Внеклассное мероприятие по технологии "Умники и умницы"

Разделы: Технология, Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цели внеклассного мероприятия:

Образовательные: закрепить знания, умения и навыки в игровой форме по спецпредметам, связанным со швейным производством, показать связь между ними.

Развивающие: расширить профессиональный кругозор, развить творческие способности.

Воспитательные: воспитать чувство ответственности и коллективизма, привить устойчивый интерес к избранной профессии и предметам спеццикла.

Материально-техническое оснащение: задания с вопросами, цветовая дорожка, ч асы, м едали «Умника», ц ветные карточки оранжевого цвета для всех участников игры.

Ход мероприятия

I. Организационный момент:

  • Приветствие ведущего.
  • Тематика вопросов.
  • Знакомство с жюри.

II. Игра:

  • Отбор трех участников-умников по наиболее положительным результатам ответов на вопросы и заработанным медалям «Умника».
  • Выбор цветовой дорожки отобранными участниками:
  • красной – безошибочные ответы из двух возможных;
    Б) желтой – ответы с одной ошибкой из трех возможных;
  • зеленой – ответы с двумя ошибками из четырех возможных.

3. Выбор победителя.

III Заключительная часть:

1. Определение победителей.

2. Подведение итогов.

Сценарий

Ведущий: Добрый день, дорогие умники и умницы! Я приветствую Вас на нашей интеллектуальной игре под одноименным названием «Умники и умницы». Сегодня мы будим говорить об одежде и о том, что связано с ней.

Владеть иглой – большое дело!

Не каждому дано одежду шить.

Для этого всего лишь нужно

Свою профессию любить.

Менялась мода, люди, шли года,

И в пыль стирались города.

Двадцатый век ворвался, словно заводной:

Одни профессии унес, иль заменил другой,

Но есть такие, что оставил.

Без них нельзя, и среди них – профессия портных.

Ты для себя ее открой,

Ты полюби ее и сердцем, и душой,

Она тебе отплатит тем же, ты поверь.

Она тебе в самом себе откроет дверь,

Ведущую к добру, гармонии и славе!

В течение всей истории существования человеческого общества люди создавали для себя одежду, и каж­дое последующее поколение вносило свой вклад в этот беспрерывный процесс. Причем процесс этот творчес кий, бесконечно разнообразен и доступен большинству людей. Любой может проявлять здесь фантазию, понимание прекрасного и мастерство. Во все века одежда служила не только для защи­ ты от непогоды. Очень важными были ее социальная и эстетическая функции. По костюму всегда можно было догадаться об общественном положении, дос­ татке и роде занятий его владельца. Благодаря одежде человек мог изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчер­ кнуть достоинства внешности [1].

Стремление выглядеть неповторимо вызывает у многих желание научиться шить. В настоящее время возросли требования не только к качеству исполнения одежды, но и к уровню мастерства исполнителя .

Вопросы игры позволят проверить Ваши знания по дисциплинам швейного производства (оборудование, материаловедение, технология, спецрисование, конструирование), а также наглядно показать применение различных знаний из курсов литературы, искусства, истории, математики.

Итак, я называю область знания, а вы, если решаетесь ответить, поднимаете оранжевую карточку. Отвечает тот, кто быстрее поднял цветную карточку. В случае правильного ответа участник получает медаль «Умник», если ответ неверен, то отвечает следующий участник из поднявших оранжевую карточку. В финал выходят трое участников, собравших наибольшее количество медалей.

Каждый из финалистов выбирает себе одну из цветовых дорожек. На дорожке красного цвета задается два вопроса, на которые необходимо дать два правильных ответа, при возможной ошибке участник выходит из игры. На желтой дорожке задается три вопроса, на которые необходимо дать не менее двух правильных ответов с одной ошибкой. На дорожке зеленого цвета задается четыре вопроса, на которые необходимо дать не менее двух правильных ответов с двумя ошибками.

Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и три варианта ответов. Вы должны выбрать правильный ответ, поднять оранжевую карточку и ответить.

Вопросы из области технологии:

1. Внимание, вопрос : Предлагаю вам узнать о каком шве эти стихи?

Вот обманщик, в самом деле,

Этот шов – краса модели,

С виду вроде бы пустяк.

Но без знания технологии

Его не выполнишь никак.

Ответы:

  • окантовочный
  • рельефный (+)
  • обтачной

2. Внимание, вопрос: Речь идет о швах.

А вот этот – посложнее.

Но его встречаешь часто

Как его нам обойти?

Воротник ли, борт ли, клапан –

Без него не обойтись.

Ответы:

  • окантовочный
  • рельефный
  • обтачной (+)

3) Внимание, вопрос: Снова швы

Ну а этот шов на платье,

Встретишь редко ты в пальто.

Очень чистый, очень прочный

Край получишь от него.

