По страницам истории древних цивилизаций Востока

Разделы: История и обществознание


Цели:

образовательная: повторить и закрепить у учащихся знания исторических фактов, имён;

развивающие:

  1. продолжить формирование умения работать с историческими источниками, исторической картой;
  2. развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников;
  3. дать возможность учащимся проявить юмор, находчивость.

воспитательные:

  1. способствовать укреплению классного коллектива на основе общего дела и сопереживания за свою команду;
  2. способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.

Форма проведения: игра-турнир.

План проведения

1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.

2. Знакомство команд. Представление членов жюри проводимой игры.

3. Командные индивидуальные конкурсы (конкурсы капитанов и болельщиков).

I тур. “Чёрный ящик” (2 балла за правильный ответ).

II тур. Викторина (1 балл за правильные ответ).

III тур. Конкурс капитанов: “Что это? Какова история его производства?” (5 баллов).

Конкурс болельщиков: “замени выражение” (1 ответ – 1 балл).

IV тур. “Что? Где? Когда?” (1 ответ – 1 балл).

V тур. Конкурс капитанов: “Восстанови карту” (3 мин.) (до 5 баллов).

Конкурс болельщиков.

VI тур. Отгадай шарады (1 ответ – 1 балл).

VII тур. Реставрация (1 слово – 1 балл, до 10 баллов).

Конкурс болельщиков (1 ответ - 1 балл).

VIII тур. Кому принадлежат эти слова? Чьи слова? (1 ответ – 1 балл).

IX тур. Конкурс капитанов: “Восстанови изображение”.

Конкурс болельщиков: “Разгадай ребус”.

X тур. Разгадай кроссворд.

Конкурс болельщиков: “Выбери правильный ответ”.

4. Подведение итогов, награждение команды-победительницы, особо отличившихся членов команд и участников из числа зрителей (“болельщиков”).

Правила игры

В игре участвуют 2 команды из 5 человек. Остальные учащиеся становятся болельщиками.

На подготовку команд к вопросам каждого тура отводится определенное время. О начале и конце каждого тура оповещает звуковой сигнал.

Отвечать на вопросы конкурса будет первой та команда, которая первой поднимет свой жезл.

Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, право ответа переходит к другой команде. Если не справляется с ответом ни одна команда, на вопрос тура отвечают “болельщики”. Баллы, заработанные болельщиками, переходят к команде, которую они поддерживают.

Нарушения дисциплины не допускаются. В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитываются 2 балла.

В конце каждого тура конкурса – музыкальная вставка, во время которой члены жюри подводят итоги.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры.

В конце игры подводятся итоги всего конкурса.

I тур. “Чёрный ящик”.

Ведущий №1: “Это

  1. прозрачное вещество, получаемое путем кварцевого песка;
  2. впервые произведено первыми древними финикийцами;
  3. изделия, произведенные из него, являются самыми необходимыми в хозяйстве”

(Стекло)

II тур. Викторина.

Ведущий №2.

  1. Какой напиток называют “китайским лекарством” (Чай).
  2. Какую страну древние греки образно назвали “даром Нила”? (Египет).
  3. Какие книги не сгорают? (Глиняные).
  4. В какой стране в древности была воздвигнута, сохранившаяся и до настоящего времени стена, прозванная “Стеной десяти тысяч ли”? (В Китае).
  5. Какой дикий зверь является источником жизни многих людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
  6. Что называли “священным письмом египтяне”? (Иероглифы).
  7. Какая страна является родиной шахмат? (Индия).
  8. Из этой страны на Запад пролегал Великий шёлковый путь? (Китай).
  9. Какая река дала название древнему восточному государству? (Река Инд дала название государству Индия).
  10. Их египтяне называли “языком фараона” (Писцов).

III тур. Конкурс капитанов: “Что это?”

Ведущий №1. Капитаны команд по жребию получают конверты и отвечают на вопросы к содержимому конверта:

Где впервые стали производить этот предмет (изделие)?

Какова история его производства?

(В конвертах: шёлк, бумага, лист папируса, стекло и т.д.)

Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс для болельщиков.

Конкурс для болельщиков: “Замени выражения”. Ведущий №2.

