Компьютерные технологии в обучении - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Компьютерная технология осуществляется в трех вариантах:
I - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
II - как "основная" - весь процесс обучения.
III - как монотехнология, когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера.
Основные стратегии современного образования - индивидуальный подход к студенту, активизация его мыслительной и познавательной деятельности, быстрый качественный и объективный контроль знаний - нельзя реализовать без широкого внедрения средств вычислительной техники в учебный процесс.
Именно с этой целью необходимо развивать и совершенствовать компьютерные технологии в обучении (КТО).
Под КТО понимают совокупность приемов и методов передачи информации учащемуся, контроль восприятия, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью ЭВМ и программного обеспечения.
Компьютерные технологии в нашем колледже используются по двум направлениям:
- компьютеризация учебного процесса;
- повышение квалификации преподавателей.
КТО по первому направлению состоит из двух ступеней. На первой ступени происходит изучение компьютера, алгоритмических языков, программных средств и практической работы на компьютере.
КТО предполагает непрерывность применения средств вычислительной техники в течении всего периода обучения. Поэтому на следующей ступени производится обучение студентов математическим методам для технических и экономических расчетов. Студенты получают необходимые знания по работе с операционными системами, развивают умения и навыки по программированию и использованию прикладных программ. На компьютерных практиках приобретаются навыки работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими пакетами. Все это дает возможность многим из них выполнять расчетные части курсовых и дипломных проектов на компьютерах, используя собственные программы.
Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике; ответ на тестовый вопрос может быть дан “сразу” (в одно действие) путем выбора его из предложенных вариантов ответа.
В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов.
Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: “Да” и “Нет”. Один их этих ответов является истинным, другой — ложным.
Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а также несколько ложных.
Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных.
Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков.
Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.
Главное требование к системе самопроверки знаний (самоконтроля) заключается в том, что тестовых вопросов должно быть много, чтобы совокупность этих вопросов по своему содержанию охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить.
Вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке. Это исключит возможность механического запоминания студентом последовательности вопросов.
Вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения. Испытуемый должен каждый раз читать вопрос и осмысливать его, т. е. запоминать вопрос по смыслу, а не по порядку его следования или символу, его обозначающему.
Варианты возможных ответов должны даваться испытуемому также в случайном порядке.
Должен проводиться учет времени, затраченного на ответы, причем должны быть установлены ограничения на это время. Чтобы иметь положительный результат самопроверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро. Практика показывает, что среднее достаточное время для ответа на один вопрос — 1 минута.
Целесообразно всю совокупность вопросов распределить по темам, чтобы обучающийся мог проверить уровень усвоения им учебного материала после изучения каждой темы (а также организовать рубежный контроль знаний).
В тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос.
Система рубежного контроля должна содержать функцию записи результатов в виде файла, который преподаватель или администратор учебного заведения смог бы прочитать. Файл должен быть специальным образом закодирован, чтобы его можно было раскодировать только с помощью специальных программных средств, входящих в состав системы рубежного контроля. Но данные, содержащиеся в этом файле, должны быть доступны и административным программным средствам, например ведущим учет успеваемости обучающихся, а следовательно, они должны иметь общедоступный (текстовый) формат.
