Цели:
образовательная: повторить и закрепить у учащихся знания исторических фактов, имён;
развивающие:
- продолжить формирование умения работать с историческими источниками, исторической картой;
- развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ на основе источников;
- дать возможность учащимся проявить юмор, находчивость.
воспитательные:
- способствовать укреплению классного коллектива на основе общего дела и сопереживания за свою команду;
- способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: игра-турнир.
План проведения
1. Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
2. Знакомство команд. Представление членов жюри проводимой игры.
3. Командные индивидуальные конкурсы (конкурсы капитанов и болельщиков).
I тур. “Чёрный ящик” (2 балла за правильный ответ).
II тур. Викторина (1 балл за правильные ответ).
III тур. Конкурс капитанов: “Что это? Какова история его производства?” (5 баллов).
Конкурс болельщиков: “замени выражение” (1 ответ – 1 балл).
IV тур. “Что? Где? Когда?” (1 ответ – 1 балл).
V тур. Конкурс капитанов: “Восстанови карту” (3 мин.) (до 5 баллов).
Конкурс болельщиков.
VI тур. Отгадай шарады (1 ответ – 1 балл).
VII тур. Реставрация (1 слово – 1 балл, до 10 баллов).
Конкурс болельщиков (1 ответ - 1 балл).
VIII тур. Кому принадлежат эти слова? Чьи слова? (1 ответ – 1 балл).
IX тур. Конкурс капитанов: “Восстанови изображение”.
Конкурс болельщиков: “Разгадай ребус”.
X тур. Разгадай кроссворд.
Конкурс болельщиков: “Выбери правильный ответ”.
4. Подведение итогов, награждение команды-победительницы, особо отличившихся членов команд и участников из числа зрителей (“болельщиков”).
Правила игры
В игре участвуют 2 команды из 5 человек. Остальные учащиеся становятся болельщиками.
На подготовку команд к вопросам каждого тура отводится определенное время. О начале и конце каждого тура оповещает звуковой сигнал.
Отвечать на вопросы конкурса будет первой та команда, которая первой поднимет свой жезл.
Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, право ответа переходит к другой команде. Если не справляется с ответом ни одна команда, на вопрос тура отвечают “болельщики”. Баллы, заработанные болельщиками, переходят к команде, которую они поддерживают.
Нарушения дисциплины не допускаются. В случае нарушения дисциплины членами команд у команды вычитываются 2 балла.
В конце каждого тура конкурса – музыкальная вставка, во время которой члены жюри подводят итоги.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры.
В конце игры подводятся итоги всего конкурса.
I тур. “Чёрный ящик”.
Ведущий №1: “Это
- прозрачное вещество, получаемое путем кварцевого песка;
- впервые произведено первыми древними финикийцами;
- изделия, произведенные из него, являются самыми необходимыми в хозяйстве”
(Стекло)
II тур. Викторина.
Ведущий №2.
- Какой напиток называют “китайским лекарством” (Чай).
- Какую страну древние греки образно назвали “даром Нила”? (Египет).
- Какие книги не сгорают? (Глиняные).
- В какой стране в древности была воздвигнута, сохранившаяся и до настоящего времени стена, прозванная “Стеной десяти тысяч ли”? (В Китае).
- Какой дикий зверь является источником жизни многих людей государств Передней Азии? (Река Тигр в Двуречье).
- Что называли “священным письмом египтяне”? (Иероглифы).
- Какая страна является родиной шахмат? (Индия).
- Из этой страны на Запад пролегал Великий шёлковый путь? (Китай).
- Какая река дала название древнему восточному государству? (Река Инд дала название государству Индия).
- Их египтяне называли “языком фараона” (Писцов).
III тур. Конкурс капитанов: “Что это?”
Ведущий №1. Капитаны команд по жребию получают конверты и отвечают на вопросы к содержимому конверта:
Где впервые стали производить этот предмет (изделие)?
Какова история его производства?
(В конвертах: шёлк, бумага, лист папируса, стекло и т.д.)
Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс для болельщиков.
Конкурс для болельщиков: “Замени выражения”. Ведущий №2.
- Повелитель (царь) Египта (фараон).
- Статуя, изображающая льва с головой человека (сфинкс).
- Области, на которые делилась Персидская держава при Дарии I (Сатрапия).
- “Жилище богов” (храм).
- Большое и могущественное государство (держава).
- Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явления природы (миф).
- Сбор в пользу государства (налог).
- Знак на теле раба (клеймо).
- Служители бога (жрецы).
- Островки зелени (оазисы).
IV тур. Что? Где? Когда?
Ведущий №2.
- Что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства? (Законы царя Хаммурапи).
- Где были изобретены цифры, которыми мы пользуемся? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу пришли через арабов в период средневековья, поэтому получили название “арабские”).