Ответы:

  • окантовочный (+)
  • рельефный
    3– обтачной

4) Внимание, вопрос: Графический рисунок какого машинного шва внешне напоминает соединительный бельевой двойной? Ответы:

1 – окантовочный

2 – рельефный

3 – обтачной (+) с отделочной строчкой

А теперь проверим знания по материаловедению, связанные с историей.

5) Внимание, вопрос: В Малайе он называется «планге» (пробел, пятно), в Индии – «бандана» (связывающий), в Японии – «тибари» (связывать узлом). О каком старинном способе отделки тканей идет речь? Ответы:

  • о способе раскрашивания ткани кисточкой
  • о «восковом батике»
  • об «узлистом батике» (+)

Суть этого старинного способа состояла в том, что ткань в определенных местах перевязывали лентой или веревкой и в таком виде красили. Перевязанные места не прокрашивались и на ткани получался своеобразный рисунок. Он применяется и сейчас.

6) Внимание, вопрос : Из какой ткани крестьянки Тамбовской губернии в
старину шили себе свадебные юбки? Ответы:

1 – шерсть (+)

2 – ситец

3 – лен

7) Внимание, вопрос : В 1749 году бывшим крепостным Григорием Бутримовым была создана мануфактура. Какую ткань она производила? Ответы:

  • ситец (+)
  • шерсть
    3 – лен

8) Внимание, вопрос: Всем известна способность головок репейника крепко цепляться за одежду, и уж конечно, знакомы «парашютики», летящие с одуванчика. Какое текстиль­ное волокно имеет общее свойство с этими полевыми растениями? Ответы:

1 – хлопок (+)

2 – лен

3 – пенька

Известно, что волокна хлопка нужны для распространения семян, как и «парашютики» одуванчика. Если хлопок вовремя не собрать, он разлетится, нанося ущерб фермерским хозяйствам, занимающимся выращиванием этих волокон.

Вопросы из области конструирования.

9) Внимание, вопрос : Какие швейные изделия не относятся к одежде? Ответы:

1 – нижнее белье
2 – столовое белье (+)
3 – сорочки

10) Внимание, вопрос : Какая наука изучает внешнюю форму человека? Ответы:

1 – антропология (+)

2 – археология

3 – экология

11) Внимание, вопрос : Что в преклонном возрасте свойственно фигуре человека? Ответы:

  • перегибистость
  • сутулость(+)
  • 3– старость

12) Внимание, вопрос: Премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли, которого считают изо­бретателем этой одежды, стал носить специальный костюм для курения. Поначалу это был шелковый халат с блестящим шалевым воротником [ 2 ] . Новинка понравилась и прижилась, но мода несколько поэкспериментировала с формой и тканями, и теперь эта одежда имеет название. Какое? Ответы:

  • френч
  • фрак
  • смокинг (+)

Действительно, «смокинг» в переводе с английского языка – курить.

 Вспомним спецрисование.

13) Внимание, вопрос : Что означает слово натюрморт? Ответы:

  • живая натура
  • мертвая натура (+), (франц.)
  • 3– рисунок

14) Внимание, вопрос : Как называется наиболее полное изображение с натуры? Ответы:

1– набросок

2 – зарисовка (+)

3 – эскиз

15) Внимание, вопрос: Какие из данных цветов относятся к ахроматическим? Ответы:

1 – белый (+)

2 – черный (+)

3 – красный

Белый и черный цвета – нейтральные, или ахроматические цвета. Результатом их смешения являются различные оттенки серого. Ахроматические цвета отличаются друг от друга по светлоте, т. е. степени отличия каждого от чистого белого, так как за единицу светлоты принят чисто белый цвет. Человеческий глаз способен различить до 30 ахроматических цветов [3].

16) Внимание, вопрос: Какие цвета являются основными в цветовом круге? Ответы:

1 – зеленый

2 – желтый (+)

3 – красный (+)

Желтый, красный, синий – основные цвета, они зрительно не имеют примесей других цветов. Зеленый является составным или производным, который получают при смешении основных цветов.

Давайте, друзья, выполним задания с использованием математических расчетов.

17) Известно, что диаметр машинной иглы d зависит от номера иглы N , причем, чем выше диаметр, тем прочнее игла. Определите: каков будет диаметр лезвия, если номер иглы N =120. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: 1,2 мм.

Лезвие иглы является основной несущей частью иглы. Диаметр лезвия определяет прочность иглы. Зависимость диаметра от номера иглы следующая d = N /100 [5]. Отсюда d =120/100=1,2 мм.

18) При определении расхода ниток на образование челночной строчки учитывают коэффициент уработки
Кур=1,2–1,7, который зависит от длины стежка, толщины стачиваемых материалов и степени натяжения ниток. Рассчитайте сколько потребуется ниток на образование строчки длиной L стр 20,0 см. при К ур=.1,5. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: 34,0–36,0 см.

Расход ниток составит L н =К ур* L стр. Отсюда L н =1,5*20,0=30,0 см. К полученному числу следует прибавить длину свободных концов челночной и игольной ниток не менее 4,0-6,0 см., необходимые для заправки машины.

