На основе знакомства с данным материалом происходит непосредственное прикоснове- ние детей к историческому и культурному наследию, героическим и трагическим стра- ницам казачества. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории казачьего народа. Критерий качества исторического образования определяется овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цель курса:
- освоение систематизированных знаний об истории казачества, формирование целостного представления о месте и роли казаков в историческом процессе;
Задачи курса:
- формирование исторического мышления – способности сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности казачества;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего края;
- воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;
- расширения кругозора учащихся/
По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения.
По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для их личностного развития, самоопределения в дальнейшей жизни.
По полноте содержания программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения.
По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
По инвариантности содержания включенный в программу материал может применяться для кадетских классов, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, практикумы (работа с документами), беседы, встречи с представи- телями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.
При изучении курса проводится следующий вид контроля:
рубежный – контроль в конце изучения темы;
Ожидаемые результаты:
В результате изучения истории казачества кадет должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;
- особенности исторического пути казачества, ее роль в истории России;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения материала в формах реферата, проекта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Учебно-тематическое планирование курса
часы | тема | содержание | форма учебной деятельности | контроль |
1 | Казачество на Руси. | Становление казачества, их роль в
защите государства Российского. Вольное и служивое казачест- во. |
лекция | опорный конспект |
2. | Быт и обычаи казаков. | Занятия казаков. Казачий домострой. Казачьи праздники и торжества. | лекция с элементами беседы |
тест |
3. | Организация и управление. | Роль семьи в казачьем обществе, казачий круг, сход, совет стариков. Атаман. | лекция работа с документами | тест, анализ документа |
4. | Права и обязанности казака. | Права казака и его обязанности. | лекция | конспект |
5. | Казачьи заповеди. | Мировоззрение казачества. Казачий дух. | лекция, беседа | конспект |
6.
|
Казачьи войска. Оружие. Казачьи чины. | Донское, Кубанское, Сибирское, Уральское казачество. | групповая работа | таблица тест |
7. | Роль казаков в освоении Сибири. | Сибирское ханство. Походы Ермака. Присоединение Западной Сибири. |
лекция
|
тест
|
8. | Освоение Дальнего Востока. | Экспедиции В. Атласова, С. Дежнева, М. Стадухина, Е. Хабарова. Присоединение Камчатки, Приамурья. | лекция | тест |
9. | Освоение Заполярья. | Обдорская крепость. Н. Траханиотов. | лекция с элементами беседы | тест |
10. | Кровавый след. | Гонения и репрессии казачества в годы большевистской власти. Расказачивание. | лекция работа с документами | анализ документа |
11. | Казаки в годы Великой Отечественной войны. |
Вклад казаков в победу над фашистской Германией. | лекция просмотр д/фильма |
беседа |
12. | Возрождение казачества в России. | 1990 г. Большой учредительный круг Союза казаков в г. Москве. | лекция | тест |
13. | Возрождение казачества на Ямале. | Союз казаков на Крайнем Севере.
Учреждение Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ). |
работа с документами | анализ документа |
14.
|
Назовский казачий округ.
|
Роль казаков в жизни округа и города. Участие казаков в краеведении, строительстве Никольской башни, Владимирской часовни. Перезахоронение жертв политических репрессий. Казачий народный хор. | встреча с В.И. Степанченко |
беседа
|
15. | Становление кадетского движения в Салехарде. | Патриотическое воспитание молодежи. Кадетские классы казачьей направленности. | лекция защита проекта |
защита проекта |
16. | Роль казачества в истории России. | Кто такие казаки, их прошлое и настоящее. Роль и значение казачества в современной России. | семинар | Тест |
17. | Защита проектов: “Казачий быт, традиции” “Казачьи герои” |
защита проектов. | защита проектов. |
Содержание курса.
Становление казачества - 6 часов.
Появление казачества. Вольное и служивое казачество. Занятия, общественный строй, быт и обычаи казаков. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура казаков, создание Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.
Военные походы казаков - 3 часа.
Поход Ермака в Сибирь. Начало освоения Сибири. Строительство городов. Экспедиции С.Дежнева, Е.Хабарова, В. Атласова на территорию Дальнего Востока. Экспедиция Н. Траханиотова в Заполярье. Основание г. Обдорска.
Казачество в годы суровых испытаний - 2 часа.
Казачество в годы гражданской войны. Начало репрессий против казаков. “Красный террор”. Участие казачьих войск в Великой Отечественной войне. Формирование казачьих дивизий. Вклад казаков в победу над фашистской Германией.
Возрождение казачества – 4 часа.
Реабилитация казачества. Большой круг казаков России. Принятие “Декларации казачества России”. Объединение представителей казачества в союзы. “Союз казаков Крайнего Севера”. Назовский казачий округ. Роль казачества в истории России.
Становление кадетского движения – 1 час.
Патриотическое воспитание молодежи казаками. Образование кадетских классов казачьей направленности. Деятельность кадетских классов.
Повторение, защита проектов – 1 час.
Список литературы:
- Агафонов О.В. “Казачьи войска Российской империи” М. “Русская культура” 1995г.
- Алмазов Б.А. “Казаки” иллюстрированная история Отечества. С-П. “Золотой век” ДИАМАНТ, 1999 г.
- Бугай Н.Ф., Гонов А.М. “По решению правительства Союза ССР” Нальчик Издат. дом Эль-Фа, 2003 г.
- Главацкий М.Е. “Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 г.г.”, М. 1995 г.
- Гоголь Н.В. “Тарас Бульба” М, Детская литература, 1976 г.
- Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006
- Глущенко В.В. “Казачество Евразии” М. Вузовская школа, 2000
- Данилов А.А. Справочные материалы “История России 9-19 в.в.”, М. 1998 г.
- Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г.
- Иванов В.А. , Чугунов С.М. “История казачества на Урале”. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ, 2003
- История казачества Азиатской России”.Т1,2,3. Екатеринбург, УрО РАН,1995 г
- “Казачество – щит Отечества” М. Издат. дом. ТОНЧЦ,2005 г.
- Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров” М. П. 1991 г.
- Научный вестник ЯНАО Салехард №11 2002 г, №5 2005 г.
- Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. “Древний Обдорск и заполярные города - легенды”. Москва “Ополо” 1998 г.
- Патрикеев Н. “Ямал: страницы былого”. Салехард 1995 г.
- Письмо главе администрации г. Салехарда от казаков о создании кадетского корпуса в Салехарде от 05.12.1994 г.
- Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история казачества” М. Вече 2004.
- Скрынников Р.Г. “Ермак”. М. П. 1992 г
- Степанченко В.И., “Казачьему роду нет переводу”. С- П. 2001 г
- Степанченко В.И. “Боевое искусство. Крепость духа и тела в истории казачества и российских единоборств” ж-л “Ямальский меридиан” 6-2006 г.
- Энциклопедия “История России IX – XVII в.в.” “ОЛМА – ПРЕСС” 2004 г.
Сайты:
- www.fstanitsa. ru
- zaimka.ru.kazaki
- www.cossackweb.com
- udona.narod.ru.
- belkazak.narod.ru.
- www.kuban.xxi.h1/ru/
- www.ic. omskreq.ru/-archive.
- region.kuban.info