Цель: Пробудить интерес к родной природе, к старинным напевам, вовлечь детей в активную творческую деятельность.
Задачи:
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- работать над исполнительскими навыками: выразительное, эмоциональное пение игровых песен, импровизация простейших интонаций;
- формировать в сознании учащихся чувства гордости и любви к Родине, поддерживать интерес к творческой деятельности.
Музыкальный репертуар: плясовая “Посмотрите, как у нас-то в мастерской”, закличка “Ой, кулики, жаворонушки”, песня-игра “У дядюшки Трифона”.
Наглядный материал: карточки для освоения звуков по системе относительной сольмизации, предметы, украшенные Городецкой росписью.
Методы работы: рассказ, беседа, использование системы относительной сольмизации.
Методическое обоснование занятия.
На данном занятии дети знакомятся с новой темой. Однако музыкальный материал используется как новый, так и ранее разученный детьми на других занятиях. В игровых песнях используется ритмопластика, что способствует развитию творческой активности, эмоциональному исполнению детей. Для более эффективного развития певческих навыков детей используются элементы относительной сольмизации. Для более осознанного усвоения детьми народного промысла (Городецкой росписи) детям предлагается рассмотреть разрисованных птиц, где в рисунке использованы элементы Городецкой росписи.
Ход занятия
Организационный момент.
(Пение с показом руки звуков по системе относительной сольмизации).
Музыкальный руководитель: Здравст – вуй – те! (поёт)
зо ви ё
Дети повторяют приветствие.
М.р.: Послушайте и отгадайте загадку:
С последним сугробом проснулась она,
И первой траве улыбнулась…
Дети: Весна.
М.р.:Дети, а что происходит с природой весной?
Д: Тает снег, прилетают птицы, на деревьях набухают почки.
М.р.: А вы видели на снегу проталинки, что это такое?
Д: Это небольшие участки земли, на которых уже растаял снег.
М.р.: А вы знаете, что раньше в народе первый весенний месяц, март, называли красивыми названиями: “протальник”, “предвесенье”.
Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Выросло, повыросло, из бороды повылезло,
Солнышко стало – ничего ни стало.
Д: Сосулька.
М.р.: А вы слышали, как звенит весенняя капель? Попробуйте изобразить голосом (дети импровизируют голосом).
М.р.: Сегодня мы с вами узнаем, как русский народ в старину встречал весну. А для этого я предлагаю вам отправится в путешествие в старинный город Городец. Там мы узнаем много интересного про народных мастеров, а поможет нам в путешествии весёлая плясовая, которая всем вам знакома. (Дети вспоминают плясовую “Посмотрите как у нас-то в мастерской”)
М.р: При исполнении песни покажите, как работаете топориком (плотно сложить ладошки и “рубить”), молоточком (можно легко стучать кулачками об ладошку), пилой (“попилить” ребром одной ладони по другой). Потом изобразите, как складывать инструменты, а затем, выполните плясовые движения. Исполнять нужно задорно, легко, с настроением. (Дети поют лёгким звуком, без напряжения и крика)
Посмотрите, как у нас-то в мастерской!
Там работнички трудятся день-деньской…
Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам колотить,
А пилами-то пилят, пилят, пилят –
Во все стороны опилочки летят…
Время плотничкам работушку кончать,
И пойдут они вприсядочку плясать…
Ай люли, ай люли, люли, люли,
Ай люли, ай люли, люли, люли…
(Девочки вприсядку не пляшут)
М.р.: Молодцы! Волшебница Музыка помогла нам очутиться в чудесном городе Городец (Педагог обращает внимание детей на различные предметы, украшенные Городецкой росписью). Посмотрите, какие красивые предметы нас окружают. Они изготовлены народными умельцами. Доброй славой пользовались в народе хорошие мастера. Про мастеров, которые никакой работы не боялись, говорили “мастер на все руки”.
Вы знаете, что в начале марта мы ждём прилёта весенних птиц. В эти дни всегда не только закликали, зазывали весну, но и обязательно пекли из теста булочки в форме птичек. Уж чего только не выдумывали хозяйки: и “пёрышки” в тесте нарезали для “крылышек”, и “головку” делали, завязав петелькой тоненькую “колбаску” из теста… И не только из теста пекли красивых птиц, но и вещи украшали сказочными птицами в Городце. Городецкие мастера создавали различные игрушки, сувениры с яркой декоративной росписью.
М.р.: Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Обратите внимание, какими яркими сказочными птицами украшены вещи в Городце.
А хотите, ребята, мы с вами позовём весенних птиц так, как их закликали в давние времена? (Дети слушают закличку)
М.р.: Одонушки – это такие “горы” снопов, оставленные на зиму в полях. (Разучивание заклички по системе относительной сольмизации)
А сейчас ещё раз внимательно прослушайте закличку и постарайтесь сложить звуковую последовательность из карточек. (Педагог медленно пропевает закличку, показывая знаками каждый звук)
М.р.: Молодцы! Послушайте, как я прохлопаю ритм этой заклички (дети слушают). Теперь прохлопаем все вместе, чётко проговаривая текст:
Ой ку – ли – ки! жа – во – ро – нуш – ки! 1 2 1 2 1 1 2 1 1 (хлопки)
М.р.: А теперь постараемся спеть закличку, показывая звуки с помощью ручных знаков. Обратите внимание на ваши карточки, они вам помогут правильно спеть. (Пение заклички)
Д: Ой ку – ли – ки! жа – во – ро – нуш – ки! и т.д. Зо ра зо ви зо зо ра зо ви (ручные знаки)
М.р.: А сейчас споём без ручных знаков, выразительно, напевно, как бы позовём птиц, чтобы они к нам прилетели. (Дети исполняют закличку)
М.р.: Мы сегодня на занятии с вами узнали, какие трудолюбивые люди, великие мастера жили в старинном городе Городце. Но в старину не только любили много работать, но и веселиться. Давайте и мы с вами вспомним весёлую песню-игру “У дядюшки Трифона…”.
Описание игры. Выберем ведущего. Пока будет звучать песня, он придумывает позу, в которой все должны замереть. Когда прозвучат слова: “Разом делали вот так!”, ведущий показывает (приседает, поднимает руки, выполняет наклон). Все должны быстро повторить. Кто не успеет или сделает ошибку, выбывает из игры. Победитель становится ведущим.
Постарайтесь петь выразительно, чётко проговаривая все слова, сначала можно петь медленно, а потом – всё быстрее.
Дети (поют):
У дядюшки Трифона
Было семеро детей.
Семеро, семеро,
Семеро сыновей.
Они пили, они ели,
Друг на друга все глядели…
(Громко и чётко говорят)
Разом делали ВОТ ТАК!
(Игра повторяется ещё 1 – 2 раза)
М.р.: Молодцы! Урок наш подходит к концу, но сначала скажите, как называется город, с которым мы сегодня познакомились?
Д: Городец.
М.р.: А что интересного и необычного было в этом городе?
Д: В нём жили мастера росписи по дереву.
М.р.: Что ещё нового и занимательного вы узнали на уроке?
Д: Узнали старинные названия месяца марта, выучили новую закличку, поиграли в забавную игру.
М.р.: Ребята, представьте что вы тоже Городецкие умельцы и попробуйте дома нарисовать своих весенних птиц, используя знакомые вам элементы Городецкой росписи. И родители пусть вам тоже помогут.
М.р.: Я думаю, вам понравилось наше путешествие. А сейчас нам пора прощаться.
Поём:
До | сви – | да – | ни – | я |
1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
ви | зо | ра | зо | ви |