Экологический калейдоскоп

Разделы: География, Внеклассная работа


Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • воспитание любви к родной природе, ее красоте;
  • формирование понимания сущности экологических проблем, стоящих перед человечеством;
  • формирование экологической культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение.

Оборудование: выставка иллюстраций, фотографий, картин “ Сбережем природу родной планеты!”, художественные произведения о природе.

Вступление: (звучит плавная музыка “Шум леса”)

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм–
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

С.Смирнов.

Как прекрасна природа, посмотрите на ее красоту. На леса, поля, горы и реки (обращение к выставке). Человек– часть природы, но это одухотворенная ее часть. Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Наедине с природой очень любил бывать Л.Н.Толстой. В любую погоду, каждый день ходил он по лесу, выбирая самые глухие места, малозаметные тропинки. До самой старости Толстой совершал прогулки по окрестностям Ясной Поляны. Для Пришвина, Паустовского, Бианки характерна поэтическая проникновенность описания природы. Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений. Красота природы вызывает положительные эмоции, воспитывает вкус и чувства, так же воспитывает личностные качества – доброту, заботу.

Ученики читают стихи о красоте природы.

Пришвин писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
SOS – международный сигнал бедствия на море, теперь он может звучать и на суше. “Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность!”. Почему?
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни человечества.
Давайте вспомним, что такое экология?

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” – дом и “логос” – учение. Экология (дословный перевод) – наука о месте обитания, об окружающей среде.
Последнее время наиболее остро стоят экологические проблемы:

– загрязнение вод;
– уничтожение лесов;
– загрязнение воздуха;
– деградация земель.

15% территории России экологически неблагоприятные, особенно это касается крупных промышленных городов.

Экологическая ситуация России в цифрах:

  • На каждого жителя России ежегодно добывается примерно 42 тонны горной массы, из них 13 тонн идет в отвалы.
  • Газопылевые выбросы составляют 0,48 тонны.
  • Выделение двуокиси углерода от сжигания ископаемого топлива 3,5 тонны.
  • Сбрасывается 184 тонны загрязненной воды.
  • Ежегодно в России сгорает от 1 до 7 млн. га лесов, 80% лесных пожаров происходит по вине человека.

А ведь леса производят 80–90% кислорода, необходимого для жизни на планете.

Думы старого кедра.

“В далеком урочище сибирской тайги жировали кедровки. Урожай был отменный, птицы запасали кедровые орехи впрок, пряча их в лесной подстилке.
Одна из кедровок запрятала орешки во мху пихтового леса.
Весной следующего года они проросли, и в борьбе за существование из нескольких проростков остался только один. Он был маленьким, нежным и беззащитным. Его могли повредить и даже уничтожить копыта обитающих здесь моралов или зубы мышей. У росточка не было специальных органов зрения и слуха, он молодой кедр все же был живым существом и по-своему видел, слышал и ощущал окружающий его мир. С большим интересом он присматривался к обитателям тайги, особенно к животным.
В первые годы жизни он очень медленно рос, страдал от палящего солнца, осенних и весенних заморозков, любил спать всю зиму под теплым снежным покрывалом.
Шло время. За многие десятки лет кедр стал красивым плодоносящим деревом с крепким стволом, раскидистой кроной и мощными корнями.
Птицы и звери не причиняли ему особого вреда, они пользовались его орешками да устраивали на его ветвях свои гнезда.
За многие годы жизни кедр стал хорошо понимать живой мир природы.
Однажды в родной пихтарник пришли удивительные двуногие существа с похожими на волков зверями. Это были люди с собаками. Они натаскали и зажгли кучу сушняка. Свет костра напоминал кедру блеск молнии.
Люди вели себя в лесу очень уверенно. Поужинав у костра и накормив собак, они улеглись спать. Дельнейшее поведение людей стало для кедра вовсе не понятным. Утром следующего дня они принялись рубить и пилить деревья. Яростно стучали топоры, визжала пила. Падающие со стоном деревья разделывались на бревна, из которых рядом с кедром строилась охотничья избушка. Закончив строительство избушки, люди занялись охотой. Далеко вокруг были слышны громкий лай и громоподобные выстрелы.
Через несколько дней число соболей, белок, другого зверья заметно поубавилось.
Обдумывая происходившее, кедр пришел к выводу, что эти существа своего рода боги, но никак не мог одобрить их жадность и желание как можно больше убивать, опустошать тем самым лесные угодья.
Прошло еще несколько лет. Люди подвели к этим местам лесовозную дорогу. С тоской и ужасом созерцал кедр массовую гибель своих собратьев, многие из которых остались брошенными на месте рубки. Лишь по счастливой случайности сам кедр не попал в лесосеку.
В один из дней к кедру направилась большая машина с блестящим металлическим отвалом. От грохота и тяжести машины дрожала земля. Это был стосильный бульдозер. Приподняв отвал, бульдозерист нанес стволу кедра несколько глубоких ран. Удары потрясли дерево от корня до вершины, но шишки так и не посыпались. Они были еще зеленоватые и крепко держались на ветвях. Незадачливый бульдозерист ни с чем вернулся на лесосеку.
Долго заживлял кедр нанесенные раны, пропитывая их целебной смолой, но так и не мог залечить, остался сухобоким.
Прошло еще немного лет, и у старой охотничьей избушки появилась ватага молодых людей с рюкзаками и гитарой. Люди, а это были туристы, ели, пили и страшно шумели далеко за полночь. Затем зажгли избушку, дико орали и прыгали вокруг огромного костра. Языки пламени, дотягивались, лизали смоляные раны дерева, отзываясь невыносимой немой болью.
– Что за странные существа эти люди? – думал ранним утром обгоревший старый кедр, глядя на разбросанные по земле спальники с их обитателями. Одни строят, другие эти строения уничтожают.
Почему люди используют свои великие открытия и большие способности во вред жизни на земле? Почему плохо воспитывают своих потомков?
Находясь в далекой тайге в течении всей своей 300-летней жизни, кедр не знал и даже не мог себе представить бытующие в нашем цивилизованном мире опустошительные войны, другие пороки и развивающийся терроризм.”

