Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Дать учащимся представление о характере, особенностях и тенденциях развития социальных отношений в современном мире и в первую очередь – в нашем обществе.
  • Продолжить формировать общеучебные умения: сравнительный анализ явлений и процессов, различия фактов и оценок, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов.
  • Помочь школьникам осознать свою собственную социальную позицию и возможные перспективы ее изменения.

Оборудование: художественная литература, учебники, журналы, иллюстрации.

Основные понятия: социум, социальная структура, социальный статус, маргиналы, люмпены, социальное "дно", андерклассы.

ХОД УРОКА

Предварительный этап. На предыдущем уроке учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание: из художественной литературы, фильмов, а также из реальной жизни подобрать материал об образе жизни, формах поведения, которые характеризуют так называемое социальное "дно".

I. Начало урока

Мотивация: Настрой на урок. Пожелание удачи друг другу в решении очень сложной задачи.

Постановка цели: Учащиеся самостоятельно должны определить и поставить цели урока.

Особое внимание ребят должно быть направлено на отношение общества к этим людям.

II. Работа с терминами и понятиями

Важно, чтобы учащиеся вспомнили или записали те понятия и термины, с которыми им предстоит работать.

Запись на доске: социум, социальная структура, социальный статус, маргинал, люмпен, социальное "дно".

1. Погружение в проблему. " Встречи" с представителями маргинальных слоёв населения. (Фрагмент фильма)

Группы учащихся знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном "дне"

2. Дискуссия: определение позиций. На этом этапе ребята должны определить, какой, по их мнению, должна быть позиция государства к данной группе, а также определить свою собственную позицию по отношению к ней.

Обсуждение начинается со следующих вопросов:

  • Кто эти люди – “отбросы" общества, сознательно выбравшие такой образ жизни, или лица, нуждающиеся в помощи и особой заботе?
  • Обязано ли государство тратить деньги на помощь таким людям?

Чтобы избежать полутонов в предлагаемых оценках, вопрос надо ставить в довольно жёсткой формулировке "или" – "или".

3. Высказывания учащихся и их позиция к этой проблеме

  • По моему мнению, государство должно помогать социально незащищённым слоям населения – пенсионерам, детям-инвалидам, многодетным семьям.
  • Я считаю, что государству необходимо заботиться о развитии образования и медицины, а не тратить деньги таких людей, которые даже не пытаются выбраться из этого "дна".
  • В сегодняшнем обществе у всех равные возможности.
  • Каждый человек – хозяин своей судьбы, каждый должен сам заботиться о себе, а не ждать "подачки" от государства.
  • Люди социального "дна" – это опустившиеся, ленивые, бывшие заключённые, бомжи которые живут в подвалах, трущобах или на помойках – они чаще всего и не пытаются выбраться из этого "дна".
  • Бомжи, бродяги, безработные – в первую очередь люди, и им тоже нужна помощь. Нет гарантии, что завтра с тобой не случится беда, и ты не окажешься на улице. Государство обязано помогать своим гражданам в тяжёлых обстоятельствах т.к. никто не застрахован от пожара, войны или других стихийных бедствий. Некоторые люди, потеряв паспорт или став жертвой мошенников, могут стать бомжами. Таким людям, попавшим в беду, необходимо помогать.

III. Релаксация

IV. Проблематизация и работа в группах

Результатом предыдущей работы должно стать понимание детьми самой проблемы отношения общества и государства к представителям социального "дна". Ребята видят, что даже в классе отношение к этим людям разное, к их проблемам, к возможности и необходимости им помогать разное.

Тема социального "дна", поднятая на уроке, очень сложная и неоднозначная, остаётся много риторических вопросов, не требующих сиюминутных ответов.

Как определить – кто сознательно выбрал себе такую жизнь, а кто опустился на "дно" в силу сложных жизненных обстоятельств и возможно ли вообще это определить?

Если государство служит человеку, то должно ли оно разделять людей на достойных его заботы и недостойных?

Человек – всегда человек или только тогда, когда соответствует общественным стандартам, т.е. своим поведением и образом жизни похож на других?

А если посмотреть на все это глазами тех людей, о которых мы сегодня говорим?

V. Здоровьесберегающая пауза

Ребятам предлагается поработать еще раз в группах.

Представьте себя на месте этих самих представителей маргинальных слоев населения и попытайтесь воспроизвести их взгляды на самих себя, общество, государство.

Ребята сразу же отмечают настороженное отношение этих людей к государству, к представителям власти.

Окружающих они характеризуют как равнодушных, черствых людей, не понимающих их проблем, не проявляющих к ним никакого сочувствия, отторгающих и презирающих.

Учащиеся описывают самовосприятие этих людей в следующих понятиях: безысходность, обречённость, покинутость, неуверенность, пессимизм.

Также необходимо отметить, что, кроме нравственной стороны проблемы отношения к маргинальным слоям общества, есть ещё и политическая.

Она заключается в том, что наличие в социальной структуре большого слоя таких людей представляет определённую опасность для демократии.

Как правило, именно эти люди, мечтающие о порядке, справедливости, искренне верящие всевозможным предвыборным обещаниям, а затем, разочаровавшись в демократических принципах, которые не принесли им реальной материальной выгоды, начинают поддерживать экстремистские силы, пособничать террористам.

Как должна проявляться политика государства в этих случаях?

На следующем уроке учащимся предлагается самим определить политику государства.

VI. Продолжение дискуссии

Чтобы разнообразить спектр позиций, которые ученики выработали в начале урока, предлагается обсудить известную на Западе формулу социальной помощи: "лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку ".

Группы учащихся высказывают свою точку зрения, аргументируют.

Затем ребята предлагают свои конкретные варианты социальной помощи маргинальным слоям населения.

VII. Домашнее задание: Окончательно определиться, оформить и составить программу политики государства по отношению к социальному "дну ".

VIII. Рефлексия

А) Учащиеся в конце урока по группам должна заполнить таблицу и оценить (отрефлексировать) динамику собственной позиции по данной проблеме: "Утвердились ли вы в своем первоначальном мнении, добавили ли к нему что-то иное или изменили его полностью? "

Б) Ребятам раздаю листы с кластерами. Предлагаю вокруг данного ключевого слова или в данном случае понятия "социального "дна", прописать личностное отношение и представление о нем. Результат заполнения кластера.

IX. Подведение итогов

Комментирование оценок за урок, с позиции "я", "мы":

  • "Я" – как работал?
  • "МЫ" – насколько мне помогли ребята в группе, а я чем?

Приложение №1

Релаксация

Проводится под спокойную, классическую музыку. Это дает возможность детям расслабиться, и одновременно ребята знакомятся с шедеврами мировой классической музыки.

Приложение №2.

Здоровьесберегающая пауза

Упражнения на расслабление мышц шеи и спины

Наклоните голову назад как можно сильнее, ощутите напряжение шеи. Поверните голову налево до отказа. Отметьте напряжение. Поверните голову направо до отказа. Отметьте напряжение. Верните голову в исходное положение. Расслабьтесь. Сравните ваши ощущения.

Выгните позвоночник дугой и ощутите напряжение вдоль позвоночника.

Вернитесь в исходное положение. Почувствуйте расслабление, оно разливается по всей спине. Спина тяжелая и теплая. Ощутите приятное тепло…

Упражнения на расслабление нижней части тела.

Сконцентрируйте внимание на нижней части тела. Напрягите ягодицы и бедра, крепко прижав пятки к опоре. Расслабьтесь.… Отметьте разницу в ощущениях.