Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


(Средний дошкольный возраст)

Цели.

  • познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека;
  • закрепить знания о воздухе, его свойствах;
  • закладывать в детях первоначальные элементы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром, развивать у детей наблюдательность, внимание, совершенствовать навыки техники дыхания, активизировать речевую деятельность, воспитывать культуру общения.

Материал.

  • емкости с водой, стаканчики, бумажные кораблики;
  • воздушные шары, апельсин, лук, чеснок; игрушка Би-ба-бо Буратино, картинки с изображением воздушного транспорта, парусных судов, стихийных бедствий.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) А я слышу шелест и представляю, как по нашей группе летает легкий свежий ветерок. Слышите? Может, мы с вами превратимся в деревца и представим, что ветерок колышет наши веточки?

Дети выполняют физкультминутку.

Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише – тише, Деревцо все выше – выше.

Воспитатель. Посмотрите, ветерок побывал у нас в группе и что-то принес. Влетает воздушный шар.

Воспитатель: Кто это к нам прилетел? А почему он называется воздушным?

Дети. Потому что в нем спрятался воздух.

Воспитатель. Интересно, кто это нам его отправил? Наверное, какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?

Дети называют: Винни Пух, Гуси-лебеди, орлы перенесли доктора Айболита, ласточка перенесла Дюймовочку, Змей Горыныч, Эльфы, ковер-самолет, Лягушка-путешественница летала благодаря уткам, Баба-Яга, Конек-горбунок....

Раздается стук в дверь, воспитатель приносит игрушку Буратино.

Буратино. Привет, друзья, а это я – узнали, верно, вы меня? (Обращает внимание на воздушный шар) Ой, какой красивый шарик, мой любимый цвет! Где вы его взяли?

Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда он прилетел.

Буратино. А я, кажется, догадываюсь! Это мой друг Винни – Пух потерял, когда шел на день рождения к ослику ИА.

(Достает из кармана). Он мне тоже подарил шарик, но он почему-то не летает, как ваш. Интересно, почему? (Обращается к детям)

Дети. Потому что, один шарик заполнен воздухом, а другой нет.

Буратино. А как надо заполнять воздухом? Где его взять? Он вкусный как варенье или конфеты?

Дети называют свойства воздуха: не имеет цвета, прозрачный, без запаха, легкий, легче воды.

Буратино (плачет). Где же мне взять его, у меня его нет.

Дети. Воздух есть в каждом человеке, потому что мы дышим воздухом, воздух есть вокруг нас.

Буратино. А как же узнать, что он есть везде?

Воспитатель. Наши дети сейчас тебе покажут опыт.

(Дети доказывают наличие воздуха.)

Воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчик. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Затем воспитатель предлагает ребятам провести еще один опыт — снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха.

Буратино. Все равно, я не знаю, как заполнить шарик воздухом.

Дети. Нужно просто дуть (показывают)

Буратино надувает свой шарик. Воспитатель помогает Буратино завязать шарик и все играют в шарик.

Буратино тяжело дышит ртом и начинает кашлять.

Буратино. Ой, наверное, заболел, что-то я кашлять начал.

Дети. Ты кашляешь, потому что неправильно дышишь. Нужно вдыхать воздух носом, а выдыхать – ртом.

Буратино. Какая разница? Дыши, как хочешь.

Дети объясняют Буратино строение носа, значение ресничек, задерживающих пыль и микробы.

Воспитатель. Втяните воздух носом. Он проходит через дырочки внутрь нас и по пути согревается поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает, но и очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосках, имеющихся в носу.

Буратино, а еще наши ребятки ежедневно выполняют дыхательную гимнастику, чтобы не болеть.

1.) “Дыхание”. Подыши одной ноздрей, и придет к тебе покой.

И.п. - стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихий, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх (четыре-шесть раз).

2.) “Дыхание”. Тихо-тихо мы подышим, сердце мы свое услышим.

И. п. - о.с.

1 - медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу на 4 секунды;

2 - плавный выдох через нос (два раза).

3.) “Вырасти большой”.

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

И.п. - о.с.

1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук “у-х-х”

(четыре - пять раз).

Приложение 1.

Буратино. Теперь я буду дышать правильно. А ведь нос нам нужен не только для дыхания. А для чего еще? Кто знает? (ответы детей) Чтобы убедиться в этом поиграем в игру “Узнай по запаху”. Закройте глаза, зажмите руками нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы угадайте по запаху, что это. Ну что? Не удалось? А почему? (Нос был закрыт.) А теперь уберите руку от носа и вдохните. Чувствуете? (игра повторяется 2-3 раза: апельсин, лук, чеснок)

Буратино (делает вывод): Оказывается, запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их можем чувствовать, когда вдыхаем этот воздух.

