Программа "Воспитание культуры толерантности учащихся 7-х классов"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Актуальность проблемы. Цели и задачи программы

Весьма актуальной для современного сознания, особенно российского, представляется мысль французского философа Тейяра де Шардена: «Контакт есть понимание различий». Любое общество, а общество переходного периода в особенности, находится под постоянной угрозой возникновения и обострения макро- и микроконфликтов, возникающих чаще всего на этнической, религиозной, социальной почве. Умение предотвращать и разрешать эти конфликты ненасильственными способами связано с воспитанием в человеке терпимости (толерантности).

Толерантность – терпение к чужим мнениям и верованиям; способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения; положительное отношение к таким отличиям; умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность – уважение, принятое и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений.

Толерантность – это определённая установка сознания, которая объективируется деятельности и общении граждан.

Организация объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) рассматривает терпимость в качестве правовой потребности современного общества и декларирует принципы терпимости, знать которые и жить по которым полезно всем – и взрослым, и детям.

Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов, активизации международного терроризма, напряжённости в человеческих отношениях, поэтому, воспитывая детей, учителя должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В жизни мы нередко разными способами (и в семье, и в школе) делаем наших воспитанников лишь простыми исполнителями придуманных взрослыми для ребят и за ребят поручений, планов, сценариев, мероприятий. В результате оказывается живучим потребительско-эгоистическое отношение к жизни, к разным её областям, ценностям.

Современные деловые отношения, деловое общение, общение учителя с учащимися, общение в семье невозможны без опоры на принцип толерантности, который выступает основополагающим звеном современной цивилизации, общественной и личной культуры. Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся 7-х классов» должна помочь педагогам осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения.

Цель программы – формирование личности, имеющей нравственные идеалы, исполненной достоинства и уважения к другим людям, проявляющей толерантность в различных предметных сферах, жизненных ситуациях.

Задачи:

– создать оптимальные благоприятные условия для раскрытия и развития личности воспитанников;

– сплотить и продолжить развивать единый коллектив и гуманистический характер внутриклассных отношений;

– совершенствовать и расширять формы, приёмы и методы системообразующей воспитательной деятельности;

– совершенствовать систему организации внеурочной жизнедеятельности воспитанников;

– прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды;

– помочь школьникам быть понятыми и признанными.

Программа может быть реализована при помощи следующих форм:

1. Участие в общешкольных мероприятиях.

2. Чтение и обсуждение книг.

3. Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.

4. Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.

5. Посещение музеев, театров, выставок.

6. Беседы, классные часы.

7. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).

8. Различные акции.

9. Родительские собрания.

Участвуя в дружеском общении со взрослыми как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, посещений музеев, выставок, просмотров кинофильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и тактичность.

Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной личности.

Организация воспитывающей деятельности

Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся. Принцип толерантности должен творчески применяться прежде всего во взаимоотношениях учителя и ученика. Важную роль играет и семейное воспитание.

Чтобы воспитание было успешным, надо:

1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов:

– диалогичности;

– эмпатического понимания;

– доверия к возможностям ребёнка;

– безоценочного отношения к ребёнку как суверенной личности;

– конгруэнтного самовыражения (открытости для ребёнка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).

2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.

3. Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.

4. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.

5. Создавать условия для воспитательной среды, которая должна быть:

– мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям, а также современным требованиям общества);

– вариативной;

– коллективной (характер развития задаётся уровнем группы, в которую личность интегрирована);

– гомогенной для данного ученика.

6. Сочетать активную деятельность детей и подростков, организуемой воспитателями, с активной деятельностью, организуемой самими воспитанниками («педагогика разумной опеки»).

Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения:

– бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях);

– педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства);

– религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры, уважение к чужим религиозным убеждениям);

– этническая толерантность (уважительное, терпимое отношение к людям другой национальности);

– музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем, кому нравится другая музыка);

– спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам);

– культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других).

Аспекты толерантности

Формы реализации

1.

 

 

 

Правовой

Классные часы: «О правах человека», «Свобода и ответственность»; общешкольное мероприятие «Ваши права и обязанности, дети!»; общешкольная линейка в День защиты прав человека «Каждый должен знать свои права».

2.

Нравственный

Классные часы: «Трудности человеческого выбора»; «Будьте добрыми и человечными!»; «От улыбки станет всем светлей»; правовая игра «Суд над безнравственностью»; психологическая игра «Как научиться прощать?»; конкурс агитбригад «Я в ответе…»

3.

