Цели и задачи:
- формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;
- дать общее представление назначения (функций) огня;
- дать знания о причинах возникновения пожара;
- сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
- воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
- активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
- развитие вестибулярного аппарата, координации движений.
Оборудование и материал:
- В группе: иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций; иллюстрации пожарного и пожарного оборудования; удостоверения пожарного (10 шт.), магнитофон, запись марша;
- В физкультурном зале: костюм пожарного (для взрослого), для аэробики: магнитофон, музыка Г.В. Свиридова из кинофильма “Укрощение огня”, цветные платочки (красный, желтый, розовый) (22 шт.); для эстафет: островки (6 шт.), туннель (2 шт.), телефон (2 шт.), детский костюм пожарного (2 шт.), ведро детское (2 шт.), конус (10 шт.), обруч (2 шт.), медали (10 шт.)
(Дети и воспитатель в групповой комнате сидят на стульчиках полукругом)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа?
Дети: О пожарном.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.
Воспитатель: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Воспитатель: Правильно, когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.
Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: Ленивых, трусливых, слабых.
Воспитатель: А вы бы хотели стать юными пожарными?
Дети: Да
Воспитатель: Для этого необходимо много знать и уметь. Мы проведем сегодня испытания, и если вы справитесь, вам будут выданы удостоверения юного пожарного. Итак, начнем!
Воспитатель: Почему возникают пожары?
Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.
Воспитатель: Где могут возникнуть пожары?
Дети: На земле, в воздухе, на воде.
Воспитатель: Правильно. Если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?
Дети: 01.
Воспитатель: А что еще нужно сообщить по телефону?
Дети: Город, адрес, фамилию, что горит.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети: Это огонь.
Воспитатель: Как вы думаете, огонь ваш друг или враг?
Дети: Огонь – враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные.
Воспитатель: Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям этому нужно учиться. Неужели огонь всегда злой?
Дети: Наверное, нет.
Воспитатель: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Дети: В лесу можно погреться у костра, приготовить еду.
Воспитатель:
Ведь без доброго огня
Обойтись никак нельзя.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
(Воспитатель предлагает детям пройти к столу, рассмотреть картинки)
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?
Дети: Правильно с ним обращаться.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физкультминутка “Не ошибись”
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились. А сейчас дети прочитают стихи.
1 ребенок:
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта спичка-невеличка
Может сделать много зла.
2 ребенок:
Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь
3 ребенок:
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать.
4 ребенок:
Если же большой огонь,
Дымом всё объято
Выбегать из дома вон
Надо всем ребята.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
5 ребенок:
Пожарное дело – для крепких парней.
Пожарное дело – спасенье людей.
Пожарное дело – отвага и честь.
Пожарное дело – так было, так есть.
(Звучит “Марш пожарных” - воспитатель вручает удостоверения “Юный пожарный”). (Стук в дверь)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто к нам пришёл?
(Заходит физ. инструктор в костюме пожарного)
Пожарный: Здравствуйте, ребята!
С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные
Пожарный: Молодцы, ребята, угадали, кто я. Сейчас вы узнали много нового и полезного для себя. Получили удостоверения “Юный пожарный”. А сейчас я приглашаю вас в свою пожарную часть на тренировку.
(Звучит музыка, дети уходят за пожарным в физкультурный зал, в руках у них удостоверения)
Пожарный: Вы получили удостоверения “Юный пожарный”?
Дети: Да.
Пожарный: Сдайте удостоверения для проверки ваших знаний в пожарном деле.
(Дети сдают пожарному удостоверения)
Пожарный: Каждый день пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся.
Аэробика под музыку Свиридова “Укрощение огня”
Пожарный: Для практической проверки ваших знаний нам необходимо разделиться на две команды, итак, на 1-2 рассчитайсь! Команды займите свои места и будьте внимательными.
Эстафета №1 “Вызов пожарных”
- Прыжки через островки (3 шт.)
- Пролезть в туннель (1 шт.)
- Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать (крикнуть) “01”
- Обратно – бег по прямой, передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).
Пожарный: Молодцы, ловко вы справились с задачей, а сейчас задание сложнее.
Эстафета №2 “01” спешит на помощь”
- Надеть костюм пожарного
- Взять ведро
- Бег “змейкой” между конусами
- Пролезть в обруч
- “Вылить” воду, потушить огонь
- Обратно – бег по прямой, передаем ведро следующему участнику.
Пожарный:
Все мы силы приложили
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
Пожарный: За отвагу и смелость я вручаю вам медали и ваши удостоверения, вы усвоили все на “отлично”.
(Звучит марш, пожарный вручает медали и удостоверения)
Пожарный: До свидания, ребята!
(Дети под музыку выходят из физкультурного зала).