В Тульском технико-экономическом колледже имени А.Г. Рогова все преподаватели по дисциплинам “Информатика” и “Информационные технологии в профессиональной деятельности” на занятиях используют различные программы по тестовым опросам студентов. Тестовые программы разрабатывались самими преподавателями со студентами-старшекурсниками на кружках по программированию. Первой такую работу начала преподаватель Горчакова И.Ю. В 1998 году была разработана программа “Опрос” по предмету “Основы информатики и вычислительной техники”. Программа несколько раз редактировалась, появились новые возможности. Первые версии программы работали в текстовом режиме для диалога с тестирующим, использовалась клавиатура (функциональные клавиши и буквы для выбора пунктов меню), но это оказалось неудобным для них, поэтому вместо букв были введены цифры (наподобие русифицированного PS-DOS 7.00). Но и это оказалось слишком сложным для некоторых, в результате чего, начиная с версии 4.00 функции клавиатуры дублировались мышью и был веден псевдографический интерфейс. В версии 5.00 был реализован хранитель экрана. Данная версия опроса написана полностью в графическом режиме. Для диалога с пользователем используется мышь. Однако в данной версии есть (пока) некоторые недочеты: иногда появляются сбои - “ глюки” с векторными шрифтами; в одном каталоге с запускаемом файлом может быть не более 13-ти файлов с текстами опросов; в каждом файле с текстами опросов может быть не менее 10 и не более 30 вопросов с пятью вариантами ответов на каждый. Для нормальной работы программы в каталоге обязательно должны быть следующие файлы: opros.exe – файл – оболочка опроса; opros.ini – файл конфигурации (никогда его не редактируйте!); opros.hlp – файл помощи; showpcx.exe – прсмоторщик картинок формата PCX; egavga.bgi – графический драйвер Borland Imternational; litt.chr – векторный шрифт Borland Imternational; *.pcx – файлы картинок; *.opr – файлы опросов.
Для создания собственных файлов опросов необходимо:
- Создать текстовый файл с расширением .opr2.
- Первая строка должна содержать название темы опроса
- Вторая строка должна содержать количество вопросов в файле (цифра от 10 до 30).
Далее идет вопрос и пять ответов на него, вопрос пишется с начала строки, перед неправильными ответами ставится пробел, перед правильным ответом ставится символ “призрачный” пробел (шестнадцатеричный код символа – “FF”). Этот символ невидимый как и пробел, поэтому лучше для создания файлов опроса использовать редактор “ Слово и дело”, где этот символ становится видимым. Приложение 1.
Работу по составлению тестовой программы вела и преподаватель “Информатики” Зеленцова О.А. Вместе со студентами 4 курса специальности “Техническое обслуживание и ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры” в 2002 году была разработана Программа “Тестер”, предназначенная для создания и проведения компьютерных тестов по различным дисциплинам.
Программа позволяет создавать тесты, содержащие от одного до пятидесяти вопросов, при этом каждый вопрос может содержать от одного до шести вариантов ответов.
Пользователю разрешается контролировать число задаваемых вопросов, при этом они будут задаваться в произвольном порядке.
Настройки программы весьма удобные и позволяют изменить довольно широкий круг параметров в программе (см. приложение 2).
Предусмотрена возможность изменения размера и цвета шрифта вопроса не только стандартно через опции, но и встраивать эту информацию в тесты с помощью директив компилятора.
Возможна блокировка окон остальных программ – это позволяет проводить тестирование студентов без надзора учителя, так как предусмотрен запрос фамилии студентов, которые впоследствии не требуется повторно вводить – они сохраняются и по всем фамилиям ведется статистика оценок, которые сохраняется в файле автоматически.
Программа для создания тестов оформлена в виде мастера (см. приложение). “Тестер” имеет высококлассную защиту от взлома и требует регистрацию пользователей.
Демо-версия “Тестера” выкладывалась на сайте в Интернете и получила большое число положительных откликов.
Компьютерные тесты способствуют подготовке студентов к олимпиадам и вступительным экзаменам в ВУЗы, где первым этапом проводится компьютерное тестирование участников. С этим заданием студенты нашего колледжа справляются успешно. Они неоднократно принимали участие в областных, региональных российских олимпиадах в г. Москва по информатике и программированию и на протяжении ряда лет являлись призерами олимпиад.
Конечной целью создания компьютерных тестовых опросов является подготовка грамотных пользователей компьютерной техники, способных в своей дальнейшей практической работе самостоятельно применять все богатство существующего программного обеспечения, работать в компьютерных сетях и со средствами мультимедиа, осуществлять обслуживание своего рабочего компьютера на уровне пользователя.