(Средний дошкольный возраст)
Цели.
- познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека;
- закрепить знания о воздухе, его свойствах;
- закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром, развивать у детей наблюдательность, внимание, совершенствовать навыки техники дыхания, активизировать речевую деятельность, воспитывать культуру общения.
Материал.
- емкости с водой, стаканчики, бумажные кораблики;
- воздушные шары, апельсин, лук, чеснок; игрушка Би-ба-бо Буратино, картинки с изображением воздушного транспорта, парусных судов, стихийных бедствий.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок. Слышите? Может, мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки?
Дети выполняют физкультминутку.
Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише – тише, Деревцо все выше – выше.
Воспитатель. Посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и что-то принес. Влетает воздушный шар.
Воспитатель: Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?
Дети. Потому что в нем спрятался воздух.
Воспитатель. Интересно, кто это нам его отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?
Дети называют: Винни Пух, Гуси-лебеди, орлы перенесли доктора Айболита, ласточка перенесла Дюймовочку, Змей Горыныч, Эльфы, ковер-самолет, Лягушка-путешественница летала благодаря уткам, Баба-Яга, Конек-горбунок....
Раздается стук в дверь, воспитатель приносит игрушку Буратино.
Буратино. Привет, друзья, а это я – узнали, верно, вы меня? (Обращает внимание на воздушный шар) Ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет! Где вы его взяли?
Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он прилетел.
Буратино. А я, кажется, догадываюсь! Это мой друг Винни – Пух потерял, когда шел на день рождения к ослику ИА.
(Достает из кармана). Он мне тоже подарил шарик, но он почему-то не летает, как ваш. Интересно, почему? (Обращается к детям)
Дети. Потому что, один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Буратино. А как надо заполнять воздухом? Где его взять? Он вкусный как варенье или конфеты?
Дети называют свойства воздуха: не имеет цвета, прозрачный, без запаха, легкий, легче воды.
Буратино (плачет). Где же мне взять его, у меня его нет.
Дети. Воздух есть в каждом человеке, потому что мы дышим воздухом, воздух есть вокруг нас.
Буратино. А как же узнать, что он есть везде?
Воспитатель. Наши дети сейчас тебе покажут опыт.
(Дети доказывают наличие воздуха.)
Воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчик. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Затем воспитатель предлагает ребятам провести еще один опыт — снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха.
Буратино. Все равно, я не знаю, как заполнить шарик воздухом.
Дети. Нужно просто дуть (показывают)
Буратино надувает свой шарик. Воспитатель помогает Буратино завязать шарик и все играют в шарик.
Буратино тяжело дышит ртом и начинает кашлять.
Буратино. Ой, наверное, заболел, что-то я кашлять начал.
Дети. Ты кашляешь, потому что неправильно дышишь. Нужно вдыхать воздух носом, а выдыхать – ртом.
Буратино. Какая разница? Дыши, как хочешь.
Дети объясняют Буратино строение носа, значение ресничек, задерживающих пыль и микробы.
Воспитатель. Втяните воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосках, имеющихся в носу.
Буратино, а еще наши ребятки ежедневно выполняют дыхательную гимнастику, чтобы не болеть.
1.) “Дыхание”. Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.
И.п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (четыре-шесть раз).
2.) “Дыхание”. Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.
И. п. - о.с.
1 - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу на 4 секунды;
2 - плавный выдох через нос (два раза).
3.) “Вырасти большой”.
Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.
И.п. - о.с.
1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук “у-х-х”
(четыре - пять раз).
Буратино. Теперь я буду дышать правильно. А ведь нос нам нужен не только для дыхания. А для чего еще? Кто знает? (ответы детей) Чтобы убедиться в этом поиграем в игру “Узнай по запаху”. Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы угадайте по запаху, что это. Ну что? Не удалось? А почему? (Нос был закрыт.) А теперь уберите руку от носа и вдохните. Чувствуете? (игра повторяется 2-3 раза: апельсин, лук, чеснок)
Буратино (делает вывод): Оказывается, запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их можем чувствовать, когда вдыхаем этот воздух.
Буратино. Ребята, когда я к вам летел, встретил своего приятеля, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку – узнаете, кто он.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер)
Точно, это он. Мы любим с ним шалить! А что такое ветер?
