Конспект по математике и информатике в старшей группе. Тема: "Спасение компьютера Комбо"

Разделы: Работа с дошкольниками


Среди самых интересных и загадочных явлений природы детские способности, несомненно, занимают одно из ведущих мест. Интерес к данному феномену высок.. Это может быть объяснено: во-первых, значимостью способностей для развития личности, во вторых, возросшей сегодня потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умению творчески подходить к решению различного рода задач. А таким потенциалом обладают талантливые и способные люди. Сензетивным периодом для развития способностей является период раннего детства и дошкольный возраст. В трудах ученых: В.А. Петровского, В.К. Калиненко, А.Д. Грибанова доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным природным потенциалом и при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достичь самых больших высот в своем развитии.

Для ребенка дошкольного возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатляемость, необходимость в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольника являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат. Коллектив Центра развития ребенка — детский сад “Классика” в течение многих лет ведет целенаправленную работу по созданию условий для эффективного развития способностей каждого ребенка в различных видах деятельности, пять лет назад взял тему эксперимента: “Выявление и развитие интеллектуально-творческих способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей”.

Я, как участник этого процесса, хочу поделиться опытом работы по данной теме и остановлюсь на учебно-воспитательной работе с детьми.

При проведении занятий я использую такие методы обучения как: игровые, моделирование, занимательность, нетрадиционные. На мой же взгляд, нетрадиционные занятия должны прижиться в детском саду, ведь дошкольники не имеют устойчивого внимания, у них преобладает наглядно-образное мышление, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Поэтому, чтобы поддержать в течение занятия внимание детей, необходима организация активной к интересной мыслительной деятельности. И мне в этом помогают нетрадиционные занятия. Наиболее распространенные в моей практике формы занятий: КВН, сказка, путешествие, спектакль, викторина, игра, ярмарка, эстафета, соревнование, “Клуб почемучек”, творческие, “Эврика” и.т.д.

В процессе занятия, я использую разнообразные формы и методы организации работы детей, которые позволяют раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

  • Создаю атмосферу заинтересованности каждого ребенка, стимулирую детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
  • Поощряю стремление детей предлагать свои собственные способы работы. В ходе выполнения заданий анализировать способы работы, предложенные другими детьми и стремление поддержать наиболее рациональные.
  • На занятиях пытаюсь создать ситуацию общения, которая позволяет каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность и избирательность в способах работы.
  • Обсуждаю с детьми не только то, что “мы узнали” но и то, что им понравилось, не понравилось, что бы им хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Работая с детьми дошкольного возраста, я не пытаюсь копировать школьного учителя, так как для дошкольников это очень утомительно и вредно. Ситуацию занятия, я попыталась преобразовать в ситуацию нормальной детской жизни, где дети обучаются в игре и на опытах. Игра для них — серьезное дело.

Столы расставляю на занятиях по-разному в произвольном порядке: сегодня —полукругом, завтра, как кафе, послезавтра — треугольником. Но за столами дети занимаются только при необходимости, все остальное время я использую всю площадь игровой, приемной и спальни. Статическая поза (примерный ученик) вредна дошкольнику, если она длится более четырех минут

Для работы объединяю детей в команды (пары, тройки, четверки), пусть все делают сообща или по своему выбору, тогда самое трудное задание становится по плечу. Подгруппы конструируются на основе разного уровня развития. Более сильным детям предлагаю сложные задания, рассчитанные на “зону ближайшего развития”. Подгруппа может быть сформирована и по пожеланию самих детей. Опыт нескольких лет работы еще раз доказал, что наиболее эффективной формой является дифференцированное обучение. Только здесь можно подобрать материал соответствующего уровня сложности и соблюсти дидактические принципы: сложности, но доступности, развития всех детей. Я стараюсь быть для детей партнером в игре и любом занятии. Всегда помню о том, что нельзя перегружать детей, потому что даже игровая форма не ограждает от переутомления. Учусь вместе с ребенком предвкушать новые задания, тогда и я, и дети с нетерпением ждем следующего занятия.

Я не пытаюсь добиться от ребенка правильного ответа — моя задача: обеспечить ему возможность пробовать, искать, ошибаться. Важно обратить внимание ребенка на то, что у него уже получается. Не скуплюсь на похвалу, так как она окрыляет. Никогда не указываю на ошибку ребенка сразу, дожидаюсь, когда он обнаружит ее сам. Не спешу давать подсказку или правильный ответ, не отнимаю у ребенка возможность самому разобраться. Бывает, что проходит день другой, и он сам находит правильное решение. Ну, а если ребенку не терпится докопаться до истины, то использую косвенные ходы, намек, ассоциации.

В шесть-семь лет у отдельных детей проявляется резкий расцвет способностей, поэтому я стараюсь не упустить этот период. Для этого существует определенная система мониторинга, позволяющая выявить степень способностей и проследить динамику развития; разработка и реализация индивидуальных программ развития ребенка. Но при этом не забываю и о общеразвивающих и общеобразовательных мероприятиях “в рамках” педагогического процесса Центра.

Выход на индивидуальный образовательный маршрут является высшим этапом личностно-ориентированного образования и дает возможность построить траекторию успеха каждого ребенка.

На мой взгляд, идеальный образ воспитанника (и я стремлюсь к этому) — творчески мыслящая личность с ярко выраженной индивидуальностью, имеющая тенденцию к самореализации, которая выражается в развитии уверенности в своих силах, в умении правильно оценивать результаты своей деятельности и стремлении к самосовершенствовании, умение присваивать и перерабатывать свой интеллектуальный и За четыре года работы с этими детьми, я убедилась, что они действительно прогрессируют в интеллектуально-творческом развитии, при условии, что образовательная среда учреждения имеет своим базисом целеполагание интенсивного развития специальных, умственных, творческих способностей и возможностей детей через развивающее и индивидуально-ориентированное обучение для оптимальной реализации их возможностей.

Конспект занятия по математике и информатике в старшей группе