Цели урока.
Образовательные: учить изображать особенности зимнего времени года (выбор техники, средства выражения); учить творчески включаться в наблюдение примет времён года (первый снег); учить владеть гуашевыми красками и работать в технике аппликации; повторить, как изображать дерево сразу кистью; формировать умения составлять композицию.
Развивающие: закрепить знания о пейзаже, о линии горизонта, перспективе; совершенствовать навык изображения деревьев
Воспитательные: учить эмоционально откликаться на явления осенней и зимней природы; учить проявлять творческий интерес к обсуждению собственной работы и работ товарищей.
Материалы: белая бумага (альбомный лист), кисть, чёрная гуашь, клей-карандаш, силуэты деревьев; цветная бумага (холодных оттенков) – 1 лист, гуашь (чёрная, белая, зелёная, коричневая), кисть, баночка для воды, тряпочка.
Зрительный ряд:
Репродукции картин: А.Пластов «Первый снег», И.Грабарь «Сентябрьский снег», «Зимний пейзаж». Иллюстрации, фотографии с изображением зимнего пейзажа;
Образы
(рис.1) Бабы-Яги и (рис.2) Старичка-Лесовичка ;
Белые листы бумаги (2 шт.) для иллюстрации изображения линий горизонта (высокой и низкой);
Листы (3 шт.) с линиями горизонта и деревьями («от Кикиморы»);
Листы (3 шт.), где неправильно нарисованы деревья (от Лешего).
Литературный ряд: Стихи А.С. Пушкина.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Октябрь» (цикл «Времена года»)
Содержание урока
Учитель.Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл Старичок-Лесовичок, который живёт далеко-далеко в лесу.
Он пришёл рассказать вам о чудном явлении природы – первом снеге, пригласить в зимний сказочный лес и помочь нарисовать зимний пейзаж.
– а что такое «первый снег»? Когда он выпадает, в какое время года?
Дети.В конце осени, в октябре-ноябре.
Учитель.Известный русский поэт А.С.Пушкин писал:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
– Почему поэт, увидев осень такой, сказал «Скучная пора»? Вы согласны с ним?
Дети. В это время на улице слякоть, грязь не охота идти на улицу. Грустно.
Учитель. Но осень тоже бывает разной. Совсем недавно стояли тёплые ясные дни, « в багрец и золото одетые леса» радовали нас многообразием красок и оттенков.
И вот под мелодию ветра закружилась листва, скрылось солнышко, небо стало серым и туманным, набежали тяжёлые свинцовые тучи. Всё стало серым, грустным, всё чаще и чаще накрапывает холодный дождь.
И скучно, и грустно, и неуютно, и холодно. И вот однажды утром, проснувшись и выглянув в окно, вы вдруг увидели, что произошло чудо…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
И природа преобразилась…
…Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
…весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звёздами падая на брег.
Первый снег.
Чистый, пушистый, нежный и весёлый.
Первый снег – предвестник зимы.
Художник А. Пластов передал это состояние, удивление и радость одновременно, в картине «Первый снег».
Лесовичок: И дети радуются, и мы, лесные жители.
Учитель. Чуткий и внимательный художник успел заметить интересные сочетания цвета, когда ещё не вся земля покрылась белым ковром… (Грабарь «Сентябрьский снег»). Цвет неопавшей листвы , белизна снега, серо-голубое небо, виднеющаяся кое-где листва, сухая трава и чёрные силуэты деревьев.
Но уже слышны приближающиеся шаги зимы.
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
И первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
– Ребята, и я, и Старичок-Лесовичок, хотим пригласить вас в лес!
…Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня.
Там много тайн…
– Что, что? Старичок-Лесовичок говорит, что Баба-Яга заколдовала лес, что мы не сможем проити, не выполнив задания.
Старичок-Лесовичок. Чтобы оказаться там, вам нужно выполнить задание – нарисовать зимний пейзаж (картину «Первый снег»).
Учитель. Ребята, мы не сможем проехать, пока не ответим на вопрос и не выполним задание.
Вопрос: «Что такое пейзаж?» (Это картина природы).
– С чего начинают рисовать пейзаж? Какую первую линию проводят? (Линию горизонта).
Учитель. Линия горизонта бывает высокой и низкой. Она не обязательно должна быть прямой.
(показывает изображение линий горизонта.
(рис.3) Больше неба, меньше земли. (рис.4) Больше земли, меньше неба .
А потом изображаем деревья.
Ребята, Старичок-Лесовичок готов помочь вам и приготовил всё для выполнения задания.
Задание 1. У вас на партах белые листы бумаги и силуэты деревьев. Чёрной краской нужно провести линию горизонта и составить композицию из деревьев.
1а – проводят линию горизонта. Лист оживится, если на нём вырастут деревья.
Деревья – это главные жители леса.
– Как их правильно расположить (там есть большие и маленьнкие)?
