Урок музыки в начальной школе "Куда ведут нас "три кита?". Урок музыки в 5-м классе "Богатырская тема в музыке"

Разделы: Музыка


Задачи:

• Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимися образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах;

• Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, мышления, памяти, воображения, фантазии;

• Воспитательные: интерес и любовь к музыки потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы учащихся.
Воспитание художественного, музыкального, эстетического вкусов, нравственных качеств личности.

Цель: осмысленное и эмоциональное восприятие понятия “марш” как музыкального жанра.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор.

Оформление доски: тема урока, рисунок: планета музыки, три кита (песня, танец ,марш) и так далее.

Ход урока

Вход в класс под марш.

(Марш из Второй симфонии Чайковского)

I. Музыкальное приветствие учителя.

  • “Здравствуйте” (вверх интонирование).
  • Музыкальное приветствие учащихся.
  • “Здравствуйте” (вниз интонирование).

II. Знакомство с темой урока.

“Земля стоит на трех китах” - считали раньше люди.
Ну а на чем планета та стоит, где песни петь мы любим!
На марше, танце, и на песне.
Она стоит века,
И мы с мелодиями вместе,
Идем в руке рука”.

На доске первый КИТ “марш”.

Что такое марш? Марш - ходьба под музыку, четкие движения…
Давайте вспомним какие марши вы знаете? Спортивный, праздничный, военный…
Чей портрет? Русского композитора Петра Ильича
Какие балеты написал Чайковский? "Щелкунчик", "Спящая красавица",
"Лебединое озеро"
Что такое балет?  Спектакль, в котором не поют, а танцуют, выражают свои чувства языком танца.
Что такое опера? Спектакль, в котором поют, почти не говорят.
Какой характер будет у музыки в балете? Балет - танец - танцевальный характер.
Какой характер будет у музыки в опере? Опера - песня - песенный характер.

1. Слушание марша из “Щелкунчика”.

(правила прослушивание музыки).

Слушая музыку, представьте какие события могли бы происходить?  
Какой характер у музыки? Танцевальный.

Просмотр фрагмента на видео кассете из мультфильма “Щелкунчик”

2. Слушание марша из “Кармен” Бизе (музыка из оперы “Кармен”)

Что вы себе представляли когда слушали?  
Какой характер у музыки? Песенный

3. Вывод.

Из каких произведений мы слушали марши? “Кармен” Бизе
“Щелкунчик” Чайковский

Без маршей нет ни одной оперы, ни одного балета, но в опере - марш песенного характера, а в балете марш - танцевального характера.

III. Давайте отдохнём и пригласим еще одного КИТенка — ТАНЕЦ (на доску рисунок).

  • Что такое танец? (движение под музыку)
  • Разминка “Танец УТЯТ”

IV. Но у нас есть еще один КИТ — ПЕСНЯ.

  • Что такое песня? (музыка + слова)

Когда человек поёт, его настроение улучшается, пение влияет на наше здоровье, ученые сделали вывод, что когда человек поет, он реже болеет дыхательными заболеваниями.

Давайте и мы сделаем несколько упражнений на дыхание, чтобы голос звучал во всей красоте.

  • “Надуваем шарик”
  • “Бочонок” (руки на грудную клетку, дышим, плечи не поднимаем)
  • Дыхание животом (руки на животе)
  • Глубокий вдох, расслабились
  • А теперь распоемся

Приняли певческую установку.
Распевка: “Музыкальный урок”

“Здравствуй мир” (песня)

Мы с вами разучили песню “Я хочу увидеть музыку” (музыка Г.Струве). Как вы думаете что значат эти слова? Музыка изображает картины.
Музыка выражает чувства человека, какие? Обиду, радость, любовь, счастья, печаль...

V. Подведение итогов.

Какие марши мы сегодня слушали и сравнивали? Из оперы “Кармен”, из балета “Щелкунчик”.
Кто написал музыку к этим произведениям? Чайковский, Бизе.
На каких трех китах стоит наша планета музыки? Песня, танец, марш.

“Музыка может грустить и смеяться,
Музыка может заставить любить и страдать,
Боль и обиду, надежду и счастья
Может прочувствовать и передать...”

Одеваем на “планету музыки” пояс из ноток.

Исполнение песни “Я хочу увидеть музыку” Г.Струве.

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое - эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.

Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.


ТЕМА: “Богатырская тема в музыке” 5-й класс.

Задачи:

  • Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека (“Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет”);
  • Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • Всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
  • Способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • Научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

 Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано.

Оформление доски: тема урока, картины Васнецова, Глазунова, портрет Александра Невского, портрет композитора А.Бородина, плакат “словарь характеров”, раздаточный материал (рисунки детей на богатырскую тему).

Ход урока

Виктор Иванович Васенцов (1881-1926)

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова прошли в живописном селе “Рябово”, Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев, будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах.

