Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения тог, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромное значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять.
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования.
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Ценность тематических занятий в концепции Карла Орфа заключается в том, что они
- являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
- дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
- развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
- учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им;
- бережно относиться к партнёру во время занятий;
- угадывать намерения друг друга, сотрудничать.
Предлагаю вашему вниманию занятие, составленное по принципам Карла Орфа.
Тема: Зимние узоры
Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа для детей старшего дошкольного возраста.
В данной тематической подборке моделей представлены знакомые детям формы музицирования, которые доставят им удовольствие от радости игры, возможности фантазировать и использовать уже имеющиеся навыки.
Цели:
- развивать звуковую фантазию;
- слуховое воображение, развивать способность к импровизации;
- развивать способности концентрировать внимание;
- развивать сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе.
Пособие и материалы:
- набор шумовых инструментов, колокольчики двух видов, металлофоны. треугольник, рубель;
- бумажные снежинки, небольшие мешочки с крахмалом, стаканчики
- фонограммы, сюрприз-угощение.
Ход занятия
Начинаю занятие со стихотворения
Поселилась Зимушка
В ледяной избушке.
Во дворе у Зимушки –
Зимние игрушки.Здесь и санки, и коньки,
И пушистые снежки,
А ещё висюльки –
Звонкие сосульки.
1. Игры с инструментами.
Вспоминаю с детьми, как искрится и хрустит под ногами снег, звенит лёд, как весело смеются дети, играя в снежки .
Предлагаю детям поэкспериментировать с имеющимися инструментами. Дети ищут приёмы игры для получения хрустящего, звенящего, трещащего, гудящего звучания.
2. Шутим и играем. “Льдинки-снежинки”.
“Полька с гирляндами” муз. Рахманинова
Это игра с фиксированными движениями. У девочек – снежинки, у мальчиков – колокольчики.
Дети стоят в кругу, чередуясь: снежинка – колокольчик.
1-я часть. Движения меняются на каждые два такта: девочки вращают кистями рук, вытянув их в круг, затем мальчики, вытянув руку в круг, звенят колокольчиком. Повтор движений.
2-я часть. На четыре такта девочки сужают круг, затем отходят на место. На следующие четыре такта мальчики, перебегают вправо на место соседа, девочки остаются на месте.
3. Поём и импровизируем “Зимние забавы”
(музыка Л. Вахрушевой)
Эх! Зима, зима, зима,
Белая метелица.
Снег кружится и метёт,
Под ногами стелется.
Часть детей поют, другая – инсценируют песню, остальные – музицируют на инструментах (треугольниках, колокольчиках, стаканчиках).
4. Речевая игра с движением. “Осторожный снег”
(музыка А. Караманова)
Полночный снег,
Он не спешит,
Он медленно идёт.
Но знает снег,
Что всё равно
Он где-то упадёт.И чем он медленней шагал.
Чем осторожней был,
Тем легче в темноту упал,
И нас не разбудил.
Дети встают в круг и выполняют придуманные движения. Чётко артикуляционно декламируют текст со звучащими жестами.
Для озвучивания стихотворения можно использовать небольшие мешочки с крахмалом. Ритмично сминая его, создаётся красочный аккомпанемент.
5. Поём и играем “Зима”
(русская народная песня)
Пение с тональным аккомпанементом и звучащими жестами.
Дети садятся в круг, в центре которого располагаются играющие на инструментах. Во время пения можно выполнять последовательность из звучащих жестов.
6. Импровизируем и танцуем “Снежинки”
(музыка “Вальс” В. Моцарта)
Дети танцуют со снежинками, прикреплёнными на косметические палочки. Во время танца дети двигаются произвольно, вращая в руках снежинки, опуская и поднимая руки.
Предлагаю детям самим придумать танец, вспомнив, как летают снежинки, собираются в кружочки, пары, играют друг с другом. Говорю им, что этот танец похож на сказочную метель!
7. Играем в оркестре “Вальс – шутка”
(музыка Д. Шостаковича)
Модель-аранжировка для детского оркестра.
Дети делятся на три группы: маленькие колокольчики и большие, металлофоны.
Участие в исполнении яркой образной музыки доставит детям много радости.
8. В конце занятия – сюрприз от Зимушки.