Буратино. Ребята, когда я к вам летел, встретил своего приятеля, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку – узнаете, кто он.

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. (Ветер)

Точно, это он. Мы любим с ним шалить! А что такое ветер?

Воспитатель. Ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?..

Буратино. А растения как дышат? У них ведь носа нет.

Воспитатель. У растений на листиках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый и свежий воздух? Правильно, проветривать помещение.

А что ветер умеет делать? Может ли ветер навредить человеку? А как ветер помогает нам?

Воспитатель показывает картинки с изображением парусных кораблей во время шторма, объясняя, что сильные ветра могут быть очень опасны, и спрашивает детей, почему. Дети отвечают, что сильный ветер может все сломать, порвать, унести. После этого воспитатель рассказывает о том, какие разрушения могут приносить сильные ветры и ураганы. Однако в большинстве случаев воздух очень полезен для людей. Его используют в ветряных мельницах и электростанциях, ветер помогает передвигаться кораблям, самолетам, парашютам. Воздухом надувают спасательные круги, подушки, целые плоты.

Буратино. А хотите на несколько минут стать ветром? Тогда идите ко мне (подзывает детей к столу с “морем”, дуют на воду). Что получается (волны)? Чем сильнее дуть, тем больше волны. Теперь опустите на воду парусные кораблики. Дуйте на паруса. Что происходит? (кораблик плывет). Так и большие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если ветра нет? А если ветер очень сильный?

Покажите, как на вашем море разыгралась буря. Ого! Здорово мы пошалили! А теперь мне пора возвращаться домой. А чтобы вы меня не забывали, чаще в гости приглашали, дарю вам воздушные шарики.

Приложение 2.

Конспект интегрированного занятия для средней логопедической группы “Как Зайчик друзей нашел”

Задачи.

  1. Формировать умение определять признаки в предмете.
  2. Вызывать интерес к природе. Побуждать к слушанию незнакомой сказки. Развивать наблюдательность.
  3. Развивать умение последовательно рассматривать предмет. Познакомить с повадками зайца.
  4. Дать представление о сезонных изменениях в жизни зайцев.
  5. Закрепить умение складывать полоски пополам.
  6. Закрепить умение различать большие и маленькие предметы.

Демонстрационный материал: березовый пень, зайка — мягкая игрушка в чудесном мешочке, морковь, картинка с изображением новогодней елки, маска лисы, угощение для детей.

Материал для работы: по три полоски 1x10 см (для детей), по три полоски 1х19см и 1х27см (для взрослых) из плотной бумаги белого цвета, вата, клей, лопатка для клея, карандаш, бумажная салфетка.

Ход занятия

Перед началом занятия дети рассаживаются на ковре полукругом. В нескольких метрах от них расставлены столы с материалом для ручного труда.

I. Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в детском саду гости. (На занятие приглашены родители детей.) Они привезли нам из леса вот этот красивый мешочек. Чтобы его открыть, надо разгадать загадку:

Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки,

Бежит что есть духу, Хвост короче уха. Живо угадай-ка: Кто же это?.. (Зайка)

(Достает зайку из чудесного мешочка.)

Посмотрите, ребята, какая нарядная у зайки шубка. Какого она цвета? (Белая, как снег.) Летом у зайки была серая шубка. В ней было удобно прятаться в тени под кустами. А когда выпал снег, зайка надел белую шубку, чтобы можно было спрятаться от лисы в снегу. Когда лиса гонится за зайцем, он старается запутать свои следы. Прыгнет зайка на пенек, прижмет ушки, закроет глазки и сидит тихонечко, словно белый снежок лежит на пенечке. Долго бегает лиса по заячьим следам, а найти его не может. Устанет лиса и уйдет в лес.

Ребятки, а вы можете спрятаться от лисы, как зайчик? Сейчас проверим.

П. Подвижная игра “Лиса и зайцы”.

Зайцы прыгают на лужайке.

Лиса проснулась. Зайцы присели на корточки, спрятались.

Зайцы убегают от лисы.

Заяц. Хорошо вам от лисы прятаться. А как же мне быть? В нашем лесу после сильного урагана снега мало стало, да и тот стал серым. А на нем мою белую шубку лиса сразу найдет и съест меня (плачет).

Воспитатель. Не плачь, заинька. Хочешь конфетку?

Заяц. Нет. Зайцы не едят конфетки.

