Разработка урока математики в 5-м классе по теме: "Деление натуральных чисел"

Разделы: Математика


Форма урока – путешествие в сказочную страну Лодырантию.

Цели урока:

1.Обобщить и систематизировать знания по теме Деление натуральных чисел.

2. Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование:

1. Карта маршрута в страну Лодырантию, модель самолёта.

2. Компьютер, проектор, экран.

3. Раздаточный материал – наборы карточек для индивидуальной игры “Математическое лото”.

4. Настенные учебные таблицы для 5 класса по теме Деление натуральных чисел.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

- самопроверка домашней задачи осуществляется с помощью компьютера и экрана;

- ассистенты учителя докладывают о выполнении учащимися домашнего задания;

- фронтальная работа - разбор вопросов к домашней задаче.

- устный счёт:

Ребята! К нам в школу поступила телеграмма из далёкой страны Лодырантии. Там живут лодыри, которые не умеют считать и всегда для вычислений пользуются компьютерами. Но случилась беда – все их компьютеры поразил вирус. Теперь лодыри не могут решить ни одного примера. Они просят нас о помощи. Давайте срочно отправимся в страну Лодырантию, чтобы исправить ошибки, допущенные компьютерами лодырей, и научим их считать. Летим самолётом! Дружно поднимаемся по трапу самолёта. Здесь 5 ступенек.

Вычисления производятся со ссылкой на свойства частного.

3. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости полученных знаний и умений.

1) Ребята! Почему мы решили лететь самолётом? На этот вопрос вы ответите, когда решите следующую задачу.

За 11 часов поезд прошёл 924 км, а самолёт за 5 часов пролетел 4200 км. Во сколько раз скорость самолёта больше скорости поезда? На сколько скорость поезда меньше скорости самолёта?

Ученик у доски выполняет краткую запись и решение по действиям, остальные учащиеся работают в тетрадях. Ответ: скорость самолёта в 10 раз больше скорости поезда.

Вот почему мы выбрали этот вид транспорта!

2) Наш маршрут в страну Лодырантию (см. по карте) лежит через океан уравнений. Чтобы его преодолеть без происшествий, мы должны выполнить следующее задание.

Решить уравнение.

5у + 7у = 132;

42х – 28х + 180 = 600;

5243 : а = 49.

Уравнения решаются с комментарием.

3) Преодолели океан уравнений! Вот и страна Лодырантия! Посмотрим, какие ошибки допустил компьютер несчастных лодырей.

Найти ошибку и исправить её.

  1. 23300 : 33 = 7100 верное равенство. (Учитель задаёт вопрос как проверить деление; учащиеся проверяют верность равенства умножением и делают вывод).
  2. 0 : 100 =100;
  3. 999 : 1 = 1;
  4. 560 : 560 = 0;
  5. 81 : 0 = 0;
  6. 1 : 1 + 0 : 37 + 375 : 1 = ___.

В ходе выполнения этого задания учащиеся делают ссылки на изученные правила и свойства, обращаются к настенной учебной таблице.

4) Ура! Мы помогли ребятам из страны Лодырантии и научили их считать. Они больше не будут лениться. Вы рады? Даже хочется танцевать! Включим музыку и потанцуем! (Учитель включает магнитофон, ведущий под музыку проводит физкультминутку в виде танца).

4. Самостоятельная работа.

Прилетели домой. Надо отдохнуть, спокойно поиграть. Выполняется дифференцированная самостоятельная работа в форме игры “Математическое лото”.

5. Проверка умения учащихся применять знания в изменённых нестандартных условиях.

Задание №1.Составить и решить уравнение.

- число 10 разделили на число х, уменьшенное на 1, получилось 5.

10 : (х – 1) = 5;

- число 15 разделили на число х, увеличенное на 2. От результата вычли 1, получилось 2.

15 : (х + 2) – 1 = 2.

Задание №2. Найдите делимое, если

- делитель 123, неполное частное 69 и остаток 29;

- неполное частное 143. делитель 87 и остаток 0.

Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

7. Устное задание. Угадайте корень уравнения х : 7 = х : 9. (0).