- Когда Китай стал единым государством? (Как и Индия, в III в. до н.э.).
V тур. Конкурс капитанов “Восстанови карты”.
Ведущий №2: Известно, что без знания карты, трудно ориентироваться на местности, особенно, если ты отправляешься в далекое и, возможно, опасное путешествие. Проверим, хорошо ли знают карту древнего мира наши капитаны, смогут ли, капитаны правильно определить искомую страну на карте. А для этого необходимо, вскрыв конверты, собрать из фрагментов карту с изображением страны, название, местоположение и природные условия которой предстоит определить.
Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания.
Во время подготовки капитанов к ответу проводится конкурс для болельщиков.
Конкурс для болельщиков: “О какой стране идет речь?” (“Какая это страна?”)
Ведущий №1. Пока капитаны выполняют задание, проверим, насколько наши болельщики знают историю древних стран.
Представьте, что в ваши руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока о своих государствах.
Определите, о каких странах идет речь в этих рассказах.
- “Наибольшего могущества и красоты наше государство достигло при царе, подчинившем своей власти Ассирия и Финикию, Иерусалим и Дамаск. В столице нашей страны находится один из самых высоких храмов в мире, состоящий из 7 ступеней. А самым изумительным чудом города являются удивительные сады, как бы висящие в воздухе”. (Вавилонское царство).
- “Все почтенные люди в нашей стране обязаны строго придерживаться правил поведения, которые составили в древние времена мудрецы, исполнявшие волю Неба. Например, образованный человек, направляющийся в гости, должен быть готов трижды обратиться к привратнику дома с просьбой впустить его к хозяину, а затем трижды вежливо выслушать отказ. Только после четвертой просьбы согласно обычаю, хозяин мог принять гостя”. (Китай)
- Чужеземцам бывает часто нелегко путешествовать по нашей стране, особенно летом, в длительный сезон дождей, когда все дороги размыты, а реки превращаются в бурные потоки и выходят из берегов. Еще труднее отыскать дорогу от одного затерянного среди лесов селения к другому, пробираясь через густые зеленые заросли и долота, кишащие опасными для неопытных людей животными. Говорят, что леса населены чудовищами, которых из живых людей никто не видел, кроме разве древних героев отшельников”. (Индия)
VI тур. “Отгадай шарады”.
Ведущий №1. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1.
- Первая часть слова – название реки в Южной Азии.
- Вторая часть слова – соединительный союз.
- Третья часть слова – самая хвастливая буква алфавита.
(Инд – и - я)
Целое слово – страна в Южной Азии (на полуострове Индостан) (Индия).
2.
- Первая часть слова – заостренный с одной стороны кусок дерева, железа (клин).
- Вторая – список учитываемых предметов (опись).
(Клин - опись).
Целое слово – письмена из черточек в форме клиньев, употреблявшиеся некоторыми древними народами Востока (Клинопись).
3.
- Первая часть слова – современное среди молодежи сокращенное произношение слова “папа” (-па-).
- Вторая часть слова – устаревшее и шутливое название большого званого обеда, угощения (пир).
- Третья часть слова – волосы над верхней губой у мужчин (у животных: жесткие волосы по бокам верхней губы) (ус).
(па – пир - ус)
Целое слово означает: 1) травянистое тропическое растение; 2) материал для письма, выработанный из этого растения у некоторых древних народов.
(Папирус).
VII тур. “Реставрация” (1 слово – 1 балл, 10 слов – 10 баллов).
Ведущий №2: “Представьте, что во время путешествия Вы обнаружили древние свитки, местами почерневшие от времени и сырости; чернила во многих местах размылись или выцвели. Какую же тайну хранят эти свитки? Об этом Вы можете узнать, разгадав (восстановив) содержание текста”.
Каждая команда получает текст с содержанием истории культуры хозяйственной или политической деятельности, природы любой изученной страны Древнего Востока.
“На ……… побережье ……… моря расположена страна ………Образ жизни финикийцев совершенно другой, чем у египтян или вавилонян. Иная здесь и сама природа. Здесь ……… крупных рек и долин с плодородными почвами, мало мест для полей и пастбищ. Сажают финикийцы виноградники и ……… деревья. Из ……… они выдавливают душистое масло. Славится страна и ……… лесом. …, …, и … - главные портовые города страны. В тех краях, где постоянно бывают финикийцы, они основывают свои поселения - ……”.
Слова, которые должны вставить ученики вместо пропусков: восточном, Средиземного, Финикия, нет, оливковые, оливок, строительным, Библ, Сидон, Тир, колонии.
Конкурс болельщиков.
Ведущий №1: “Пока команды восстанавливают текст, проверим, хорошо ли знают наши болельщики географию стран Древнего Востока”.
