“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества” (П.А. Сухомлинский)
В жизни детей большое место занимают игры. Игры приучают жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, приучают к дискуссии, соблюдению установленных правил. Увлеченные живой, эмоциональной игрой дети лучше усваивают и приобретают различные навыки и знания, которые им понадобятся в жизни.
На сегодняшний день важнейшей проблемой является то, что дети много времени проводят за компьютером, мало интересуются биологией, считая ее ненужным предметом, и почти не читают книг. Надеемся, что данная программа поможет привлечь детей к изучению биологической науки и чтению мировой художественной литературы.
Имя Г.Х. Андерсена вошло бы в историю датской литературы, даже если бы он создал только романы, пьесы, стихи и путевые заметки (его сравнивали с В. Скоттом и В. Гюго), но мировое признание принесли ему сказки. В России сказки Андерсена, которые Добролюбов называл рассказами, вот уже более столетия наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Читая сказки Андерсена, вслушиваясь в живое вдохновенное слово писателя можно окунуться в удивительный, неповторимый мир живой природы. А что может быть важнее для учителя, чем приучать видеть “всё мироздание в целом” (Цицерон), а не изучать мир, разложенный на части в рамках урока. Биология и литература даёт возможность углублять и расширять знания, объединять разнообразные виды мыслительной деятельности ученика. Но главная ценность этих занятий - воспитание не только культуры ума, но и культуры духа. Сказки Андерсена предоставляют такую возможность.
Дикие тюльпаны испокон веков были одним из самых изысканных украшений пустынь, степей и полупустынь. В былые, более благоприятные времена, весной они полностью окутывали склоны степных холмов яркими, праздничными покровами. Среди диких тюльпанов попадаются желтые, белые, розовые, фиолетовые, бордовые, но все же преобладающим цветом является красный. Интересно, что насекомые-опылители не видят красный цвет. Для них важна не окраска цветов, а то количество ультрафиолетовых лучей, которое они отражают. (Шинкаренко, 2002).
Зато красный тюльпан стал источником многочисленных легенд и сказок. Первое упоминание о нем пришло из Персии. Многие поэты воспевали или упоминали в своих творениях этот чудесный цветок. Поэт Шамсиддин Мухаммад Хафиз писал, что с тюльпаном не могут сравниться ни стройный кипарис, ни красавица роза. В его произведениях тюльпан сравнивается с бокалом темно-красного вина или источником страсти. И именно этот цветок использовал Андерсен в сказке “Дюймовочка”: “… женщина пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были еще плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона..” Можно сказать, что именно тюльпан подарил жизнь прекрасной маленькой девочке Дюймовочке, как в природе цветы дарят жизнь насекомым, например, без сладкого нектара невозможна жизнь ни одной бабочки.
В другой сказке “Цветы маленькой Иды” мы попадаем на бал цветов: “Две самые красивые розы садятся на трон – это король с королевой. Красные петушьи гребешки становятся по обеим сторонам и кланяются – это камер-юнкеры. Потом приходят все остальные прекрасные цветы, и начинается бал. Гиацинты и крокусы изображают маленьких морских кадетов и танцуют с барышнями – голубыми фиалками, а … большие желтые лилии – это пожилые дамы, они наблюдают за танцами и вообще за порядком”.
У зеленого пространства трав и цветов свои законы – здесь есть порядок и гармония. Соседство растений никогда не бывает случайным, хотя их расположение и создает ощущение живописной хаотичности. И великий сказочник это знал. Всем известно, что лилии – это первые соперницы розы. Именно перед этими цветами открывались двери царских покоев, храмов и усыпальниц. Они были непременным атрибутом многих обрядов и праздников. Они венчали статуи богов и головы царственных особ. По своей известности лилии не уступают розам, и многие цветоводы считают их равными по красоте и очарованию. Но все же между ними есть различия. Роза – цветок роскоши, богатства, любви и вечного праздника. Лилия же стала цветком власти, религии и веры. И как четко Андерсен различил эти цветы.
Произведения великого сказочника позволяют развивать эстетическое отношение к природе, умение и желание увидеть красоту окружающего мира. Вчитываясь в каждое слово писателя, ребёнок сопереживает, сочувствует героям, и это эмоциональное воздействие обязательно отзовется в будущем неравнодушным отношением к природе. Читая сказку “Соловей”, мы оказываемся в прекрасном сказочном саду японского императора и знакомимся с серой птичкой.
- Вот он! – сказала девочка. – Слушайте! Слушайте! А вот он сам! - и она указала на серенькую птичку среди ветвей.