Лучшей картиной Васнецова на былинный сюжет по праву считаются "Богатыри". Васнецов изобразил богатырей настолько живо и убедительно, что иными мы их и представить не можем.

Три былинных героя на выезде примечают, нет ли в поле врага, не обижает ли кто кого. В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит "сорокапудовая" палица. Во всём облике этого силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр. Слева Добрыня Никитич, его белый конь тревожно заржал, и Добрыня вынимает меч из ножен. Только на нём из всех богатырей надет золотой крест. Этим художник напоминает, что Добрыня имеет связь с легендарным Добрыней, воеводой киевского князя Владимира - крестителя Руси.

Справа - самый младший, Алёша Попович. Он не только храбрый и ловкий, но в борьбе с врагом может применить хитрость и даже обман. Алёша вложил стрелу в лук и озорно скосил весёлые глаза. Его образ самый жизнерадостный и лукавый.

Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: они готовы встретиться с врагом, уверены в правоте своего дела. Это защитники земли Русской.

Герои картины Васнецова приходят к нам в детстве и навсегда остаются в наших сердцах, будь то бег Серого Волка по тёмному лесу, полёт Ковра-самолёта или грустные думы Алёнушки у тёмного омута.

I. Приветствие учителя.

II. Повторение пройденного.

На прошлых уроках мы говорили о жанровой музыке. Что такое жанр? Кантата относится к жанровой музыке. Что такое кантата? Какое произведение слушали на прошлом уроке? Как называются части этого произведения? Что за подвиг совершил Александр Невский? Можно ли назвать Невского “русским богатырем”? Почему? Мы часто встречаемся с богатырской темой в народном творчестве, в поэзии, в литературе, в музыке, в живописи, в театре, в кино. Это оттого, что с древних времен на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.

ОБРАЗ БОГАТЫРЯ И РОДИЛСЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ КАК ОБРАЗ МОГУЧЕГО ЗАЩИТНИКА РОДИНЫ.

Народ хорошо помнил песни о богатырях, и еще совсем недавно их можно было слышать на Севере нашей Родины от старых людей, в деревнях на реке Печоре, на берегу Ладожского и Онежского озер и у Белого моря. В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно при большом стечении народа. Великий русский писатель Лев Толстой пересказывал былины о богатырях (показ книг).

Русские композиторы сочиняли музыку, в основе которой была народная былина.

III. Новый материал.

Вторая симфония Александра Бородина называется “Богатырская симфония”. Слово “симфония” от греческого значит “созвучие” -произведение для оркестра. Как правило, в симфонии 4 части. Сегодня мы услышим одну из них самую яркую. В музыке этого композитора ощущается характер сильных, могучих русских богатырей.

Зрительный ряд.

На доске вы видите картины:

Виктор Васнецов “Три богатыря”

Илья Глазунов “Бой Пересвета с Челубеем”.

  • Как вы считаете, какие черты русского характера видны на данных картинах?
  • Что должна приносить людям богатырская сила?
  • Назовите героев русских былин.
  • Его портрета нет на доске, но он русский герой - спас Россию от польских захватчиков? Назовите его имя. Можно ли его назвать русским богатырем?

Краткие рассказы детей:

  • Сейчас мы прослушаем фрагмент из богатырской симфонии Александра Бородина.

Задание во время прослушивания:

  • Какие черты богатырского характера объединяют изображения богатырей на картинах с богатырской темой музыке. Воспользуйтесь словарем характеров.

IV. СЛУШАНИЕ.

Ответы на вопросы учащимися.

Слушая этот фрагмент, мысленно представляется образ древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, битвы богатырей.

  • Почему когда композиторы обращаются к былинным сюжетам, в их музыке возрастает ощущение увидеть “мысленно”, внутри себя?
  • Как можно увидеть музыку?
  • Послушайте стихотворение “Богатырская сила” Николая Добронравова.
  • Исполнение стихотворения детьми под музыку Александры Пахмутовой “Богатырская сила”.
  • К какой картине больше всего подходят эти слова (ответы учащихся)?

Закрепление пройденного на уроке.

Вопросы по теме урока.

VI. Вывод урокаю

Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа, охраняя границы родной земли, что и нашло отражение в картинах известных русских художников, в былинах, в музыке композитора А.Бородина.

Девиз Ильи Муромца: “Святая Русь не пуста стоит, на святой Руси есть сильны, могучи богатыри!”

VII. Исполнение песни.

“Музыка может грустить и смеяться,
Музыка может заставить любить и страдать,
Боль и обиду, надежду и счастье
Может прочувствовать и передать...”

Мы сегодня увидели музыку Бородина в картинах известных художников. О том, как можно увидеть музыку, давайте споем песню “Я хочу увидеть музыку” Г.Струве.

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое - эта музыка?
Расскажите мне скорей.
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку.
Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.