19) При покупке ткани на жакет была сделана оговорка, что материал дает усадку в результате технологической обработки, которая составляет 2% по направлению нити основы. Какова будет ширина рамки ткани после декатировки, если приобрели 1,6 м. при ширине ткани 150,0 см. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: а*б = 156,8см*150,0см

1,6 м. – 160,0 см.

а = (100%–2%)*160,0 см / 100% = 156,8 см.

20) Рассчитайте длину петли для плоской и шарообразной пуговицы диаметром d пуг = 1,5 см. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: d петли = d пуг. + 0,2 см.=1,7 см. – для плоской пуговицы

d петли = d пуг. + 0,5 см.= 2,0 см – для шарообразной пуговицы

А сейчас подсчитаем результаты и выберем финалистов по наибольшему числу медалей.

Вопросы для финальной игры

Вас ждут вопросы из истории костюма.

Вопрос для первого финалиста : В 1834 году был издан Указ о женском придворном платье с национальными мотивами. Подобный наряд существовал при дворе до 1917 года. Однако уже в 30-е годы 19 века современники справедливо называли его «офранцуженным». Что представлял из себя этот костюм? Ответы:

1 – кафтан

  • сарафан (+)
  • рубаха

Вопрос для второго финалиста : 17 век Российской истории. Всем известно выражение «По Сеньке шапка». В 17 веке по шапке можно было узнать происхождение и достоинство человека. Каким образом отличались шапки знатных и посадских (простых) людей? Ответы:

  • по цвету
  • по высоте (+)
  • по форме

Вопрос для третьего финалиста : Кичка - старинный русский головной убор замужней женщины, который, в отличие, от девичьего «венца», полностью скрывал волосы. Орнаментация кички, ее цветовая гамма давали представление о возрасте женщины и ее месте рождения [2]. Так, жительницы Тамбовской губернии предпочитали темно-красный и черный цвет, Орловской - ярко-красный, зеленый и желтые цвета. Обычно их украшали вышивкой с добавлением блесток и бисера. На Севере кички украшали жемчугом, камнями и рубленым перламутром, такие кички стоили необычайно дорого. В 19 веке цена отдельных экземпляров достигала ... Сколько? Ответы:

1 – 150 рублей

  • 300 рублей ассигнациями (+)
  • 450 рублей

Вопросы из области литературы.

Вопрос для первого финалиста : Часто на полях своих рукописей А. С. Пушкин изображал женский головной убор, надетый на прелестную головку. Изображения какого головного убора украшает многие рукописи поэта? Ответы:

  • шляпка с широкими полями
  • шляпка-кибитка
  • шелковый чепец (+)

Вопрос для второго финалиста : Все элементы традиционный одежды имеют в своей основе простейшие геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг. С одной стороны это свидетельствует о древности происхождения кроя старинного русского костюма. А с другой – делает одежду практически безразмерной, идеально приспособленной для передачи из поколения в поколение. Какой элемент кроя делал рубаху безразмерной? Ответы:

  • прямая пройма
  • широкий рукав
  • ластовица (+)

Ластовица – четырехугольные вставки подмышки рубахи, сшитой по принципу народной одежды.

Вопрос для третьего финалиста : В русской пословице говорится: «Семя на племя, а нить на ткань». Про что это? Ответы:

1 – подсолнечник
2 – лен (+)
3 – конопля

Вопросы, посвященные истории мужской одежды.

Вопрос для второго финалиста : Какому виду отделки принадлежат названия: кольчастое, коленастое, решетчатое, плетеное, петельчатое, цепковое? Ответы:

1 – вышивке

  • кружевам (+)
  • пуговицам

Вопрос для третьего финалиста: Как называется жакет прямого покроя с длинным рукавом и без воротника? Ответы:

1 – мандарин (+)
2 – апельсин
3 – банан

Такой вид одежды носили китайские вельможи, которых звали мандаринами.

Вопрос, посвященный искусству.

Вопрос для третьего финалиста : Для какого вида промысла художники использовали только пять цветов: синий, зеленый, коричневый? Ответы:

  • гжель (+)
  • хохлома
  • 3– палех

Итак, вот победители игры. Мы поздравляем их и награждаем дипломами (первой, второй и третьей степени) и сладкими призами.

В заключение хочется процитировать одного из философов. Однажды у Аристотеля спросили:

  • Как же преуспеть ученикам?
  • Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади, - быстро ответил тот и, конечно же, был прав.

Двигайтесь вперед, ребята!

Библиографический список

1. Рослякова Т. А. Дамский пиджак и пальто. Конструирование. Моделирование. Технология пошива. Серия «Учебный курс».– Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2000. – 416 с.

2. Плаксина Э. Б. История костюма. Стили и направления: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов; Под ред. Э. Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с., цв. ил.; ил.

3. Беляева С. Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.: ил., цв. вкл.

4. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

5. Ермаков А. С. Оборудование швейных предприятий: Учебное пособие для среднего профессионального образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.