Владимир Подстрелов, г. Абакан (газета “Хакасия”, 3 октября, 2001 г.)

– А теперь подумайте, почему так сказал поэт?

Берегите эти земли, эти воды,
даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

Окружающая среда и здоровье.

Человек в результате хозяйственной деятельности наносит большой ущерб природе, а вместе с тем и своему здоровью.

Выступление школьного медицинского работника о влиянии экологии на здоровье людей, для выступления можно использовать статью “Экологические болезни” из журнала “География в школе” № 3 2002 г.

Задания по экологии. Вопросы:

1. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку. Какой вред он нанес природе? (Он погубил грибницу, возраст которой может быть 300–500 лет, значит, грибов здесь больше не будет).

2. Почему, не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух).

3. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния, спички).

4. Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса).

5. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места).

6. Почему к весеннему шмелю нужно относиться очень осторожно, бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство).

7. Какое исцеляющее воздействие оказывают на человека домашние животные? (Общение с ними успокаивает, выравнивает давление, понижает влияние стресса).

Природная аптека (подготовить карточки, где перечислены недомогания и растения).

Задание: сделайте правильный выбор лекарственных растений и заболеваний.

Расстройства желудка
Ревматизм
Цинга
Дизентерия
Сердечные расстройства
Простуда
Кровотечения внутренние
Малокровие
Береза
Черемуха
Боярышник
Дуб
Рябина
Малина
Липа
Калина

Природа нашей планеты изменяется, исчезают с лица Земли многие виды животных и растений. Человек задумался о природе и стал создавать территории для ее охраны. Как называются эти территории? (заповедники).

История создания заповедников.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). В период царствования царя Алексея Михайловича Романова к западу от Москвы существовала “Кунцевская местность” – заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот. Особое место в организации охраны природы принадлежит ПетруI . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. Несмотря на эти успехи, заповедному делу предстояло пережить кризисы. Дело в том, что с самого начала работы по созданию сети заповедников предпринимались попытки подчинить их деятельность сугубо практическим целям: акклиматизации и разведению хозяйственно-ценных животных с целью их “утилизации”. Значительная часть заповедников была закрыта, к 1953 году в СССР осталось всего 39 заповедников.
К счастью, уже в 1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам вернули статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. После этого сеть заповедников неуклонно расширялась. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
Огромное значение для охраны природы в России имело принятие в 1995 году Федерального закона “об особо охраняемых территориях”.
В настоящее время сеть заповедников продолжает расширяться. Сейчас в России насчитывается 100 государственных заповедников.

