Методические рекомендации: Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в его эмоциональности. Детское искусство носит экспрессивный характер - ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. На уроках учащиеся последовательно проживают несколько этапов взаимодействия с миром искусства, со сверстниками, с педагогом.
I этап - психологическое вхождение в тему урока.
II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.
III этап - практический (работа с художественным материалом)
IV этап - завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов.
Конечно, важно учитывать при планировании урока, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи учащихся напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введёт их в особый мир искусства.
Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.
Вашему вниманию предлагается конспект риторического урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском вариантов решения и синтезируют рациональное.
В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.
Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве;
Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.
А межпредметные связи, умело подобранные педагогом, и использование авторских дидактических игр помогут учащимся находить оптимальные ответы на поставленный проблемный вопрос.
Концептуальная цель: Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.
Тема урока: “Морские пейзажи” (марины)
Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
- Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.
- Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
- Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.
Проблемный вопрос: Как влияет морская стихия на жизнь человека?
Оптимальный вариант:
- морская стихия влияет на эмоциональное состояние человека.
- на физическое здоровье.
- вдохновляет на творчество.
- кормит.
- добыча полезных ископаемых.
Тезис: “Хвалите море, но держитесь земли”. (Д. Герберт)
Художественные материалы:
- листы белой бумаги (формат А3, А4);
- акварель, гуашь;
- кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);
- палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.
Зрительный ряд:
- портрет И. К. Айвазовского.
- Основные даты биографии художника.
- Его живописные произведения:
- “Девятый вал”,
- “Чёрное море”,
- “Ялта”,
- “Бурное море”,
- “Кавказские горы”,
- “Спасающиеся от кораблекрушения”.
- Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус”.
- Карточки, определяющие настроение морской стихии.
- Картины марин с различной смысловой нагрузкой.
Музыкальный ряд:
Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Вангелис “Морская малышка”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).
Межпредметные связи:
- Литература (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”).
- География (моря, в названии которых присутствует цвет Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое и их местонахождение на карте).
Комментарий урока:
С целью активизации интереса учащихся к данной теме, Педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.
(просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)
Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)
Айвазовский И.К. “Закат на море ” (Рисунок 2)
АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (Рисунок 3)
1817, Феодосия — 1900, там же
КОНТРАБАНДИСТЫ. 1884
Диалог, подводящий к теме урока:
- Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?
- В какой из картин вы мысленно побывали?
- Кто автор этих чудесных произведений?
- К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?
Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.
Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.
Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.
В конце урока подумаем и попытаемся ответить на вопрос: как влияет морская стихия на жизнь человека?
(педагог размещает на доске портрет и основные даты биографии художника)
План рассказа педагога (или учащегося):
Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.
Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.
1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.
1846 г. - 120 персональных выставок!
Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)
Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.
Работа с высказываниями мариниста.
“Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.
“Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”
“Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения ”.
Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.
Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.
Завещание художника (Айвазовский - певец моря)
(картины, приобретённые Пермской художественной галереей).
Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)
Рассказ педагога: “Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?
Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
- контрасты освещения и колорита;
- деление пространства на планы;
- изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
- Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
- А как нам об этом говорит Художник?
Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.
(Авторская дидактическая игра “Определи морское настроение”)
Учащиеся, слушая стихотворение, размещают картины морских пейзажей и карточки со словами их характеризующими.
Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)
Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.
Авторская дидактическая игра по типу пазл “Морские волны”
(учащиеся выполняют правила игры, обмениваются карточками).
Характер морской стихии:
- грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,
- хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,
- спокойная, засыпающая, таинственная,
- нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,
- радостная, ликующая, игривая и др.
Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии.
Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.
Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?
Варианты ответов:
Анализ творческих работ учащихся.
(использование цветовой гаммы морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке). Обсуждение работ и настроения.
Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.
Разноуровневое домашнее задание.
- составить кроссворд по теме урока “Морской пейзаж”.
- сочинить или найти в литературных источниках стихи о море.
- доработать “марины” для экспозиции на школьную выставку.
Вариант кроссворда на закрепление знаний урока “Морские пейзажи”.
По вертикали:
- Русский художник-маринист, живший в Феодосии.
По горизонтали:
- Гладкая дощечка, на которой художник смешивает краски.
- Как называют художника пишущего морские пейзажи?
- Вид изобразительного искусства, передающий красками многообразие окружающего мира.
- Техника рисования морской глади.
- Рассказ художника о природе.