Форма урока – путешествие в сказочную страну Лодырантию.
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать знания по теме Деление натуральных чисел.
2. Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование:
1. Карта маршрута в страну Лодырантию, модель самолёта.
2. Компьютер, проектор, экран.
3. Раздаточный материал – наборы карточек для индивидуальной игры “Математическое лото”.
4. Настенные учебные таблицы для 5 класса по теме Деление натуральных чисел.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
- самопроверка домашней задачи осуществляется с помощью компьютера и экрана;
- ассистенты учителя докладывают о выполнении учащимися домашнего задания;
- фронтальная работа - разбор вопросов к домашней задаче.
- устный счёт:
Ребята! К нам в школу поступила телеграмма из далёкой страны Лодырантии. Там живут лодыри, которые не умеют считать и всегда для вычислений пользуются компьютерами. Но случилась беда – все их компьютеры поразил вирус. Теперь лодыри не могут решить ни одного примера. Они просят нас о помощи. Давайте срочно отправимся в страну Лодырантию, чтобы исправить ошибки, допущенные компьютерами лодырей, и научим их считать. Летим самолётом! Дружно поднимаемся по трапу самолёта. Здесь 5 ступенек.
Вычисления производятся со ссылкой на свойства частного.
3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости полученных знаний и умений.
1) Ребята! Почему мы решили лететь самолётом? На этот вопрос вы ответите, когда решите следующую задачу.
За 11 часов поезд прошёл 924 км, а самолёт за 5 часов пролетел 4200 км. Во сколько раз скорость самолёта больше скорости поезда? На сколько скорость поезда меньше скорости самолёта?
Ученик у доски выполняет краткую запись и решение по действиям, остальные учащиеся работают в тетрадях. Ответ: скорость самолёта в 10 раз больше скорости поезда.
Вот почему мы выбрали этот вид транспорта!
2) Наш маршрут в страну Лодырантию (см. по карте) лежит через океан уравнений. Чтобы его преодолеть без происшествий, мы должны выполнить следующее задание.
Решить уравнение.
5у + 7у = 132;
42х – 28х + 180 = 600;
5243 : а = 49.
Уравнения решаются с комментарием.
3) Преодолели океан уравнений! Вот и страна Лодырантия! Посмотрим, какие ошибки допустил компьютер несчастных лодырей.
Найти ошибку и исправить её.
- 23300 : 33 = 7100 верное равенство. (Учитель задаёт вопрос как проверить деление; учащиеся проверяют верность равенства умножением и делают вывод).
- 0 : 100 =100;
- 999 : 1 = 1;
- 560 : 560 = 0;
- 81 : 0 = 0;
- 1 : 1 + 0 : 37 + 375 : 1 = ___.
В ходе выполнения этого задания учащиеся делают ссылки на изученные правила и свойства, обращаются к настенной учебной таблице.
4) Ура! Мы помогли ребятам из страны Лодырантии и научили их считать. Они больше не будут лениться. Вы рады? Даже хочется танцевать! Включим музыку и потанцуем! (Учитель включает магнитофон, ведущий под музыку проводит физкультминутку в виде танца).
4. Самостоятельная работа.
Прилетели домой. Надо отдохнуть, спокойно поиграть. Выполняется дифференцированная самостоятельная работа в форме игры “Математическое лото”.
5. Проверка умения учащихся применять знания в изменённых нестандартных условиях.
Задание №1.Составить и решить уравнение.
- число 10 разделили на число х, уменьшенное на 1, получилось 5.
10 : (х – 1) = 5;
- число 15 разделили на число х, увеличенное на 2. От результата вычли 1, получилось 2.
15 : (х + 2) – 1 = 2.
Задание №2. Найдите делимое, если
- делитель 123, неполное частное 69 и остаток 29;
- неполное частное 143. делитель 87 и остаток 0.
Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
7. Устное задание. Угадайте корень уравнения х : 7 = х : 9. (0).