  1. Повелитель (царь) Египта (фараон).
  2. Статуя, изображающая льва с головой человека (сфинкс).
  3. Области, на которые делилась Персидская держава при Дарии I (Сатрапия).
  4. “Жилище богов” (храм).
  5. Большое и могущественное государство (держава).
  6. Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явления природы (миф).
  7. Сбор в пользу государства (налог).
  8. Знак на теле раба (клеймо).
  9. Служители бога (жрецы).
  10. Островки зелени (оазисы).

IV тур. Что? Где? Когда?

Ведущий №2.

  1. Что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства? (Законы царя Хаммурапи).
  2. Где были изобретены цифры, которыми мы пользуемся? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу пришли через арабов в период средневековья, поэтому получили название “арабские”).
  3. Когда Китай стал единым государством? (Как и Индия, в III в. до н.э.).

V тур. Конкурс капитанов “Восстанови карты”.

Ведущий №2: Известно, что без знания карты, трудно ориентироваться на местности, особенно, если ты отправляешься в далекое и, возможно, опасное путешествие. Проверим, хорошо ли знают карту древнего мира наши капитаны, смогут ли, капитаны правильно определить искомую страну на карте. А для этого необходимо, вскрыв конверты, собрать из фрагментов карту с изображением страны, название, местоположение и природные условия которой предстоит определить.

Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания.

Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс для болельщиков.

Конкурс для болельщиков: “О какой стране идет речь?” (“Какая это страна?”)

Ведущий №1. Пока капитаны выполняют задание, проверим, насколько наши болельщики знают историю древних стран.

Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока о своих государствах.

Определите, о каких странах идет речь в этих рассказах.

  1. “Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирия и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ступеней. А самым изумительным чудом города являются удивительные сады, как бы висящие в воздухе”. (Вавилонское царство).
  2. “Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы, исполнявшие волю Неба. Например, образованный человек, направляющийся в гости, должен быть готов трижды обратиться к привратнику дома с просьбой впустить его к хозяину, а затем трижды вежливо выслушать отказ. Только после четвертой просьбы согласно обычаю, хозяин мог принять гостя”. (Китай)
  3. Чужеземцам бывает часто нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длительный сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения к другому, пробираясь через густые зеленые заросли и долота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены чудовищами, которых из живых людей никто не видел, кроме разве древних героев отшельников”. (Индия)

VI тур. “Отгадай шарады”.

Ведущий №1. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1.

  • Первая часть слова – название реки в Южной Азии.
  • Вторая часть слова – соединительный союз.
  • Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита.

(Инд – и - я)

Целое слово – страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия).

2.

  • Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (клин).
  • Вторая – список учитываемых предметов (опись).

(Клин - опись).

Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись).

3.

  • Первая часть слова – современное среди молодежи сокращенное произношение слова “папа” (-па-).
  • Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).
  • Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы) (ус).

(па – пир - ус)

Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение; 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов.

(Папирус).

VII тур. “Реставрация” (1 слово – 1 балл, 10 слов – 10 баллов).

Ведущий №2: “Представьте, что во время путешествия Вы обнаружили древние свитки, местами почерневшие от времени и сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Какую же тайну хранят эти свитки? Об этом Вы можете узнать, разгадав (восстановив) содержание текста”.

Каждая команда получает текст с содержанием истории культуры хозяйственной или политической деятельности, природы любой изученной страны Древнего Востока.

“На ……… побережье ……… моря расположена страна ………Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ……… крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ……… деревья. Из ……… они выдавливают душистое масло. Славится страна и ……… лесом. …, …, и … - главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения - ……”.

Слова, которые должны вставить ученики вместо пропусков: восточном, Средиземного, Финикия, нет, оливковые, оливок, строительным, Библ, Сидон, Тир, колонии.

Конкурс болельщиков.

Ведущий №1: “Пока команды восстанавливают текст, проверим, хорошо ли знают наши болельщики географию стран Древнего Востока”.

