Детская журналистика и диалогическая речь

Разделы: Работа с дошкольниками


Проект:

Долгосрочный, многопроектный, групповой, творческий.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели,.

Координатор проекта: учитель-логопед

Эссе

«Размышления о диалоге и мастерстве его ведения»

Заглядывали ли вы в Интернете на какой-либо молодежный форум? Смею вас уверить: это ужасающее зрелище. Диалоги, которые в нем ведут наши дети, неприятно поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы.

Более того, большая часть общения ведется на так называемом молодежном сленге, состоящем из деформированных, усеченных слов, многие из которых нельзя назвать общеупотребительными.

Согласна, что наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.).

С трудом верится, что люди, чье общение сводится к виртуальному в прямом и переносном смысле, смогут без серьезных трудностей реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах

А теперь из чата заглянем в Евангелие. «Вначале было слово…», – говорится в нем. «Если подуть она искру, она разгорится, если плюнуть на нее, угаснет: то и другое исходит из уст твоих».

На мой взгляд, в этих словах раскрывается истинная ценность слова, речи и человеческого общения. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, к сотрудничеству, общей деятельности.

Теперь обратимся к древнеримскому писателю Апулею: «…от употребления меч начинает блестеть, а оставшись без дела ржавеет; точно так же и слово: оно слабеет от длительного оцепенения. Человеку дан свыше голос, который, правда, не столь могуч, как у зверей, но зато доставляет больше пользы уму, чем наслаждения уху. Поэтому применять его следует как можно чаще.»

Однако, я убеждена, что полноценное общение, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником – это не только благо, но и серьезный труд. Об этом говорят интересные результаты исследований английских психологов. Они разработали шкалу частоты возникновения стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности работников. Исходя из 10-балльной оценки, частота стрессового состояния журналистов составляет 7,5, равняясь частоте стрессов у летчиков и уступает по величине лишь количеству стрессов у шахтеров и служащих по охране правопорядка.

Конечно, здесь речь ведется о мастерах ведения диалога, но и в обыденной жизни знание технологии общения обогащает нас жизненным опытом, ведет к развитию личностных качеств. Бесспорно, что человек, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать богатое, содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

«Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей» - говорится в Соломоновой притче.

Вы не согласны?

Актуальность темы:

Диалог со сверстником — новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Анализ проведенных мной диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи.

Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. При общении с такими же, как они, сверстниками возвращаются к форме «коллективного монолога». Дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдается проявление интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем и не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.

Гипотеза:

Обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы. В ее ходе происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, которая включает овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формирование умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому я считаю, что для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация – учебная. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот.

Таким образом, организация журналистской деятельности дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.

Цели:

  • Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи.
  • Включение усваиваемых детьми элементов языковой системы в непосредственное общение.

Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

  • Обучить детей построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.
  • Сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе.
  • Обучить использованию невербальных средств общения.

Основные направления реализации проекта:

  1. Организация пресс-центра детского сада.
  2. Разработка и организация режиссерской игры «Мы- журналисты»
  3. Разработка и проведение цикла занятий в рамках игры по формированию и развитию связной диалогической речи. (Приложение 1)
  4. Консультирование воспитателей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.
  5. Организация взаимодействия с педагогами и родителями.
  6. Экскурсия в местную городскую телерадиокомпанию «Сигма».

Презентация проекта:

    1. Выпуск и представление ежемесячной детско-педагого-родительской стенгазеты «Зернышко».
    2. Выпуск и представление журнала детского словотворчества «Слово на ладошке»
    3. Выпуск и представление альманаха детского творчества «Я сам»

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей в нашем детском саду была организована игра «Мы – журналисты», начал свою работу пресс-центр. Что же понадобилось для его открытия? Группа педагогов-энтузиастов, вооруженных ворохом тем и идей, дети – «почемучки» и знатоки жизни, в которых у нас нет недостатка, родители – отзывчивые и активно включающиеся во все новые начинания люди, и так называемое техническое обеспечение: диктофон, магнитофон, фотоаппарат.

Режиссерская игра «Мы – журналисты» завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.

Продумав цели, определив задачи и наметив ход игры, мы приступили к реализации намеченного.

Режиссерская игра «Мы – журналисты»

Цели:

  • Развитие связной диалогической речи.
  • Развитие коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.

Задачи:

    1. Расширение и активизация словарного запаса.
    2. Закрепление навыков ведения диалога.
    3. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование и атрибутика к режиссерской игре «Мы – журналисты»

Детские компьютеры

Печатная машинка

Детские кинокамеры

Детские фотоаппараты

Блокноты

Карандаши

Нагрудные знаки

Кепки с символикой

Косынки-галстуки

Микрофоны

Игра – занятие серьезное, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, необходимо побеседовать с детьми на эту тему, предложить дидактические игры, прочитать произведение о данном персонаже. И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о данной профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. Поэтому значительная часть предварительной речевой работы ложится на плечи воспитателей и учителя-логопеда.

