Решение уравнений высших степеней различными способами. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Тема урока: Решение уравнений высших степеней различными способами (9 класс).

Цели урока:

  • повторить алгоритм решения квадратных и биквадратных уравнений;
  • познакомить учащихся с различными способами решения уравнений высших степеней;
  • способствовать развитию навыка решения уравнений высших степеней.
  • развивать позитивные индивидуальные способности учащихся, интеллектуальную исследовательскую культуру.

ХОД УРОКА

1. Учитель. Уравнение одно из важнейших понятий математики. Развитие методов решения уравнений, начиная с зарождения математики как науки, долгое время было основным предметом изучения алгебры. Из общих методов решения уравнений высших степеней, которые встречаются чаще всего, используют:

  • метод разложения левой части уравнения на множители;
  • метод замены переменной (метод введения новой переменной);
  • графический способ.

2. Устная работа

а) Определение уравнения, корня уравнения.

Что значит решить уравнение?

Какие существуют способы решения уравнений второй степени?

б) Решите уравнения.1) 463x2 – 102x – 361 = 0;

2) 4x4 – 3x2 – 1  = 0.

в) Является ли 17 корнем уравнения

x3 – 19x2 + 213x  – 1000 = 0.

Ответ. Нет, так как левая часть равенства

173 – 172 · 19 + 17 · 213 = 1000 кратна 17, а правая нет.

г) Докажите, что уравнение x4 – 2x2 – 2x + 1 = 0 не имеет отрицательных корней.

3. Учитель. Однажды в ноябре 1594 года во дворе Генриха 4 (Франция) Нидерландский посланник рассказал об известной задаче знаменитого математика Адриска Ван Ромена. Это был вызов математикам всего мира. Речь шла о решении уравнения 45 – й степени. В списке тех, кому следовало направить его научный вызов, Ван Ромен не указал ни одного француза и посланник заметил, что по видимому, во Франции нет математиков. “Но почему же? – возразил король. У меня есть математик и весьма выдающийся”. Он послал за Виетом Франсуа (1540 – 1603 г.). Один корень Виет нашел сразу же, а на следующее утро представил 22 решения этого уравнения.

4. Учитель. Лучший способ научиться решать уравнения состоит в том, чтобы эти уравнения решать самому. Желательно научиться решать уравнения третьей, четвертой и более высоких степеней.

Продолжим изучение новых способов решения уравнений.

Пример 1. Решите уравнение x3 –  3x – 2 = 0 различными способами (ученики решают самостоятельно).

а) Разложим левую часть уравнения на множители.

x3 + x2x2  – x – 2x – 2 = (x  + 1)2(x – 2); (x + 1)2(x  – 2) = 0; x = – 1, x  = 2.

б) Воспользуемся тем, что любой целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем его свободного члена (следствие теоремы Безу (1730–1783)).

Среди делителей свободного члена ± 1; ± 2 находим корни уравнения.

в) Графический способ (демонстрирует учитель с помощью графопроектора).

Перепишем в виде x3 = 3x  + 2. На одной координатной плоскости строим графики функций у = x3 и у  = 3x + 2. Графики функций пересеклись в двух точках, абсциссы которых – 1 и 2.

Пример 2. x4 – 2x3  – 3x2 + 4x + 4 = 0.

Уравнение x4 – 2x3  – 3x2 + 4x + 4 = 0 удобно решать выделением полного квадрата (метод Феррари (1522–1565) в честь итальянского математика).

x4 – 2x3 + x2  – 4x2 + 4x + 4 = 0; (x2  – x)2 – 4(x2x)  + 4 = 0.

Вводим замену t = x2 –  x и решаем уравнение t2 – 4t  + 4; t = 2; x = – 1 или x  = 2.

Пример 3. (x + 1)(x + 2)(x  + 4)(x + 5) = 40.

Уравнение вида (xа)(x  – b)(xс)(xd)  = m, m = / = 0 сводится к биквадратному, при выполнении одного из условий a + b =  c + d или а + с = b  + d или a + = b  + c.

В нашем случае 1 + 5 = 2 + 4.

а) Введем замену t = x + 3, тогда x = t – 3.

Перепишем уравнение (t – 2)(t – 1)(t + 1)(t + 2) = 40,

t4 – 5t2 – 36 = 0; t = ±3; x = – 6; x = 0.

б) (x + 1)(x + 5)(x + 2)(x + 4) = 40,

(x2 + 6x + 5)(x2 + 6x + 8) = 40,

Заменим x2 + 6x = t и решим уравнение t2 + 13t = 0.

Пример 4. 6x4 – 35x3 + 62x2 – 35x + 6 = 0.

Уравнение 6x4 – 35x3 + 62x2 – 35x + 6 = 0 называется симметричным (возвратным).

Возвратные уравнения: аx4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0. Т.к. x =/= 0, то обе части уравнения делим на x2 и группируем члены с одинаковыми коэффициентами.

а (x2 + ) + b (x + ) + c = 0.

Разделим обе части уравнения на x2 (x =/= 0) и сгруппируем члены с одинаковыми коэффициентами

6 x2 – 35x + 62 – 35 • + 6 • = 0,

6 (x2 + ) – 35(x + ) + 62 = 0.

Введем замену x + = t, тогда x2 + = t2 – 2.

Решим уравнение 6t2 – 35t + 50 = 0, t = , t = .

x = ; x = ; x = 2; x = 3.

Пример 5.   + = 3.

а) При x=/= – 3, x=/= ± получим уравнение

x4 – 4x3 – 31x2 + 46x + 168 = 0.

Используя следствие теоремы Безу наxодим корни уравнения.

б) Решим это уравнение нестандартно.

Перепишем уравнение в виде

– 4 + + 1 = 0;

+ = 0;

(x2 – 5x – 14) ( + ) = 0, x =/= – 3, x =/= ±.

x2 – 5x – 14 = 0 или x 2 + x – 12 = 0.

Решая квадратные уравнения, получим x = – 4, x = – 2, x = 3, x  = 7.

Пример 6. (x + 2)2 + (x + 3)3 + (x + 4)4 = 2.

Перепишем уравнение так:

(x + 2)2 – 1 + (x + 3)3 + (x + 4)4 – 1 = 0.

(x + 1)(x + 3) + (x + 3)3 + (x + 3)(x + 5)(x2 + 8x + 17) = 0.

После преобразований получим

(x + 3)(x + 5)(x2 + 9x + 19) = 0.

x = – 5, x = – 3, x = ; x = .

6. Итоги урока.

7. Домашнее задание

Решить уравнения:

а) x5 + x4 + 1 = 0.

б) (x + 1)4 + (x + 2)3 = 1.

в) Решить графически уравнение – 1 – (x + 1)3 = 0.

Литература.

1. М.Л. Галицкий и др. “Сборник задач по алгебре для 8 – 9 кл.” М.: Просвещение, 1995 г.

2. Л.М. Поповок “1000 проблемных задач по математике”. М.: Просвещение, 1995 г.

3. Л.Ф. Пичурин “За страницами учебника алгебры”. М.: Просвещение, 1995 г.

4. Н.Я. Виленкин и др. “За страницами учебника математики”. М.: Просвещение, 1996 г.