-Возможно ли!- сказал министр.- Никак не воображал его себе таким! Уж больно простоват на вид!.. Но пение этой живой птахи невозможно заменить искусственно созданной игрушкой. Даже Смерть, которая пришла за императором, заслушалась соловья и повторяла:
- Пой соловушка, пой ещё!
Соловьи поистине самые виртуозные музыканты из всех животных. Голосовой аппарат птиц - духовой инструмент. Звук в нём образовывается за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких, струя которого создаёт колебания перепонок вибратора. Очень долго считалось, что строение голосового аппарата устроено так же как у животных. Но оказалось, что у птиц не одна гортань нижняя, а есть и верхняя, причем она устроена так сложно, что учёные до сих пор не пришли к общему мнению о механизме её работы. Она имеет не один вибратор, а несколько которые работают вне зависимости друг от друга. Голосовой аппарат птиц - это маленький духовой оркестр. Следует отметить, что сложилось ошибочное представление о том, что соловьи поют только ночью и все особи. На самом деле поют только соловьи-самцы ночью и днём в ясную погоду. Их трель продолжается на протяжении всего брачного периода пока самка не высидит птенцов, затем они умолкают, чтобы не привлекать к гнезду хищников. Так же интересно, что соловей своим фантастическим мастерством не обладает с рождения, а воспитывается звуковой средой, в которой растет. Известен случай, когда соловей усвоил мелодию оркестра городского парка.
Очеловечивая сказочные образы, Андерсен так чутко и наглядно знакомит нас с образом жизни на птичьем дворе. “Гадкий утёнок” - лебедь в утином гнезде. Заботливая мама-утка - яркий пример материнства: “Какой же это индюшонок?- сказала утка.- Вон как прямо держится!.. нет, мой он, родненький... Да он вовсе не дурён, как посмотришь на него хорошенько”, - рассуждает мама-утка, наблюдая за купанием своего выводка.
Программа по уходу за своим телом у гусеобразных имеет характерные особенности. По утрам и в полуденные часы эти птицы устраивают так называемые “игровые ныряния”, вся стая, громко шлепая крыльями, с гоготом “бежит” по воде, поднимая фонтаны брызг. Такое активное купание основательно промывает не только крылья, но и перья и кожу под ними, куда обычно вода не попадает.
Сказки Андерсена помогают формировать “экологическую” культуру, знакомит учащихся с уникальным явлением – жизнью, формирует понимание природных предпосылок физического и духовного здоровья человека, ответственное отношение к отдельным растениям и животным, популяциям и видам, природным сообществам, ко всему многообразию видов, к биосфере в целом
Мы в данной программе с интригующим названием (для 7-8 классов)предлагаем игру по станциям (Увлекательное биологическое путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена). По жеребьевке формируются три команды, и выбирается капитан. Каждая команда должна пройти все станции, выполнить задания и дойти до финиша. Команда выполнившая задание первой получает 15 баллов, второй – 10, третьей – 5 баллов. При оценке учитывается правильность ответов, быстрота и организованность выполнения задания. За каждое нарушение правил команды теряют 2 балла. Каждая команда проходит восемь этапов:
1. Этап – Лабиринт (см. Приложение 1)
2. Этап – Занимательный кроссворд
Рисунок 1.
3. Этап - “Подсказки для сказки”
По подсказкам догадайтесь и назовите животных и растения, которые упоминаются в названиях сказок Г.Х.Андерсена
1. В старину крестьяне узнавали о приближении дождя, если видели на поле много этих птиц. Именно эту черту поведения очень долго не могли обяснить, хотя объяснение очень простое. Перед дождём и во время дождя в изобилии появляются питающие пристрастия к воде или повышенной влажности животные, которых он с удовольствием поедает. Ведь даже в сказках рассказывается, что лягушки - любимая его еда. (Аисты)
2. Это популярное растение часто упоминается во многих сказках, присказках, пословицах и поговорках. В России он всегда был в большом почёте. Из него готовили множества блюд. Для царя Алексея Михайловича готовили его пареным и пироги пекли с начинкой из него же. Это одно из самых древних и самых важных пищевых продуктов. В его семенах около 53 процентов углеводов, более 20 процентов, белка, жира и другие полезные вещества и витамины. Клубеньки на корнях этого растения с обитающими в них азотофиксирующими бактериями способствуют накоплению в почве азотистых соединений. (Принцесса на горошине)
3. Эту птицу мы сразу узнаем по его трели, следует отметить, что они не рождаются певцами, а приобретает в процессе длительного обучения. От природы ему лишь досталось более или менее выраженная способность к певческому мастерству. Которая не всегда развивается до уровня истинного совершенства. Так же как и у людей есть бездарные учителя и ученики. Поскольку вокальное мастерство каждой птички воспитывает звуковая среда, в которой она живёт, в природе они учатся друг у друга, становится вполне понятен тот факт, что в каждой местности их песни имеют характерные особенности. (Соловей)
4. Среди наших трав он нам кажется самым обычным, даже надоедливым растением, когда его крючковатые головчатые корзинки соцветий легко цепляются не только к шерсти животных, но и к одежде всех, кто проходит мимо. В цепкие крючки превращаются листочки обвёртки каждого лилово-пурпурного или пурпурного корзиночного соцветия. Все цветки в таком соцветии трубчатые с тычинками и пестиками образуют после опыления мелкие плодики-семянки. (Судьба репейника).