– На территории нашей республики есть заповедник? Как он называется? (Да, “Хакасский”.)

Сообщение о “Хакасском” заповеднике.

Государственный природный заповедник “Хакасский” учрежден постановлением Правительства Российской Федерации от 4.09.1999 года.
ГПЗ “Хакасский” находится в республике Хакасия, включает в себя девять участков: “Подзаплотские болота”, “Озеро Шира”, “Озеро Беле”, “Озеро Иткуль”, “Оглахты”, “Хол-Богаз”, “Казымякская степь”, “Малый Абакан”, “Заимка Лыковых”.
Цель создания заповедника: сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных степных, лесостепных, горно-таежных, высокогорных, и озерных экологических систем.
Кроме заповедников к охраняемым природным территориям относят: национальные парки, заказники, дендрологические парки, ботанические сады.
Еще есть памятники природы, которые необходимо охранять, чтобы сохранить их для потомков. Это пещеры, озера, водопады, рощи, уникальные деревья, минеральные источники и др.
В нашей местности памятником природы является Бородинская пещера. Ее называют сталактитовое и сталагмитовое чудо. Но это чудо природы сейчас находится в критическом состоянии. И от вас будет зависеть ее будущее.
“Земля – наш Дом и дом всех живых существ” из Декларации Земли.
Чтобы сохранить наш Дом государствами принимаются различные природоохранные законы, программы, направленные на улучшение окружающей среды. Различные организации занимаются вопросами охраны природы.
“Гринпис” – партия зеленых, независимая общественная международная организация, основанная в 1971г. с целью предотвращения деградации окружающей среды.
ООН разрабатывает программы по охране окружающей среды (программа “ЮНЕП”)
Активно участвуют в природоохранной деятельности Международный союз охраны природы и Международный географический союз.
WWF – всемирный фонд дикой природы, занимается реализацией экологических программ и влияет на природоохранную политику государства.
Но никакие организации не смогут сохранить Природу, если каждый человек не будет беречь ее.

Костер возле речки.

“…И все-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, к сожалению, не на родине, не в Сибири встретил, а в Подмосковье.
Ехал из аэропорта Домодедово и возле березовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.
Они не торопливо двигались по опушке рощи, о чем-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки от полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутье – все, чем сорит вокруг себя человек.
– Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофер-таксист, везший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. – Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают. Да разве за ними, за поганцами, все приберешь?
Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.
…Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, – жгут мусор возле речки”.

– Ребята, знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?
Поэтому, отправляясь на прогулку в природу, давайте будем следовать примеру этих мудрых, по-настоящему любящих свою землю людей.
Общаясь с природой, люди издавна наблюдали за ней. Так складывались экологические пословицы и поговорки.

Виктор Астафьев

Задание: подбери пословицу.

Пословицы записаны на листах, но каждая пословица разделена на две части. Один ученик начинает читать пословицу, а другой продолжает, подбирая по смыслу.

Много снега –
Лес да растения –
Лес и воды –
Осень запасиха –
Что посеешь,
Враг природы тот,
Не поднимай на лес руку,
много хлеба.
зверю спасение.
краса природы.
зима прибериха.
то пожнешь.
кто лес не бережет.
он послужит и сыну, и внуку.

– Вы знаете государственные и многие религиозные праздники, но есть еще и экологические даты в календаре.

  • 2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий.
  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 1 апреля – Международный день птиц.
  • 22 апреля – День Земли.
  • 22 мая – Международный день биологического разнообразия
  • 5 июня – Всемирный день окружающей среды.
  • 17 июня – Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой.
  • 16 сентября – Международный день охраны озонового слоя.
  • 29 сентября – Всемирный день моря.
  • 4 октября – Всемирный день защиты животных.
  • 14 октября – Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий.
  • 11 сентября – день журавля в Хакасии.

Учениками исполняется сценка (из журнала “география в школе”№3 1994 г. с. 65). После сценки опять включается музыка – шум леса, пение птиц. Затем читаются стихи об охране природы.

Заключение:

– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.

Немудрено добраться
До скрытных тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.