Ford invent? (a car)
  • What is the longest river in the USA? (the Mississipi)
  • Who is the author of the book “The old man and the sea”? (Hemingway)
  • What American city is situated on islands? (New York)
  • How many stores are there in the Empire State Building? (102)
  • Who is the most famous jazz performer in the world? (Armstrong)
  • Who created Mickey Mouse? (Walt Disney)
  • How many years do American children study at school? (12)
  • Name the most popular newspapers in New York. (New York Times)

Вопросы третьего раунда:

  • When do Americans celebrate Thanksgiving Day? (the fourth Thursday of November)
  • Where do they celebrate Thanksgiving Day? (in a family)
  • In which season did the first pilgrims celebrate the first T.D.?(a fall)
  • Who taught pilgrims how to survive in America? (the Indians)
  • Why did pilgrims come to America? (for religious freedom)
  • How did the pilgrims name America? (the new world)
  • When did English colonists settle in America? (in 1620)
  • Where did they settle? (the Plymouth Rock)
  • What was the name of their ship? (the “Mayflower”)
  • When did the pilgrims celebrate the first T.D.? (in 1621)
  • What are traditional foods on T.D.? (turkey, pumpkin pie, pop corn)
  • Is T.D. an official holiday? (yes)

Вопросы заключительного раунда:

  • What ocean did the first pilgrims cross? (the Atlantic ocean)
  • Name the state where the first pilgrims landed. (Massachusetts)
  • Why did half of the pilgrims die in the first winter? (because of hunter and cold)
  • Where did Pilgrim Fathers spend the first winter? (on the ship)
  • Who inhabited America in the 17th century? (native Indians)
  • What did the native Indians do? (they hunted, caught fish)
  • How did the native people help the pilgrims? (they taught them how to hunt, grow crops)
  • How many people were there among the first colonists? (102)
  • What is shown on TV on this holiday? (a football match)
  • In what city does the traditional take place? (in New York)

Ведущий:

Well, our game is over. You're the strongest link of the game. So take our best congratulations.

Победитель награждается ценным подарком.