5. Первый представитель “самый зубастый”. Число зубов на радуле (языке) этих моллюсков колеблется от 2 до 18 тыс. Максимальную скорость которую они способны развивать- 7 см. в мин. Второй представитель принадлежит к царству растений - это общепринятые любимцы. Их цветы во всё мире признаны царственными, имеют большое сходство со своим скромным “ прародителем”- шиповником. Отличие лишь в том, что их цветы имеют намного больше лепестков, чем цветы шиповника.
Улитка и розы
6. У всех этих животных принадлежащих к земноводным за глазами на спинной стороне головы имеются крупные околоушные ядовитые железы- паротиды, а по всей спине- множество мелких желёзок. У южноамериканской родственницыД достигающей 25 см, яд настолько силён, что собака, схватившую жабу, быстро умирает. (Жаба)
7. Из-за отсутствия в фауне Австралии этих представителей отряда жёсткокрылых на этом континенте в конце 19 в. Едва не разразилась экологическая катастрофа: коровий помёт стал отравлять местную растительность. При этом погибло около миллиона гектаров плодородных почв. Пришлось закупить в странах Европы крупные партии этих представителей данного отряда (всего 57 видов) прижилось только 20, но катастрофа тем не менее была предотвращена. Он способен передвигать тяжесть, превышающую его массу в 90 раз. (Навозный жук)
Этап - Ребусы (см Приложение 2)
Этап – Помоги Андерсену вспомнить сказку .
Определите цветы по данным подсказкам и назовите сказку из которой взят этот отрывок.
- Нет, вы не должны умирать! - сказала Софи и поцеловала цветы. В это время дверь отворилась, и в комнату вошла целая толпа цветов Ида никак не могла понять, откуда они взялись, - должно быть, из королевского дворца. Впереди шли две прелестные ………..с маленькими золотыми коронами на головах - это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные ……. и ……... Музыканты - крупные ….. и …… - дули в шелуху от ……. и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые ……. и беленькие ……….. звенели, точно на них были надеты бубенчики. Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали - и голубые ……, и красные ……., и …….., и ………. Цветы так мило танцевали и целовались, что просто загляденье!
Ученикам даются фотографии цветов и описание семейств
Этап – Криптограмма
Искомая фраза зашифрована рядом цифр (тире разделяет слова): для этого, чтобы определить каким буквам соответствуют цифры необходимо разгадать все ключевые слова. Нужно помнить, что одной букве соответствует только одна цифра.
Команды вытаскивают криптограмму. Мы предлагаем примеры двух криптограмм. В первой криптограмме зашифровано названия двух сказок Г.Х.Андерсена.
10 - 15 - 3 13 9 8 13 - 9 12 4 12 14 - 6 8 4
5 15 2 13 11 6 20 - 6 1 2 6 11 7 13 . 8 12 17
12 8 12 17 7 18 5 19 - 6 11 12 4 12 16 - 12 17 13
И в щепке порою скрывается счастье. Колокольный сторож Оле
1.Густой лес – 1, 2, 3, 2, (чаща)
2. Хищник, млекопитающие – 4, 5, 6, 7 (рысь)
3. Рыба – 8, 2, 4, 9 (карп)
4. Соцветие – 3, 10, 11, 12, 8 (щиток)
5. Часть цветка – 9, 13, 6, 11, 10, 8 (пестик)
6. Кличка собаки – 14, 11, 2 (Юта)
7. Млекопитающие, которое дает молоко – 8, 12, 4, 12, 15, 2 (корова)
8. Сосудисто-волокнистый пучок – 16, 10, 17, 8, 2 (жилка)
9, Множество плодолистиков образуют множество самостоятельных пестиков, то такой гинецей называется – 2, 9, 12, 8, 2, 4, 9, 18, 5, 19 (апокарпный)
10. Бык – 20, 8 (як)
Во второй – пословица про растение, которое упоминается в сказках Андерсена. Крапива жгуча родится, да в щах пригодится
В третьей – зашифрована песенка Антона из сказки “Ночной колпак Старого холостяка”.