Воспитатель. Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?..
Буратино. А растения как дышат? У них ведь носа нет.
Воспитатель. У растений на листиках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый и свежий воздух? Правильно, проветривать помещение.
А что ветер умеет делать? Может ли ветер навредить человеку? А как ветер помогает нам?
Воспитатель показывает картинки с изображением парусных кораблей во время шторма, объясняя, что сильные ветра могут быть очень опасны, и спрашивает детей, почему. Дети отвечают, что сильный ветер может все сломать, порвать, унести. После этого воспитатель рассказывает о том, какие разрушения могут приносить сильные ветры и ураганы. Однако в большинстве случаев воздух очень полезен для людей. Его используют в ветряных мельницах и электростанциях, ветер помогает передвигаться кораблям, самолетам, парашютам. Воздухом надувают спасательные круги, подушки, целые плоты.
Буратино. А хотите на несколько минут стать ветром? Тогда идите ко мне (подзывает детей к столу с “морем”, дуют на воду). Что получается (волны)? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Теперь опустите на воду парусные кораблики. Дуйте на паруса. Что происходит? (кораблик плывет). Так и большие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?
Покажите, как на вашем море разыгралась буря. Ого! Здорово мы пошалили! А теперь мне пора возвращаться домой. А чтобы вы меня не забывали, чаще в гости приглашали, дарю вам воздушные шарики.
Конспект интегрированного занятия для средней логопедической группы “Как Зайчик друзей нашел”
Задачи.
- Формировать умение определять признаки в предмете.
- Вызывать интерес к природе. Побуждать к слушанию незнакомой сказки. Развивать наблюдательность.
- Развивать умение последовательно рассматривать предмет. Познакомить с повадками зайца.
- Дать представление о сезонных изменениях в жизни зайцев.
- Закрепить умение складывать полоски пополам.
- Закрепить умение различать большие и маленькие предметы.
Демонстрационный материал: березовый пень, зайка — мягкая игрушка в чудесном мешочке, морковь, картинка с изображением новогодней елки, маска лисы, угощение для детей.
Материал для работы: по три полоски 1x10 см (для детей), по три полоски 1х19см и 1х27см (для взрослых) из плотной бумаги белого цвета, вата, клей, лопатка для клея, карандаш, бумажная салфетка.
Ход занятия
Перед началом занятия дети рассаживаются на ковре полукругом. В нескольких метрах от них расставлены столы с материалом для ручного труда.
I. Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в детском саду гости. (На занятие приглашены родители детей.) Они привезли нам из леса вот этот красивый мешочек. Чтобы его открыть, надо разгадать загадку:
Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки,
Бежит что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка: Кто же это?.. (Зайка)
(Достает зайку из чудесного мешочка.)
Посмотрите, ребята, какая нарядная у зайки шубка. Какого она цвета? (Белая, как снег.) Летом у зайки была серая шубка. В ней было удобно прятаться в тени под кустами. А когда выпал снег, зайка надел белую шубку, чтобы можно было спрятаться от лисы в снегу. Когда лиса гонится за зайцем, он старается запутать свои следы. Прыгнет зайка на пенек, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок лежит на пенечке. Долго бегает лиса по заячьим следам, а найти его не может. Устанет лиса и уйдет в лес.
Ребятки, а вы можете спрятаться от лисы, как зайчик? Сейчас проверим.
П. Подвижная игра “Лиса и зайцы”.
Зайцы прыгают на лужайке.
Лиса проснулась. Зайцы присели на корточки, спрятались.
Зайцы убегают от лисы.
Заяц. Хорошо вам от лисы прятаться. А как же мне быть? В нашем лесу после сильного урагана снега мало стало, да и тот стал серым. А на нем мою белую шубку лиса сразу найдет и съест меня (плачет).
Воспитатель. Не плачь, заинька. Хочешь конфетку?
Заяц. Нет. Зайцы не едят конфетки.
Воспитатель. А что едят зайцы?
Дети. Капусту, морковку.
Воспитатель. Не плачь, заинька. Мы тебе поможем. Мы научим тебя делать снежинки.
Заяц. Снежинки – это хорошо. Вот только мне все равно грустно. После урагана из нашего леса все зайцы ушли, я один остался.