Воспитатель. А что едят зайцы?

Дети. Капусту, морковку.

Воспитатель. Не плачь, заинька. Мы тебе поможем. Мы научим тебя делать снежинки.

Заяц. Снежинки – это хорошо. Вот только мне все равно грустно. После урагана из нашего леса все зайцы ушли, я один остался.

Воспитатель. И это поправимо. Мы сейчас попросим наших гостей смастерить зайчат, и у тебя появятся новые друзья.

Дети садятся за столы.

III. Воспитатель. Смотри, зайка, внимательно и запоминай. Но для начала мы разомнем наши пальчики: сделаем гимнастику.

Каждое утро вы приходите в детский сад и здороваетесь со взрослыми и детьми, наши пальчики тоже хотят поздороваться друг с другом.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я братишке
Тоже рад.
Привет!
(большие пальцы рук постукивают друг друга – “здороваются”)
(указательные пальцы тоже “здороваются”)
(средние пальцы “здороваются”)
(безымянные пальцы “здороваются”)
(мизинцы касаются друг друга).

Воспитатель. Наши вежливые пальчики поздоровались друг с другом, а еще они хотят стать ловкими.

Дети выполняют еще одну пальчиковую гимнастику.

Зайчик
В лес решил пойти,
Заблудился – нет пути.
Плачет мама, плачет папа:
- Где нам заиньку найти?
Тут сорока прилетела
И помочь им захотела:
- Ваш зайчишка весь дрожит,
Он под кустиком сидит.
- Спасибо, сорока!
- Спасибо, белобока!
(указательный и средний пальцы – “ушки”)
(растопыренные пальцы рук скрещены)
(большой палец и мизинец другой руки касаются друг друга)
(“ушки” на правой руке, затем - на левой)
(ладони обеих рук разведены – “растерялись”)

(большие пальцы сцеплены, ладони – “крылья”)
(“ушки” быстро сгибаются)
(растопыренные пальцы рук скрещены)
(поклон “ушками” одной руки)
(поклон “ушками” другой руки).

Воспитатель. Молодцы, ребятки!

А теперь приступим к работе.

Сначала надо сложить все полоски пополам, чтобы найти серединку. Серединку пометим карандашом, чтобы она не потерялась при склеивании. Сначала склеим усы, как у котика, из двух полосок. Посередине наклеим еще одну полоску. Вот тебе, заинька, снежинки.

Заяц. Какие холодные, даже лапки замерзли.

Воспитатель. Не беда, лапки мы погреем.

Физкультминутка “Зайка беленький сидит”.

Воспитатель. Уважаемые гости, а вы умеете мастерить зайчат при помощи “волшебных полосок”? Нет? Тогда слушайте сказку и выполняйте все за мной, а вы, детки, помогайте своим родителям.

Жили-были два крестика: большой и маленький. Однажды они поссорились. Отвернулись крестики друг от друга, сели спинка к спинке и сердито надули щеки. Вот так. Долго они дулись друг на друга и, в конце концов, превратились в два круглых шарика. Увидел это дождик и заплакал. Уронил он две слезинки-капельки. Упали капли на маленький шарик и превратились в ушки. Вот и зайчик: длинные уши, короткий...

Дети. Хвост!

Воспитатель. А хвост мы сделаем из кусочка ваты. Скатаем ватный шарик и приклеим его к туловищу. Зайчонок готов.

Приложение 3. Приложение 4.

Заяц благодарит детей за снежинки и за новых друзей.

Воспитатель. Скажи, Зайчик, а в какие игры обычно ты играешь со своими друзьями?

Заяц. Мы, зайчата, любим играть в “салки” да в “чехарду”.

Воспитатель. А хоровод вы водили вокруг новогодней елки?

Заяц. А что это такое – Новый год и новогодняя елка? У нас в лесу все елки одинаковые: зеленые и колючие, а новогодней елки я не встречал.

Воспитатель. А мы сейчас у ребят спросим.

Дети рассказывают о Новогоднем празднике и его главном атрибуте – новогодней елке.

Воспитатель. А чтобы Зайчик запомнил, чем украшают новогоднюю елку, мы поиграем в игру “Что висит на елке?”

Воспитатель объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите “да”, а если не вешают, вы говорите "нет". И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить "да", а где "нет":

яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...

Заяц. Я все понял. Обязательно в лесу с друзьями-зайчатами нарядим самую красивую елочку, и будем водить хоровод вокруг нее. Спасибо вам, ребятки, за помощь, что бы я без вас делал. За ваше старание вот вам гостинец. До свидания!