7 10 20 4 10 6 9 8 17 - 16 20 - 14 6 8 10 - 4 11 18 16 8 9
1 15 1 - 9 16 5 4 10 7 10 4 10 22 - 9 7 6 14 12 - 13 6 2
21 10 - 8 1 14 1 2 12 17 - 15 1 14 1 8 16 8 9 1 15 1
1. Двукрылое – овод 1, 2, 1, 4
2. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения – нерест 5, 6, 7, 6, 8, 9
3. Птица степей и пустынь – страус 8, 9, 7, 10, 11, 8
4. Сказка Андерсена – Тень 9, 6, 5, 12
5. Наука о вымерших организмах – палеонтология 13, 10, 14, 6, 1, 5, 9, 1, 14, 1, 15, 16, 17
6. Земноводное – лягушка 14, 17, 15, 11, 18, 19, 10
7. Грызущее млекопитающее – заяц 20, 10, 17, 21
8. Мужские гаметангии, в которых образуются сперматозоиды – антеридий 10, 5, 9, 6, 7, 16, 4, 16.22
Раздается из леса душистого. Тиндарадай! – трель певца, соловья голосистого
7. Этап – Сказочные загадки (Приложение 3)
8. Этап. Конкурс капитанов. Вы наверное помните сказку “Лен”, а теперь попробуем найти в каких словах посеян лен? Капитаны отвечают по очереди (на первый вопрос капитан первой команды, на второй – второй, на третий вопрос - третий капитан).За каждый неправильный ответ снимается 1 балл.
-ЛЕН (кудрявое дерево) – клен (1)
-ЛЕН- - (лента для фотоснимков) – пленка (2)
- - ЛЕН- - (детская простынка) – пеленка (3)
- - - ЛЕН (растение, давшее название семейству) – паслен (1)
- - - ЛЕН- - (съедобный гриб со скользкой шляпкой) – масленок (2)
- - - ЛЕН- - ( емкость для масла) – масленка (3)
- - ЛЕН - - (коллега йода) – зеленка (1)
- ЛЕН- - - - ( героиня русских сказок) – Аленушка (2)
- - ЛЕН – (любитель погулять) – гулена (3)
А теперь вспомним кто как разговаривает (отвечают по очереди).
Голубь – воркует (1)
Глухарь – токует (2)
Утка – крякает (3)
Филин – ухает (1)
Гусь – гогочет (2)
Журавль – курлычет (3)
Воробей – чирикает (1)
Индюк – кулдыкает (2).
Лиса – лает (3)
И в заключительной части каждый капитан играет в викторину “Живые барометры”.
Гусь и утка ныряют. На дождь (1)
Гуси хлопают крыльями. К морозу (2)
Голуби разворковались. К хорошей погоде (3)
Соловей поет всю ночь. К хорошей погоде (1)
На траве ранним утром блестит роса. Дождя не будет. (2)
Осенью расцвели шиповник, одуванчик, горох на грядке. К теплой осени. (3)
Кукушка стала куковать - … морозам больше не бывать (1)
Большой урожай рябины. К холодной зиме (2)
Много желудей на дубе. К теплой зиме (3)
Раскрыты цветы кувшинки. К хорошей погоде (1)
Листья деревьев показывают изнанку. Приближается дождь (2)
Ласточки летают над самой землей. К ухудшению погоды (3)
Данное внеклассное мероприятие направлено на решение следующих задач:
- расширить и конкретизировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности животных и растений, их многообразии и значении, используя материал произведений Г.Х. Андерсена
- способствовать развитию имений применять биологические знания при выполнении различных заданий
- формировать навыки смыслового и содержательного анализа новой информации
- формировать интерес к биологии, литературе по средствам использования образов природы из сказок Г.Х.Андерсена
Литература
- Агеева И.Д. “Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2004, с 20-226
- Биологические игры. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие /И.А.Плеханов/. – М.: Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 2005, с. 8-89
- Дмитриев Ю.Д. “Занимательная биология”. – М. Дрофа, 1996, с.4-38
- Андерсен Г.Х. Сказки: Перевод. М: ММП “Асцендент”, 1992. – с. 102-113, 121-125, 147-158, 174-1802
- Линник Ю.В. Книга природы – Петрозаводск, “Карелия”, 1978. – с.5-8, 52
- Ивченко С.И. “Занимательно о ботанике”. – М. “Молодая гвардия”, 1972. – 223с.