Воспитатель. И это поправимо. Мы сейчас попросим наших гостей смастерить зайчат, и у тебя появятся новые друзья.
Дети садятся за столы.
III. Воспитатель. Смотри, зайка, внимательно и запоминай. Но для начала мы разомнем наши пальчики: сделаем гимнастику.
Каждое утро вы приходите в детский сад и здороваетесь со взрослыми и детьми, наши пальчики тоже хотят поздороваться друг с другом.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я братишке
Тоже рад.
Привет!(большие пальцы рук постукивают друг друга – “здороваются”)
(указательные пальцы тоже “здороваются”)
(средние пальцы “здороваются”)
(безымянные пальцы “здороваются”)
(мизинцы касаются друг друга).
Воспитатель. Наши вежливые пальчики поздоровались друг с другом, а еще они хотят стать ловкими.
Дети выполняют еще одну пальчиковую гимнастику.
Зайчик
В лес решил пойти,
Заблудился – нет пути.
Плачет мама, плачет папа:
- Где нам заиньку найти?
Тут сорока прилетела
И помочь им захотела:
- Ваш зайчишка весь дрожит,
Он под кустиком сидит.
- Спасибо, сорока!
- Спасибо, белобока!(указательный и средний пальцы – “ушки”)
(растопыренные пальцы рук скрещены)
(большой палец и мизинец другой руки касаются друг друга)
(“ушки” на правой руке, затем - на левой)
(ладони обеих рук разведены – “растерялись”)(большие пальцы сцеплены, ладони – “крылья”)
(“ушки” быстро сгибаются)
(растопыренные пальцы рук скрещены)
(поклон “ушками” одной руки)
(поклон “ушками” другой руки).
Воспитатель. Молодцы, ребятки!
А теперь приступим к работе.
Сначала надо сложить все полоски пополам, чтобы найти серединку. Серединку пометим карандашом, чтобы она не потерялась при склеивании. Сначала склеим усы, как у котика, из двух полосок. Посередине наклеим еще одну полоску. Вот тебе, заинька, снежинки.
Заяц. Какие холодные, даже лапки замерзли.
Воспитатель. Не беда, лапки мы погреем.
Физкультминутка “Зайка беленький сидит”.
Воспитатель. Уважаемые гости, а вы умеете мастерить зайчат при помощи “волшебных полосок”? Нет? Тогда слушайте сказку и выполняйте все за мной, а вы, детки, помогайте своим родителям.
Жили-были два крестика: большой и маленький. Однажды они поссорились. Отвернулись крестики друг от друга, сели спинка к спинке и сердито надули щеки. Вот так. Долго они дулись друг на друга и, в конце концов, превратились в два круглых шарика. Увидел это дождик и заплакал. Уронил он две слезинки-капельки. Упали капли на маленький шарик и превратились в ушки. Вот и зайчик: длинные уши, короткий...
Дети. Хвост!
Воспитатель. А хвост мы сделаем из кусочка ваты. Скатаем ватный шарик и приклеим его к туловищу. Зайчонок готов.
Заяц благодарит детей за снежинки и за новых друзей.
Воспитатель. Скажи, Зайчик, а в какие игры обычно ты играешь со своими друзьями?
Заяц. Мы, зайчата, любим играть в “салки” да в “чехарду”.
Воспитатель. А хоровод вы водили вокруг новогодней елки?
Заяц. А что это такое – Новый год и новогодняя елка? У нас в лесу все елки одинаковые: зеленые и колючие, а новогодней елки я не встречал.
Воспитатель. А мы сейчас у ребят спросим.
Дети рассказывают о Новогоднем празднике и его главном атрибуте – новогодней елке.
Воспитатель. А чтобы Зайчик запомнил, чем украшают новогоднюю елку, мы поиграем в игру “Что висит на елке?”
Воспитатель объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите “да”, а если не вешают, вы говорите "нет". И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить "да", а где "нет":
яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...
Заяц. Я все понял. Обязательно в лесу с друзьями-зайчатами нарядим самую красивую елочку, и будем водить хоровод вокруг нее. Спасибо вам, ребятки, за помощь, что бы я без вас делал. За ваше старание вот вам гостинец. До свидания!