Оборудование: У детей: клей ПВА, кисточки, ножницы, бумага, линейка, карандаш.
У учителя: плакат с рисунками шляп, плакаты-вывески “Головные уборы”, “Шляпная мастерская”, музыкальный фон.
Цели урока:
- развитие интереса к истории вещей, которые нас окружают,
- научить делать из бумаги шляпку;
- развивать эстетический вкус, творческую активность.
Ход урока
I. Завязка сюжета урока.
Учитель. В романе “ Евгений Онегин” Александра Сергеевича Пушкина есть такие строки:
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар,
И там гуляет на просторе…
Кто из вас, ребята, знает, что такое боливар?
Дети. Отвечают.
Учитель. Я предлагаю вам немного прогуляться и приглашаю на экскурсию в исторический музей.
II. Знакомство с видами головных уборов.
Вывешивается плакат с изображением головных уборов.
Учитель. Посмотрите на витрину нашего музея. Перед вами экземпляры головных уборов разных эпох. Наши экскурсоводы рады встрече с вами и готовы показать и рассказать о самых интересных экспонатах.
Экскурсовод Кристина. Головные уборы появились очень давно. Сначала они служили для защиты от солнца, ветра, дождя и снега. Отправляясь в путешествие, древние греки надевали круглую шляпу с полями, а персы наматывали на голову длинную ткань – получался тюрбан. Позже началась эпоха защитных головных уборов – шлемов.
Экскурсовод Яна. В средние века металлические шлемы носили даже лошади. Шлемы японских самураев были из верёвок и соломы, но были очень прочные.
Экскурсовод Захар. Люди изобрели множество головных уборов и назвали их так, чтобы легче было представить форму. Появился котелок, ушанка и кепка-аэродром. На Руси красавиц сравнивали с птицами и их головные уборы именовались: сорока, кичка (на южном диалекте уточка).
Учитель. Сколько разных эпох, столько и шляп. Сначала в моде были шляпы из соломки, потом огромные шляпы с лентами, цветами. Время идет, и наши головные уборы совсем не те, что были раньше. Сможете ли вы сейчас ответить что такое боливар?
Дети. Боливар – это головной убор.
Учитель. Предлагаю сегодня открыть в нашем классе шляпную мастерскую.
Вывешивается вывеска “Шляпная мастерская”.
Учитель достает из шляпной коробки изделие – шляпка с полями. Даёт возможность рассмотреть.
Учитель. Чтобы изготовить шляпку необходимо выполнить несколько несложных операций. Нам придётся работать с ножницами и клеем. Давайте вспомним правила работы.
Дети. Не набирай на кисточку много клея, наклеивай аккуратно, лишний клей убирай салфеткой.
Закончил работу – положи ножницы на стол. Передавай ножницы кольцами вперёд, держа их за лезвия.
Учитель. Какие основные правила должен знать каждый, выполняя любую работу?
Дети. Содержи рабочее место в порядке, не забывай об экономии бумаги.
Учитель помещает на доску схематический план работы.
III. Изготовление шляпки. Дети работают в парах.
Операция №1. Отрежьте ровную полоску длиной 56 – 57 см (окружность человеческой головы плюс запас на шов). Остальную часть листа порежьте на короткие полосы (до 20 см). Ширина всех полос 1,5 -2 см.
Операция №2. Склейте из длинной полосы обруч по окружности головы, это - основа шляпки.
Операция№3. Возьмите 8 коротких полос для тульи, (верх шляпы), приклейте их одним концом к обручу - основе на равном расстоянии друг от друга, а другим концом соедините все восемь в одной точке, наклеивая, их друг на друга, чтобы получился купол – полусфера.
Операция№4. Возьмите ещё 8 полосок для полей шляпки. Приклейте их так же к обручу изнутри, чтобы их концы расходились лучами по поверхности стола (надо сделать сгиб у места соединения каждого луча с обручем).
Операция№5. Закрепите поля шляпки оставшимися бумажными полосками, сохраняя горизонтальное положение лучей. Наклеивайте перемычки крест накрест, наискось, просто от конца одного луча до другого.
Учитель. Шляпка практически готова. Предлагаю отдохнуть, перед тем как начнём её украшать.
IV. Физминутка. Под музыку из фильма “Соломенная шляпка” дети выполняют танцевальные движения.
V. Украшение шляпки.
Учитель. Каждый человек всегда хочет выглядеть индивидуально, не так как все. Подумайте, как можно украсить вашу шляпку. Сделайте эскиз из нескольких вариантов.
Дети придумывают оформление изделия.
Денис. Мы шляпку будем украшать цветами. Их мы сделаем из кругов в форме лилий.
Вика. Нам хочется сделать шляпку с перьями. Мы нарежем тонкие полоски и сделаем завитки, чтобы получилось как перья.
Света. Мне кажется, что очень красиво будут смотреться серебряные нити, на которые можно прикрепить мелкие снежинки. Получится как лёгкая вуаль.
Учитель. Перед тем как вы приступите к работе, хочу подсказать, чтобы вы не использовали более трех видов украшений. Будьте внимательны, выдерживайте цветовую гамму.
VI. Самостоятельная работа по украшению изделия.
VII. Показ моделей. Под музыку желающие демонстрируют свои модели.
Учитель. Подошёл к концу наш урок. Мы закрываем нашу “Шляпную мастерскую”. Спасибо всем за интересные идеи и выдумку. Благодарю экскурсоводов за интересную информацию, подготовленную к уроку. Читайте книги, журналы. Узнавайте что-то новое.
Урок окончен.