Цели урока:
- Дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе.
- Продолжить формировать общеучебные умения: сравнительный анализ явлений и процессов, различия фактов и оценок, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов.
- Помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.
Оборудование: художественная литература, учебники, журналы, иллюстрации.
Основные понятия: социум, социальная структура, социальный статус, маргиналы, люмпены, социальное "дно", андерклассы.
ХОД УРОКА
Предварительный этап. На предыдущем уроке учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание: из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни подобрать материал об образе жизни, формах поведения, которые характеризуют так называемое социальное "дно".
I. Начало урока
Мотивация: Настрой на урок. Пожелание удачи друг другу в решении очень сложной задачи.
Постановка цели: Учащиеся самостоятельно должны определить и поставить цели урока.
Особое внимание ребят должно быть направлено на отношение общества к этим людям.
II. Работа с терминами и понятиями
Важно, чтобы учащиеся вспомнили или записали те понятия и термины, с которыми им предстоит работать.
Запись на доске: социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, социальное "дно".
1. Погружение в проблему. " Встречи" с представителями маргинальных слоёв населения. (Фрагмент фильма)
Группы учащихся знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном "дне"
2. Дискуссия: определение позиций. На этом этапе ребята должны определить, какой, по их мнению, должна быть позиция государства к данной группе, а также определить свою собственную позицию по отношению к ней.
Обсуждение начинается со следующих вопросов:
- Кто эти люди – “отбросы" общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
- Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?
Чтобы избежать полутонов в предлагаемых оценках, вопрос надо ставить в довольно жёсткой формулировке "или" – "или".
3. Высказывания учащихся и их позиция к этой проблеме
- По моему мнению, государство должно помогать социально незащищённым слоям населения – пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям.
- Я считаю, что государству необходимо заботиться о развитии образования и медицины, а не тратить деньги таких людей, которые даже не пытаются выбраться из этого "дна".
- В сегодняшнем обществе у всех равные возможности.
- Каждый человек – хозяин своей судьбы, каждый должен сам заботиться о себе, а не ждать "подачки" от государства.
- Люди социального "дна" – это опустившиеся, ленивые, бывшие заключённые, бомжи которые живут в подвалах, трущобах или на помойках – они чаще всего и не пытаются выбраться из этого "дна".
- Бомжи, бродяги, безработные – в первую очередь люди, и им тоже нужна помощь. Нет гарантии, что завтра с тобой не случится беда, и ты не окажешься на улице. Государство обязано помогать своим гражданам в тяжёлых обстоятельствах т.к. никто не застрахован от пожара, войны или других стихийных бедствий. Некоторые люди, потеряв паспорт или став жертвой мошенников, могут стать бомжами. Таким людям, попавшим в беду, необходимо помогать.
III. Релаксация
IV. Проблематизация и работа в группах
Результатом предыдущей работы должно стать понимание детьми самой проблемы отношения общества и государства к представителям социального "дна". Ребята видят, что даже в классе отношение к этим людям разное, к их проблемам, к возможности и необходимости им помогать разное.
Тема социального "дна", поднятая на уроке, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов.
Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?
Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных?
Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?
А если посмотреть на все это глазами тех людей, о которых мы сегодня говорим?
V. Здоровьесберегающая пауза
Ребятам предлагается поработать еще раз в группах.
Представьте себя на месте этих самих представителей маргинальных слоев населения и попытайтесь воспроизвести их взгляды на самих себя, общество, государство.
Ребята сразу же отмечают настороженное отношение этих людей к государству, к представителям власти.
Окружающих они характеризуют как равнодушных, черствых людей, не понимающих их проблем, не проявляющих к ним никакого сочувствия, отторгающих и презирающих.
Учащиеся описывают самовосприятие этих людей в следующих понятиях: безысходность, обречённость, покинутость, неуверенность, пессимизм.
Также необходимо отметить, что, кроме нравственной стороны проблемы отношения к маргинальным слоям общества, есть ещё и политическая.
Она заключается в том, что наличие в социальной структуре большого слоя таких людей представляет определённую опасность для демократии.
Как правило, именно эти люди, мечтающие о порядке, справедливости, искренне верящие всевозможным предвыборным обещаниям, а затем, разочаровавшись в демократических принципах, которые не принесли им реальной материальной выгоды, начинают поддерживать экстремистские силы, пособничать террористам.
Как должна проявляться политика государства в этих случаях?
На следующем уроке учащимся предлагается самим определить политику государства.
VI. Продолжение дискуссии
Чтобы разнообразить спектр позиций, которые ученики выработали в начале урока, предлагается обсудить известную на Западе формулу социальной помощи: "лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку ".
Группы учащихся высказывают свою точку зрения, аргументируют.
Затем ребята предлагают свои конкретные варианты социальной помощи маргинальным слоям населения.
VII. Домашнее задание: Окончательно определиться, оформить и составить программу политики государства по отношению к социальному "дну ".
VIII. Рефлексия
А) Учащиеся в конце урока по группам должна заполнить таблицу и оценить (отрефлексировать) динамику собственной позиции по данной проблеме: "Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то иное или изменили его полностью? "
Б) Ребятам раздаю листы с кластерами. Предлагаю вокруг данного ключевого слова или в данном случае понятия "социального "дна", прописать личностное отношение и представление о нем. Результат заполнения кластера.
IX. Подведение итогов
Комментирование оценок за урок, с позиции "я", "мы":
- "Я" – как работал?
- "МЫ" – насколько мне помогли ребята в группе, а я чем?
Приложение №1
Релаксация
Проводится под спокойную, классическую музыку. Это дает возможность детям расслабиться, и одновременно ребята знакомятся с шедеврами мировой классической музыки.
Приложение №2.
Здоровьесберегающая пауза
Упражнения на расслабление мышц шеи и спины
Наклоните голову назад как можно сильнее, ощутите напряжение шеи. Поверните голову налево до отказа. Отметьте напряжение. Поверните голову направо до отказа. Отметьте напряжение. Верните голову в исходное положение. Расслабьтесь. Сравните ваши ощущения.
Выгните позвоночник дугой и ощутите напряжение вдоль позвоночника.
Вернитесь в исходное положение. Почувствуйте расслабление, оно разливается по всей спине. Спина тяжелая и теплая. Ощутите приятное тепло…
Упражнения на расслабление нижней части тела.
Сконцентрируйте внимание на нижней части тела. Напрягите ягодицы и бедра, крепко прижав пятки к опоре. Расслабьтесь.… Отметьте разницу в ощущениях.