Семейный

Общешкольные праздники: День семейного общения («Взаимная любовь, взаимные обязанности»); праздник, посвящённый Дню Матери «Милая мама моя»; игра-путешествие на поезде «Мы» для учащихся и их родителей; экспресс-выставка творческих работ учащихся для родителей.

4.

Коммуникативный

а) межнациональное общение

Общешкольный концерт «Все флаги в гости будут к нам…», посвящённый Международному дню терпимости; новогодний праздник «Как празднуют Новый год в разных странах»; классный час «Мой друг другой веры»; ток-шоу «Я – ученик многонациональной школы»; концерт учащихся «Наш многонациональный Урал».

б) межличностное общение

(я и ты)

Классные часы: «На чём основано взаимопонимание?», «Умение слушать и слышать другого. Я и ты», «Сотрудничество и сотворчество»; диспут «Что такое понимание?»; сочинение «Письмо моему сверстнику на Украину (во Францию, Африку и т.п.)»; общешкольная акция помощи детям из детского дома «От сердца к сердцу»; фотоконкурс «Я и мой друг».

в) межличностное

общение

(я и мы).

Классные часы «Мы все такие разные», «Этические нормы коллектива», «Что такое сотрудничество?»; «Уважение? Терпимость? Бесконфликтность?»; клуб интересных встреч «Встреча с семьёй одноклассника», «Встреча с ветеранами войны»; классные праздники «День рождения одноклассника»; деловая игра «Дебаты» на тему «Терпимость к людям необходима в современном обществе»; фотоконкурс «Мы все такие разные»; акция–озеленение школьного двора; создание совместного проекта «Мы разные, но мы вместе».

5.

Спортивный

 

Малые олимпийские игры «Я, ты, он, она»; Дни здоровья; весёлые старты «Папа, мама, я…».

Программа «Воспитание культуры толерантности учащихся 7-х классов» помогает педагогу научить детей следующему:

1. Считаться с другими, адекватно (равно, тождественно, вполне соответственно) реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в отношении к другим людям.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность чужой собственности.

8. Ценить свою и чужую жизнь.

9. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

10. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных.

Возможные функциональные обязанности классного руководителя:

1. Организует годовое и четвертное планирование и анализ воспитательного процесса.

2. Совместно с социальным педагогом, психологами, заместителями директора по праву и воспитательной работе разрабатывает план работы с родителями.

3. Организует жизнедеятельность детского коллектива.

4. Работает с активом класса, организует коллективное творчество.

5. Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения.

6. Осуществляет сотрудничество с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач.

Календарно – тематическое планирование мероприятий

Школьный год можно построить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость, воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

1.

2.

 

3.

 

4.

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 

Классный час «Мы все такие разные».

Классный час «О правах человека».

 

Родительское собрание «Воспитание нравственности».

Общешкольное мероприятие «Ваши права и обязанности, дети!»

 

 

Посещение театра юного зрителя «Сотворившая чудо» и сочинение по спектаклю.

Срез воспитанности с целью определения уровня сформированности отношения ребёнка к себе и к другим людям.

С

 

Е

 

Н

 

Т

 

Я

 

Б

 

Р

 

Ь

Классный руководитель.

Классный руководитель, совет старшеклассников.

Классный руководитель, завуч по праву.

Совет старшеклассников, классные руководители, завуч по воспитательной работе.

Родители, классный руководитель, учитель литературы.

Психологи из центра «Семья и школа».

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

Классный час «Свобода и ответственность».

 

Классный час «Этические нормы коллектива».

 

Общешкольный праздник – День семейного общения («Взаимная любовь, взаимные обязанности»).

 

Просмотр художественного фильма «Чучело» с последующим обсуждением.

 

 

Клуб интересных встреч «Встреча с семьёй одноклассника».

 

О

 

К

 

Т

 

Я

 

Б

 

Р

 

Ь

Классный руководитель, совет класса.

Классный руководитель, совет класса.

Совет старшеклассников, классные руководители, завуч по воспитательной работе.

Заведующий мультимедийным кабинетом, классный руководитель.

Родители, классный руководитель.

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

4.

 

5.

 

6.

Классный час «На чём основано взаимопонимание?»

Классный час «Умение слушать и слышать другого. Я и ты».

Общешкольный концерт «Все флаги в гости будут к нам…», посвящённый Международному дню терпимости.

 

Посещение театра юного зрителя «Маленький лорд Фаунтлерой».

Общешкольный праздник, посвящённый Дню Матери «Милая мама моя».

Родительское собрание «Воспитывать доброту».

 

 

Н

 

О

 

Я

 

Б

 

Р

 

Ь

 

Классный руководитель, психолог.

Классный руководитель, родители.

Совет старшеклассников, классные руководители, завуч по воспитательной работе.