- На этом полуострове находится государство Индия (Индостан).
- Эту страну в древности жители Африки называли “Черной землей” (Египет).
- Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия).
- Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Двуречья) (Ассирия).
- На этой земле возникло древнее европейское государство – Израильское царство (в Палестине).
- В какой стране Востока возведены самые длинные стены (в Китае).
- В этой стране до недавнего времени существовало деление общества на касты (Индия).
- Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ).
- Столицу этой страны в древности называли логовищем львов и “городом Крови” (Ниневию – столицу Ассирии).
- Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг). (Эти горы защищают полуостров Индостан от холодных северных ветров)
VIII тур. “Кому принадлежат эти слова?”
Ведущий №2 зачитывает высказывания известных исторических личностей трех древних государств Востока. При этом, учитывая возраст учащихся, учитель ограничивается фразами, цитируемыми в учебники, т.е. наверняка знакомыми учащимися.
Необходимо определить:
1) Что это за личность? (Кому принадлежат эти высказывания?);
2) Какую страну он представляет? (Представителем какой страны он является?)
- “Я, царь великий, царь царей, царь этой земли говорю: “Мне достались по воле бога 23 страны, и среди них Персия, Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Все, что я им приказывал, - ночью ли днем ли – они исполняли…” (Дарий I, правитель Персидской державы).
- “Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный – к справедливости. Благородный человек лишен тревоги и боязни. Ведь, коли не найдешь внутри себя изъяна, о чем тревожиться, чего бояться?” (Конфуций, Китай).
- “Я – царь совершенный, могучим оружием, врученным мне богами, истребил врагов на севере и юге. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильные не притесняли слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове… Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное на камне имя и напишет свое имя – будь то царь, будь то простой человек – пусть великие боги проклянут его судьбу, пошлют ему голодные годы, беспросветную тьму и внезапную смерть” (Хаммурапи, правитель Вавилонского царства).
IX тур. Конкурс капитанов: “Восстанови изображение”.
Ведущий №1. Капитаны команд по жребию получают конверты, по звуковому сигналу вскрывают их и приступают к выполнению задания. В каждом конверте содержится разрезанная открытка с изображением (например, войска одной из изученных стран). Необходимо из фрагментов собрать разрезанную картинку и составить по ней рассказ (например, войско какой страны изображено, из каких родов оно состоит и т.д.)
Время, отводимое на выполнение данного задания – 5 минут. Максимальное количество баллов, которое можно получить за этот конкурс – 3 балла.
Ведущий №2. Конкурс болельщиков: “Разгадай ребус”.
Известно, что ребус – загадка, в которой искомое слово (или фраза) изображено(а) комбинацией фигур, букв, знаков. Запятыми в начале или после рисунка отмечены опущенные буквы в начале или в конце его. Сколько запятых, столько опущенных букв в слове. За правильную и быструю разгадку болельщик получает 2 балла.
Вывешиваются по очереди листы ватмана.
Отгадайте слово, изображенное комбинацией двух фигур. (Приложение)
X тур. Командный тур: “Разгадай кроссворд”.
Ведущий №1. Время на выполнение задания 5 минут. Максимальное количество баллов, которое команда может получить за этот конкурс – 10 баллов.
По горизонтали:
- Правитель Израильского царства в X веке (Давид).
- Древнеегипетский злой бог-суховей (Сет).
- Краска для окрашивания тканей, добываемая финикийцами из морских раковин (пурпур).
- Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи).
- Самые высокие горы в мире (Гималаи).
- Еврейский бог (Яхве).
- Подневольный человек (раб).
По вертикали:
- Большое и могущественное государство (держава).
Ведущий №2. Конкурс болельщиков: “Выбери правильный ответ”.
1. Древнейшей столицей Египта был город:
а) Александрия;
б) Вавилон;
в) Мемфис.
2. Египетские вельможи:
а) не подчинялись никаким приказам;
б) считались слугами фараона.
3. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:
а) наемниками;
б) живыми убитыми;
в) нубийцами.
4. Египтяне считали фараона:
а) богом Солнца;
б) сыном Солнца;
в) великим человеком.
5. Письменность, возникшая в древней Финикии:
а) иероглифы;
б) буквы;
в) клинопись.
6. Материалом для письма в Древнем Двуречье являлись:
а) бумага;
б) папирус;
в) глиняные таблички.
7. В отличие от Египта и Двуречья основным занятием финикийцев было:
а) торговля;
б) ремесло;
в) земледелие.
8. Ассирия находилась:
а) в Африке;
б) в верхнем Двуречье;
в) в Палестине.
9. Индийский касты:
а) жрецы-брахманы;
б) изгой;
в) неприкасаемые;
г) слуги.
10. В Древнем Китае были изобретены:
а) компас;
б) сахар;
в) бумага.