АЛГОРИТМ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ «МЫ – ЖУРНАЛИСТЫ»

  1. Подготовительная работа:
    • Изготовление атрибутов
    • Предварительная речевая подготовка:
      • Чтение произведений
      • Тематические беседы
      • Обогащение словарного запаса
      • Дидактические игры
  1. Творческие задания, командировки
  2. Творческие отчеты:
  • Выпуск газеты с репортажами и рисунками
  • «Радиоэфир»
  • «Телерепортажи»
  • Оформление фотоальбомов
Поскольку игра предполагает проведение достаточно большой по объему работы со стороны педагогов и родителей, мы разработали схему их взаимодействия.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА (координатора проекта)

С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Поэтому я разработала опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.

Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с логопедом ребята обговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на данную картинку. Затем, уже в ходе самого интервью ребенок-корреспондент имеет возможность строить диалог, имея зрительную опору в виде плана из картинок-символов. (Приложение 2)

Как видно из алгоритма, такого рода занятия представляют собой лишь часть игры, а именно творческую командировку. Созданная нами игра предполагает и составление творческих отчетов в виде издания стенгазет различной тематики, пополнения фотоальбома, а также проведения детских «теле- и радиорепортажей».

Чтобы донести полученный речевой материал до широкого круга родителей, педагогов и детей, решено было издавать газету. Так появилось наше детище – детско-педагого-родительская газета «Зернышко». В ней – интересные репортажи о событиях садовской жизни, рассуждения детей на разные темы, их мудрые мысли, рассказы родителей, детские рисунки.

Набрав очередной материал для газеты, журналисты собираются в пресс-центре и отбирают материал для будущей газеты. В составе пресс-центра газеты действует детское жюри, которое принимает нелегкие решения по оценке различных детских работ. К оформлению газеты сотрудники пресс-центра привлекают талантливых родителей и педагогов, поскольку богатое содержание должно иметь достойную форму.

Детско-педагого-родительская газета «Зернышко» издается ежемесячно. Ребята с удовольствием «читают» ее с помощью воспитателя, рассматривают рисунки, обсуждают.

Положительное влияние новой игры на развитие детей отмечается всеми специалистами детского сада. Я, как логопед, считаю, что участие в работе пресс-центра позволяет успешно развивать у детей диалогическую и монологическую речь. Психолог отмечает, что в ходе игры преодолевается детская застенчивость, повышается самооценка, осознание собственной значимости. Воспитатели довольны тем, что дети увлечены новым для них видом деятельности и с удовольствием включаются в него

Презентацией стенгазеты и ее ежемесячным выпуском деятельность пресс-центра не завершается. Напротив, анализ выполнения первого проекта, а также параллельное накопление нового материала приводят к совместному решению начать новый творческий проект – создание журнала детского словотворчества «Слово на ладошке», в котором будут публиковаться сочиненные детьми произведения: сказки, рассказы, стихотворения, а также иллюстрации к ним.

«Слово на ладошке» – общесадовский журнал, по своему содержанию ориентированный на детскую аудиторию. Журнал интересен тем, что он «рукотворный», то есть состоит из написанных от руки страниц и детских рисунков. Чтобы преодолеть тенденцию выпуска журнала для избранного круга читателей, поскольку это издание существует в единственном экземпляре, пресс-центром было принято решение проводить в группах поочередно читательские конференции, на которых бы обсуждалось содержание и качество материалов. Это позволило привлечь большее количество детей и родителей к сотрудничеству, что, в свою очередь, открыло новые горизонты для работы пресс-центра.

Презентация результатов очередного проекта, а также анализ достигнутого позволил определить новые перспективы деятельности журналистов. Кроме того, возможности пресс-центра расширило привлечение к игре «Мы – журналисты» младших школьников, которые посещают наш детский сад. Это ученики 1–4 классов.

Поскольку накопляемый материал уже выходил за рамки словотворчества, а касался многих видов творческой деятельности, у участников возникла идея осуществления нового проекта – выпуск альманаха детского творчества «Я САМ».

Альманах представляет собой уже серьезное печатное издание, состоящее из множества рубрик, в которых помещается материал определенного жанра и тематики. Журналистами пресс-центра ведется подбор и анализ материала, выбор картинок-логотипов для каждой рубрики, участие в верстке статей. И все это осуществляется в процессе общения, взаимодействия, в ходе развития их коммуникативной компетенции. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В общении со сверстником ребенку в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь

Диалог, творчество, познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу нашего внимания, когда мы обращается к проблеме речевого развития ребенка в ходе режиссерской игры.

. И трудно определить ту грань, которая разделяет работу и игру. Здесь можно с уверенностью вести речь о многообразной совместной деятельности взрослых и детей, объединенной общим названием «Мы – журналисты».