Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
Оборудование: на доске плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой); «Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее цветы, мысли, славные воспоминания о себе легка и приятна была бы твоя жизнь» (М. Горький); словари русского языка, книги и рисунки.
Ход классного часа
Классный руководитель: Ребята, сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.
Ученик:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
(дети говорят то, что они думают о доброте)
Классный руководитель: Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, то такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка»: «Доброта отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»
А что значит, по-вашему, добрый человек?
Ученик: Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.
Классный руководитель: Откроем тот же словарь, читаем: «Добрый относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь; отзывчивый»
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)
- «Доброе слово лечит, злое калечит»
- «Злой не верит, что есть добрый»
- «Добрая слава лежит, а худая бежит»
- «Доброго чтут, а злого жалуют»
- Добрые вести прибавят чести.
Классный руководитель: А теперь проведем небольшое соревнование. Какие «волшебные слова» вы знаете? Напишите как можно больше этих слов.
(проводится соревнование)
Классный руководитель: Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»
Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других»
Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)
- «Доброта лучше красоты» (Г.Гейне)
- «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес)
- «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо)
- «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир)
- «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)
- «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер)
- «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин)
Классный руководитель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец-несчастлив.
Ученик: И.С. Тургенев писал: «Себялюбие-самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево»
Классный руководитель: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.
Каким делает человека доброта?
Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.
Классный руководитель: Какой человек может быть добрым?
Ученик: Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
Классный руководитель: Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
Ученик: Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.
Классный руководитель: А что гласит о доброте народная мудрость?
Ученики: (ответы учащихся о доброте)
- Доброта без разума пуста.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Делай другим добро будешь сам без беды.
- Доброе дело питает и душу и тело.
- Добрый человек в добре живет век.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
- Добрые умирают да дела их живут.
- Красота до вечера, а доброта навеки.
- Доброе братство лучше богатства.
- Живи добрее, будешь всем милее.
Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, чего на земле больше-добра или зла?
Ученики: Добра!
Классный руководитель: Давайте это проверим при помощи старинных весов. На одну чашу весов будем класть «зло», а на другую-ваши добрые дела.
Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь. А добро будем собирать «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.
Ученики: (учащиеся рассказывают о своих добрых делах, и силуэты птиц, кошек, собак и др. кладут на чашу весов)
Классный руководитель: Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце .Вот видите, мы победили зло. Как можно победить зло?
Ученики: Добрыми делами.
Классный руководитель: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближнем.
Будьте добрым человеком!
Поступать по законам доброты это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!