Родители, классный руководитель.

Классные руководители, активы классов.

Завуч по воспитательной работе, классные руководители, лидерский совет.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

Классный час – диспут «Что такое сотрудничество? Я и мы».

Общешкольная линейка в День защиты прав человека «Каждый должен знать свои права».

Новогодний праздник «Как празднуют Новый год в разных странах».

Просмотр художественного фильма «Гарри Поттер и философский камень» с последующим обсуждением.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Классный руководитель, совет класса.

Администрация школы.

 

Лидерский совет, совет класса.

Зав мультимедийным кабинетом, классный руководитель.

1.

 

2.

 

3.

 

 

4.

 

5.

Классный час «Сотрудничество и сотворчество».

Классный час – диспут «Что такое понимание?»

Просмотр и обсуждение художественного фильма «Доживём до понедельника».

 

Классный праздник «День рождения одноклассника».

Малые олимпийские игры «Я, ты, он, она».

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

Классный руководитель, совет класса.

Совет класса, редколлегия.

Зав мультимедийным кабинетом, классный руководитель.

Родители, совет класса, классный руководитель.

Учителя физкультуры, совет старшеклассников.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

Классный час «Уважение? Терпимость? Бесконфликтность?».

Посещение музея воздушно-десантных войск к Дню Защитника Отечества.

Сочинение «Письмо моему сверстнику на Украину (во Францию, Африку и т.п.)».

Выпуск стенгазеты «Скажем войне нет».

 

Родительское собрание «Правила доверия».

 

 

Тестирование и анкетирование с целью коррекции воспитания и развития.

 

Ф

Е

 

В

 

Р

 

А

 

Л

 

Ь

Классный руководитель, совет класса.

Родители, классный руководитель.

Учитель литературы, классный руководитель.

Классная редколлегия, совет класса.

Классный руководитель, психологи центра «Семья и школа».

Психологи из центра «Семья и школа», классный руководитель.

1.

 

2.

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

Классный час «Трудности человеческого выбора».

Классный час «Мой друг другой веры».

Правовая игра «Суд над безнравственностью».

 

Посещение театра музыкальной комедии «Оливер Твист» и сочинение по спектаклю.

 

Общешкольная акция помощи детям из детского дома «От сердца к сердцу».

Ток-шоу «Я – ученик многонациональной школы».

 

М

 

 

А

 

 

Р

 

 

Т

Классный руководитель.

 

Классный руководитель.

Классный руководитель, зам. директора по праву.

Классный руководитель, родители, учитель литературы.

Совет старшеклассников, лидерский совет.

Инициативная группа старшеклассников и педагогов.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Классный час «Будьте добрыми и человечными!»

Фотоконкурс «Я и мой друг».

 

Клуб интересных встреч «Встреча с семьёй одноклассника».

Психологическая игра «Как научиться прощать?»

День открытых дверей:

– экспресс-выставка творческих работ учащихся;

– игра-путешествие на поезде «Мы» для учащихся 5–8-х классов и их родителей;

– весёлые старты «Папа, мама, я…»;

– деловая игра «Дебаты» на тему «Терпимость к людям необходима в современном обществе»;

– концерт учащихся «Наш многонациональный Урал».

Родительское собрание «Взрослый и ребёнок. Как сохранить доверие?»

 

 

 

А

 

 

П

 

 

Р

 

 

Е

 

 

Л

 

 

Ь

 

Классный руководитель.

 

Редколлегия, совет класса.

Родители, классный руководитель.

Психологи центра «Семья и школа».

Администрация школы, классные руководители, инициативная группа старшеклассников, родители.

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель, психологи центра «Семья и школа».

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

Классный час «От улыбки станет всем светлей».

Клуб интересных встреч «Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны».

 

Общешкольный фотоконкурс «Мы все такие разные».

 

Конкурс агитбригад «Я в ответе…»

 

Акция – озеленение школьного двора «Посадим дерево дружбы».

 

Создание совместного проекта «Мы разные, но мы вместе» (Цель – подвести итоги годичной работы (что получилось, чему научились, над чем предстоит работать) и спланировать совместную работу на следующий учебный год).

Итоговое тестирование с целью определения уровня культуры толерантности.

 

 

 

 

М

 

 

 

А

 

 

 

Й

 

Классный руководитель.

 

Родители, классный руководитель, завуч по воспитательной работе.

Школьная редколлегия, совет старшеклассников, лидерский совет.

Администрация школы, классные руководители.

Биологи, родители, совет старшеклассников.

 

Родители, учителя-предметники, классный руководитель, творческие группы класса.

 

Психологи центра "Семья и школа", классный руководитель.