Классный час для учащихся 5-х классов на тему: "От добрых слов - к добрым делам"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях, развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.

Оборудование: на доске плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой); «Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь» (М. Горький); словари русского языка, книги и рисунки.

Ход классного часа

Классный руководитель: Ребята, сегодня мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.

Ученик:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

(дети говорят то, что они думают о доброте)

Классный руководитель: Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, то такое доброта. А более точно посмотрим в «Словаре русского языка»: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

А что значит, по-вашему, добрый человек?

Ученик: Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.

Классный руководитель: Откроем тот же словарь, читаем: «Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь; отзывчивый»

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)

  • «Доброе слово лечит, злое калечит»
  • «Злой не верит, что есть добрый»
  • «Добрая слава лежит, а худая бежит»
  • «Доброго чтут, а злого жалуют»
  • Добрые вести прибавят чести.

Классный руководитель: А теперь проведем небольшое соревнование. Какие «волшебные слова» вы знаете? Напишите как можно больше этих слов.

(проводится соревнование)

Классный руководитель: Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других»

Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других»

Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)

  • «Доброта лучше красоты» (Г.Гейне)
  • «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес)
  • «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо)
  • «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир)
  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)
  • «Знания должны увеличиваться с добротой» (Фазиль Искандер)
  • «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин)

Классный руководитель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец-несчастлив.

Ученик: И.С. Тургенев писал: «Себялюбие-самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево»

Классный руководитель: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.

Каким делает человека доброта?

Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.

Классный руководитель: Какой человек может быть добрым?

Ученик: Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

Классный руководитель: Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

Ученик: Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.

Классный руководитель: А что гласит о доброте народная мудрость?

Ученики: (ответы учащихся о доброте)

  • Доброта без разума пуста.
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  • Делай другим добро – будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • Добрые умирают да дела их живут.
  • Красота до вечера, а доброта навеки.
  • Доброе братство лучше богатства.
  • Живи добрее, будешь всем милее.

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, чего на земле больше-добра или зла?

Ученики: Добра!

Классный руководитель: Давайте это проверим при помощи старинных весов. На одну чашу весов будем класть «зло», а на другую-ваши добрые дела.

Зло- это зависть, жадность, грубость, лень, ложь. А добро будем собирать «по капелькам». Это ваши добрые дела, которые вы уже успели совершить.

Ученики: (учащиеся рассказывают о своих добрых делах, и силуэты птиц, кошек, собак и др. кладут на чашу весов)

Классный руководитель: Не зря говорят, что про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, я рада, что у вас огромное, доброе сердце .Вот видите, мы победили зло. Как можно победить зло?

Ученики: Добрыми делами.

Классный руководитель: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.

Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.

Защищайте девочек, маленьких детей.

Не допускайте грубости.

Старайтесь во всем помочь ближнем.

Будьте добрым человеком!

Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!