  1. На этом полуострове находится государство Индия (Индостан).
  2. Эту страну в древности жители Африки называли “Черной землей” (Египет).
  3. Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия).
  4. Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Двуречья) (Ассирия).
  5. На этой земле возникло древнее европейское государство – Израильское царство (в Палестине).
  6. В какой стране Востока возведены самые длинные стены (в Китае).
  7. В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия).
  8. Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ).
  9. Столицу этой страны в древности называли логовищем львов и “городом Крови” (Ниневию – столицу Ассирии).
  10. Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг). (Эти горы защищают полуостров Индостан от холодных северных ветров)

VIII тур. “Кому принадлежат эти слова?”

Ведущий №2 зачитывает высказывания известных исторических личностей трех древних государств Востока. При этом, учитывая возраст учащихся, учитель ограничивается фразами, цитируемыми в учебники, т.е. наверняка знакомыми учащимися.

Необходимо определить:

1) Что это за личность? (Кому принадлежат эти высказывания?);

2) Какую страну он представляет? (Представителем какой страны он является?)

  1. “Я, царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: “Мне достались по воле бога 23 страны, и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Все, что я им приказывал, - ночью ли днем ли – они исполняли…” (Дарий I, правитель Персидской державы).
  2. “Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости. Благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь, коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?” (Конфуций, Китай).
  3. “Я – царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов на севере и юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильные не притесняли слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове… Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное на камне имя и напишет свое имя – будь то царь, будь то простой человек – пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерть” (Хаммурапи, правитель Вавилонского царства).

IX тур. Конкурс капитанов: “Восстанови изображение”.

Ведущий №1. Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания. В каждом конверте содержится разрезанная открытка с изображением (например, войска одной из изученных стран). Необходимо из фрагментов собрать разрезанную картинку и составить по ней рассказ (например, войско какой страны изображено, из каких родов оно состоит и т.д.)

Время, отводимое на выполнение данного задания – 5 минут. Максимальное количество баллов, которое можно получить за этот конкурс – 3 балла.

Ведущий №2. Конкурс болельщиков: “Разгадай ребус”.

Известно, что ребус – загадка, в которой искомое слово (или фраза) изображено(а) комбинацией фигур, букв, знаков. Запятыми в начале или после рисунка отмечены опущенные буквы в начале или в конце его. Сколько запятых, столько опущенных букв в слове. За правильную и быструю разгадку болельщик получает 2 балла.

Вывешиваются по очереди листы ватмана.

Отгадайте слово, изображенное комбинацией двух фигур. (Приложение)

X тур. Командный тур: “Разгадай кроссворд”.

Ведущий №1. Время на выполнение задания 5 минут. Максимальное количество баллов, которое команда может получить за этот конкурс – 10 баллов.

По горизонтали:

  1. Правитель Израильского царства в X веке (Давид).
  2. Древнеегипетский злой бог-суховей (Сет).
  3. Краска для окрашивания тканей, добываемая финикийцами из морских раковин (пурпур).
  4. Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи).
  5. Самые высокие горы в мире (Гималаи).
  6. Еврейский бог (Яхве).
  7. Подневольный человек (раб).

По вертикали:

  1. Большое и могущественное государство (держава).

Ведущий №2. Конкурс болельщиков: “Выбери правильный ответ”.

1. Древнейшей столицей Египта был город:

а) Александрия;
б) Вавилон;
в) Мемфис.

2. Египетские вельможи:

а) не подчинялись никаким приказам;
б) считались слугами фараона.

3. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:

а) наемниками;
б) живыми убитыми;
в) нубийцами.

4. Египтяне считали фараона:

а) богом Солнца;
б) сыном Солнца;
в) великим человеком.

5. Письменность, возникшая в древней Финикии:

а) иероглифы;
б) буквы;
в) клинопись.

6. Материалом для письма в Древнем Двуречье являлись:

а) бумага;
б) папирус;
в) глиняные таблички.

7. В отличие от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было:

а) торговля;
б) ремесло;
в) земледелие.

8. Ассирия находилась:

а) в Африке;
б) в верхнем Двуречье;
в) в Палестине.

9. Индийский касты:

а) жрецы-брахманы;
б) изгой;
в) неприкасаемые;
г) слуги.

10. В Древнем Китае были изобретены:

а) компас;
б) сахар;
в) бумага.