Дети. Деревья, находящиеся ближе, располагаются внизу листа, они больше по размеру, а те, которые дальше – повыше, и конечно, меньше по размеру. (Учитель демонстрирует)
Учитель. Передаём пространство, основываясь на правилах перспективы. Какие-то деревья можно спрятать, чтобы они частично выглядывали из-за деревьев первого плана.
Баба-Яга. Лесные Кикиморы и Лешие нарисовали для вас пейзажи.
Учитель. Давайте посмотрим. (Достаёт из конверта рисунки – графические, чёрные на белом фоне).
(рис.5) 1. (рис. 6) 2 (рис.7) 3.
Учитель. Ребята, всё правильно они нарисовали?
Дети. Нет!
Учитель. Найдите ошибки.
Дети. 1) Дерево «подпрыгнуло» над горизонтом. На переднем и дальнем плане деревья одинакового размера.
2) Все деревья на одной линии, и только на линии, и только на линии горизонта. Линия горизонта прямая.
3) слишком маленькие, одинаковые; расположены на одной стороне, поэтому композиция перевешивает.
Учитель. Хотели они нам помешать, но вы же знаете, как правильно составить композицию.
Задание 1б: составить композицию. (Деревья приклеивают клеящим карандашом к листам белой бумаги с проведённой ранее линией горизонта). Работы вывешивать на доске.
Баба-Яга. Ну, что, справились? Да только вы не сможете сами нарисовать деревья. Это задание самое сложное, вам его не выполнить! Вот Ле6шие прислали вам свои рисунки. Учитесь, как надо рисовать!
Учитель. Давайте посмотрим (Достаёт из конверта рисунки)
(рис.8)
Дети. Смеются.
Баба-Яга. Что смешного?
Учитель. Они правильно нарисовали?
Дети. Нет! (Называют ошибки). Деревья не бывают такой формы.
Старичок-Лесовичок. Правильно, ребята! Дерево – живое. Оно растёт, тянется вверх, к небу, к солнышку тянет свои ветви-ручки.
Учитель. Вспомните, как рисовать дерево. (Демонстрирует:
- чёрной краской – ствол, ветви, снизу вверх, нажим – ветка тоньше, поднимаем кисть – тоньше;
- ель, сосна – добавляем зелёной краски, можно ствол – коричневый;
- берёза – ствол белый, потом ветви, точки чёрным цветом.)
Учитель. Теперь вы готовы выполнить самое главное задание.
Основой (фоном) будет лист цветной бумаги холодных оттенков (голубой, синий, фиолетовый).
Чтобы Баба-Яга нам больше не помешала, нас не запугала, давайте вспомним, с чего начнём работу (ещё раз повторим):
- линия горизонта,
- деревья;
- сугробы, снег, падающие снежинки.
Краски – чёрная, белая (развести в крышках).
Можно добавлять зелёную, коричневую, жёлтую.
Задание 2.
Учитель. Можете приступить к выполнению задания.
А.С.Пушкин, чьи стихи сегодня звучали на уроке, очень любил такое время года, осень, наступление холодов.
…И с каждой осенью я расцветаю вновь
Здоровью моему полезен русский холод.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
У поэта – бумага и перо. У вас – бумага, кисти, краски. Желаю вам удачи.
Настроение природы можно передать и в музыке. Пусть мелодия композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Октябрь») поможет вам создать желаемый образ, передать настроение в картине.
(Дети выполняют работу. Звучит музыка. Готовые работы вывешиваются на доске).
Учитель. (подводит итог)
Ребята, а вы видите, что мы уже оказались в зимнем лесу! Как чудесно! Как красиво!
Вы справились! Молодцы!
(рис.9)
Домашнее задание:
Продолжим знакомство с лесными жителями на следующем уроке.
Задание:
1). Подумайте, каких зверей можно встретить в этом лесу зимой?
2). Принести иллюстрации, рисунки с изображением животных.
3). Принести стихотворения про зверей.
Спасибо, до свидания!
Материалы к уроку:
А.А.Пластов (1893 – 1972): «Я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю». (о картине «Первый снег»)
Для своей картины «Первый снег» Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки сыплются с серо-синего неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены. Девочка, которая рядом с братишкой стоит на запорошенном снегом крыльце, тоже в белом. Нежная, как снежинка. Братишка в тёплой куртке и шапке-ушанке. А девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок. Ей зябко, но уходить не хочется: уж очень красив падающий снег! По двору важно разгуливает ворона. Крупная, серая, с чёрными крыльями птица на свежевыпавшем снегу – словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил художник эту «кляксу» нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белее.
По Н. Надеждиной
К картине «Сентябрь снег» И.Э.Грабаря (1871 – 1960).
Иногда первый снег выпадает очень рано, даже в сентябре, и это необычное природное явление заинтересовало художника.